Ноктюрн у водосточных труб
СИМФЕРОПОЛЬ, 6 июл — РИА Новости Крым. Уличные музыканты играют и на флейтах, и на саксофонах, на барабанах, под сенью пальм на южном берегу и в тени строительных заборов на пешеходных улицах Симферополя. Играют дети, студенты и исполнители с консерваторским образованием, одни – надеясь повторить путь музыкантов "Ундервуда", тоже начинавших играть на набережных Ялты и Алушты, другие – в расчете накопить на сапоги и коммуналку. В крымских министерствах культуры и туризма, между тем, дружно выражают обеспокоенность, что уличные музыканты могут "вредить имиджу курорта". Невысокий парень в пасмурный уик-энд на симферопольской пешеходной улице поет приятным чистым тенором: "Пускай я никогда не встречал в Африке рассвет…" Оранжевый галстук, конечно. "Мы вместе с птицами в небо уно-о-осимся, мы вместе со звездами падаем, па-да-ем вниз". Антонов, как не узнать. Парень поет, опустив глаза, не глядя на улицу, по которой неспешно идут редкие прохожие. За спиной у него – звуковая колонка, перед ним – коробочка, в нее – денежку бросать. "Эх, для души бы чего-нибудь спели", – прросит с тоской в глазах тощий парень-работяга, электромонтажник Андрей из Вологды. "Антонов не годится?" — спрашивает музыкант. "Не-е-ет, для души – это Анна Герман", — отвечает рабочий Электромонтажникову душу уличные музыканты не потешили: во-первых, они Герман не поют, а во-вторых, говорят – заплатить бы надо, в коробочку… А то уже много спели, а работяга из Вологды все бесплатно тоскует. Музыкант на набережной в ЯлтеОбычно уличные музыканты говорят что-нибудь высоким штилем про романтику дорог и перекрестков, про свободу творчества и суровые уроки улицы. И выдают, кто на что способен: кто под Цоя терзается – примеряет образ, прижав микрофон к щеке, кто – на африканских барабанах бумкает. Одни на скрипке играют, другие поют из "Риголетто". Одни – полны амбиций и мечтают о славе, другие выходят на улицу от банальной нужды. Без них на улице просто скучно. Тем более, что кланяться коробочке вовсе не обязательно. Женщина в белом стоит под пальмой на набережной Ялты со скрипкой. Мимо проходят курортники с большими сумками, девушки фотографируются на фоне маяка и мачт, изогнув изящно ручки над парапетом. Подбегают изредка дети, бросают монеты или небольшие купюры в скрипичный футляр. Ольга Шилина шестой год играет на улице, устремив в море взгляд как у Ассоль из романа Грина. "У меня консерваторское образование, – рассказывает Ольга. – В оркестре играю. И здесь вот, на улице. Потому что в оркестре зарплата – 11 тысяч 168 рублей в месяц… Зимой особенно не хватает: за коммуналку заплатить, за интернет. А летом – сапоги покупаем. Потому что летом – скидки". Улица приносит оркестровому музыканту с консерваторским образованием примерно такой же заработок. Летом бывает и больше. Зимой – меньше. "Вон там, – показывает Ольга налево, – квартет с инструментами играет, из нашего оркестра. И вот тут, – показывает направо, – еще одна группа из наших". Музыкант Ольга Шилина на набережной Ялты Министерство курортов и туризма Крыма призвало администрации курортных городов полуострова систематизировать выступления уличных музыкантов на территории открытых городских пространств. Выделить им отдельные площадки, которые можно бронировать на нужные дату и время, согласовывая с местным управлением культуры исполняемый репертуар. Приглашать самых интересных играть и петь на фестивалях и праздниках. Чтобы все было не стихийно-улично, а культурно-организованно, как в Москве с тамошним проектом "Музыка в городе. Уличный музыкант". При этом исполнители под пальмами должны быть трезвы, опрятно одеты и не пользоваться звукоусиливающим оборудованием, дабы не распугивать курортников. "В случае нарушения правил выступления музыкант попадает в черный список и больше не сможет выступать на городских площадках. Координируют работу с участниками управления культуры администраций. Подобные фестивали и конкурсы помогли бы систематизировать бесконтрольные выступления музыкантов на улицах, которые зачастую нарушают общественный порядок и вредят имиджу курорта", – предлагают в Минкурортов. "Министерство культуры Республики Крым разделяет обеспокоенность, что нынешний формат выступлений уличных музыкантов в городах Республики