Каким был последний бой героя СССР Александра Горовца
75 лет назад в небе над Курской областью состоялось сражение, во время которого гвардии старший лейтенант Александр Горовец сбил девять бомбардировщиков фашистов. Но вернуться на базу самолёт Горовца не смог: атакованный четырьмя немецкими истребителями, он разбился. Современные исследователи признают, что история не была продуктом советской пропаганды — лётчик действительно совершил героический поступок и провёл уникальный бой, который вошёл в историю мировой авиации. О подвиге лейтенанта — в материале RT. Александр Горовец родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы под Витебском. Подобно многим своим сверстникам, он с детства стремился в небо. Обучаясь в школе и техникуме, он параллельно работал слесарем в Сантехстрое и учился в аэроклубе. А в начале 1930-х годов принял окончательное решение связать свою жизнь с авиацией. В 1935 году, после выпуска из Ульяновской авиашколы инструкторов Осоавиахима, Горовец получил направление на должность лётчика-инструктора аэроклуба города Шахты. После повышения квалификации в Кировограде, он был назначен на должность сначала командира звена, а затем и командира отряда. В декабре 1939-го был избран депутатом Шахтинского райсовета, а со временем стал начальником аэроклуба. Александра Горовца призвали в армию на четвёртый день войны. Сначала, как инструктора, направили готовить новых пилотов – командиром звена в 20-ю военную авиашколу лётчиков первоначального обучения Северокавказского фронта. Летом 1942 года Горовец ушёл на фронт. На истребителях ЛагГ-3 и Ла-5 (приобретенных за средства, собранные колхозниками Горьковской области) он сражался в рядах 166-го истребительного авиаполка. За год Горовец совершил 74 боевых вылета и принял участие в 10 воздушных боях. Лично сбил два вражеских самолёта. Еще шесть – в составе группы. Был награждён орденом Красного Знамени. В июле 1943-го ему было суждено принять участие в событии, которое историки называют переломным в ходе Второй мировой войны – в Курской битве. Битва над битвой По словам историков, Курская битва стала решающей в ходе Второй мировой войны. Если бы немцы под Курском добились успеха, Восточный фронт надолго бы замер, а у Адольфа Гитлера появилось бы достаточно резервов для того, чтобы не дать силам союзников развернуться в Европе. «Германия поставила всё на исход сражения, — заявил в интервью RT кандидат исторических наук, методист научно-методического отдела Музея Победы Николай Пономарёв. — Сам исход Курской битвы не был изначально предопределен. Для того чтобы добиться победы, нужно было приложить колоссальные усилия. В том числе и лётчикам». «События 1941—1942 годов показали, что, создавая превосходство в воздухе, немцы умудрялись добиться многого на земле. Под Сталинградом немецкая авиация зачастую просто прижимала к земле наши контратаки», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Хазанов. К 1943 году, по мнению эксперта, советское командование учло опыт этих ошибок, и сделало многое для того, чтобы впредь избегать подобных ситуаций. «Существовали далеко идущие планы – остановить наступление врага и наступать самим. А для этого было необходимо, чтобы превосходство в воздухе принадлежало нам. Роль советских лётчиков в Курской битве была чрезвычайно велика», — подчеркнул Дмитрий Хазанов. В свою очередь для поддержки гитлеровского наступления с воздуха, командование Люфтваффе выделило подразделения 4-го и 6-го воздушных флотов. К началу июля каждая из сторон собрала для участия в Курской битве свыше 2 тыс. самолётов. Стоит отметить, что потери авиации в небе над Курской дугой оказались огромными. По оценкам историков, общее количество сбитых самолётов с обеих сторон составило порядка 3,7 тыс. Подвиг Горовца 6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Александр Горовец в составе эскадрильи участвовал на самолёте Ла-5 в патрулировании района Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка. После выполнения задания Горовец летел замыкающим, когда увидел в небе большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Старший лейтенант оторвался от своей группы и атаковал немцев в одиночку. По одной из версий, у него отказала радиостанция и он не смог сообщить о своих действиях другим пилотам. «Дальнейшие события восстанавливались по рассказам очевидцев, в том числе наблюдавших бой с земли. И в их рассказах могут быть неточности, представьте – идёт битва, вокруг дым... По официальной версии, Горовец сбил тогда сразу девять Ю-87. Сегодня это количество самолётов ставится под сомнение. Во-первых, данная цифра не вошла в боевые документы, а оказалась включена в донесения политработника. Во-вторых, Горовец возвращался с выполнения задания, и его боекомплекта могло не хватить на такой бой. Но с другой стороны, он шёл замыкающим и, если он осуществлял прикрытие, то боекомплект у него вполне мог сохраниться», — поделился с RT историк авиации, кандидат технических наук Николай Бодрихин. Согласно официальной версии, восемь «юнкерсов» Горовец сбил из пушки, девятого он достал ударом винта по хвостовому оперению. На уже поврежденной машине старший лейтенант попытался дотянуть до своего аэродрома, но был перехвачен четырьмя немецкими F-190. Ла-5 Горовца был подбит. Выпрыгнуть с парашютом лётчик не успел. Тогда, в разгар тяжёлых боёв, самолёт и тело Александра Горовца отыскать не удалось. Как выяснилось позже, он упал в воронку, а потом его засыпало землёй. 28 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Горовцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. До октября 1957 года Горовец числился пропавшим без вести, пока жители деревни Зоринские Дворы Белгородской области не обнаружили самолёт с останками лётчика. О том, что они принадлежат именно Горовцу, свидетельствовали найденные при нём документы: партийный билет № 2682000, планшет с картой, удостоверение личности и пистолет ТТ. «Сегодня в Центральном музее Вооруженных Сил РФ хранится обнаруженный тогда орден Красного Знамени, гвардейский знак, партийный билет и пистолет Александра Горовца. А также — пушка с его самолёта», — рассказал RT главный научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Владимир Афанасьев. Тело героя с воинскими почестями было предано земле на месте гибели – на хуторе Зоринские Дворы. В различных городах Советского Союза Александру Горовцу были установлены памятники, в чего него названы улицы и школы. Несмотря на споры о том, сколько именно из девяти самолётов, сбитых в том бою, «достал» лично Горовец, эксперты считают его награды полностью заслуженными. «Это был ярчайший лётчик, совершивший очевидный подвиг», — заявил RT Николай Бодрихин. По словам эксперта, сказать наверняка, все «юнкерсы» сбил Горовец лично или только часть из них, теперь уже вряд ли удастся, но в любом случае его бой внёс значительный вклад в общую победу. «Ю-87 – это очень опасная машина. На ней воевал, например, обладатель огромного количества наград Ганс-Ульрих Рудель. «Юнкерсы» позволяли немцам достичь поразительной для того времени точности бомбометания. Есть данные, что они могли нести до 1,8 тыс. кг бомб. Плюс на них устанавливались авиационные пушки. Ю-87 представляли собой серьёзную угрозу для советских танков. Те десять «юнкерсов», которые были сбиты в бою с участием Горовца, – это на практике около 15 тонн бомб, не долетевших до позиций советских войск», — отметил эксперт. По словам историка, некоторое время назад был поднят вопрос о том, чтобы в составе ВКС РФ один из самолётов был назван в честь Героя Советского Союза Александра Горовца. Соответствующее решение пока не принято, но оно, по мнению Бодрихина, восстановило бы историческую справедливость. Лётчик, сбивший, по официальной версии, самое большое количество вражеских самолётов за один бой, однозначно достоин такой чести.