Крым не соответствует современным требованиям", – вторят в республиканском Минкультуры. В Ялте музыканты в своих скрипичных футлярах, куда собирают монетки и купюры, носят, помимо инструмента, официальный документ – изрядно помятое разрешение на выступление, выданное городским управлением культуры. Нет-нет да и пройдется по набережной полиция, "разделяя обеспокоенность": говорят, что в администрации города хранится не одна жалоба от жителей на шум, поднимаемый творческой интеллигенцией с ударной установкой, подключенной к звукоусилителю. Музыкант на улице Пушкина в Симферополе В Симферополе уличные музыканты играют "несистематизированно" и "бесконтрольно". Договариваются заранее между собой, кому играть на перекрестке пешеходных улиц. В управлении культуры отвечают, что уличные музыканты в городе никому не доставляют ни беспокойства, ни хлопот. "Мы не задавались вопросом: нужно ли как-то организовывать уличных музыкантов, взаимодействовать с ними", – отмечает в комментарии РИА Новости Крым Светлана Хохлова, заведующий сектором по работе с информационно-образовательными учреждениями симферопольского управления культуры. "Они же к нам не относятся – вряд ли они вообще к кому-то относятся. У нас есть наши подведомственные учреждения: музыкальные школы, парки, библиотеки, детские фестивали и конкурсы – мы занимаемся этим", — добавляет специалист. Невысокий парень с красивым тенором, поющий для души симферопольцев "Браво", "Арию", Антонова и "Темную ночь", выступает так, как будто он и в самом деле – ни к кому не относится. Потому что он слепой. "Вы погуглите: Степан Гончаренко, – говорит про напарника его коллега, тоже уличный музыкант Руслан Семейкин. – Он известный человек, с оркестром Львовского театра выступал, на гастролях часто бывает, на конкурсах, концерты дает. Он слепой, а у меня – коксартроз. Мы инвалиды. Людям нравится, как Степа поет. Подходят. А когда узнают, что он – не видит, то… восторг вызывает". Степан учился эстрадному вокалу в симферопольском колледже культуры и искусств. Руслан – самоучка. Оба подростками начинали играть в командах, дружили. Потом Степан пять с половиной лет работал у станка слесарем-сборщиком, Руслан – на стройке. А потом они решили, что улица все-таки лучше. "Улица – это свобода. Мы делаем любимое дело, а нам за это еще и платят. В Ялте вчера были, в Алушту ездим, в Гурзуф, Степана в Ижевск пригласили осенью. Ни под кого подстраиваться не надо, как в клубах, где поешь то, к чему душа не лежит, и пьяные донимают", — рассказывают парни. За четыре часа вечером выходного дня Степан споет около 50 песен, от попсы до оперы. Опустив глаза, стоя на одном месте. Мало кто из уличных музыкантов в действительности видит улицу. Скрипачка Ольга под ялтинской пальмой говорит, что она не заметила, как мимо нее накануне прошел сын. "Если ты играешь честно, без фальши, хорошую музыку, то это не сбор подаяния, это бесплатный концерт для города. Это работа", – делится Руслан. К концу второго часа выступления в коробочке под ногами незрячего тенора Степана лежит около тысячи рублей. Тут, говорят музыканты, как на рыбалке: то клева нет, то большая рыба сама идет. Бывает, редко, конечно, пятитысячную купюру положат, или 100 долларов, когда в душу прохожему попадут, а бывает почти пусто. "Улица – вообще хороший учитель. Унизительно ли петь на улице? Я так думаю: любишь летать – научись падать. Здесь хорошо связки тренировать: то влажно, то холодно, то жара, — можно воспринимать улицу как возможность все время репетировать, как ступень в своей жизни. "Ундервуд", которые спели "Гагарин, я вас любила…" – тоже на набережной Ялты начинали", — говорит Степан Гончаренко. Их все видят и слышат. Уличные музыканты – кто с азартом (за него хорошо платят), кто с печалью (тоже можно конвертировать), играют для публики, которая всегда уходит. Большие города и туристические центры немыслимы без вечернего живого звука, идущего откуда-то из-под пальмы, где вперемешку: и ноктюрны, и брейк-данс на одном пальце, и военные песни вместе с шансоном. "Сегодня мы в основном веселые песни поем. Но вот и лирика. Степа, что это за песня?", — спрашивает Руслан. "Это для меня ялтинские музыкант и поэт написали. Красивая", – отозвался Гончаренко и взял микрофон, опустив глаза.