Стадионы окупят футбол, концерты и свадьбы
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что стадион «Лужники» стал счастливым для национальной сборной по футболу на чемпионате мира. Сборная Россия, по его словам, провела на арене «две хорошие, красивые игры». Всего к чемпионату мира по футболу в России подготовлено 12 стадионов в 11 городах. В Москве это «Лужники» и «Спартак». Как рассказал Алексей Шубкин, руководитель Мастерской № 6 архитектурного бюро SPEECH, легендарная Большая спортивная арена пережила несколько реконструкций. Первая была проведена к Олимпиаде-80, тогда были воздвигнуты мачты. Вторая пришлась на 1997 год, когда возвели кровлю над стадионом, а также были поставлены по периметру колонны. Еще одна реконструкция проводилась в 2008 году: стадион изменили, чтобы он мог принимать финал Лиги чемпионов, было увеличено количество мест, обустроены VIP-зоны и помещения для прессы. На окупаемость такие проекты могут рассчитывать спустя много лет. Как рассказал Кирилл Тихонов, консультант практики оказания услуг спортивным организациям PwC, основная статья доходов стадионов — порядка 40–60 процентов — арендная плата от футбольных клубов, которые тренируются и проводят матчи на этих площадках. — На аренах можно проводить как спортивные, в том числе футбольные, так и развлекательные мероприятия, — говорит эксперт. — Например, деловые мероприятия в конференц-залах или даже непосредственно на поле. Мировая статистика показывает: ориентированные на получение дохода стадионы проводят около 180 мероприятий в год. В мире есть практика сдачи стадионов в аренду под свадьбы. В целом, по мнению Кирилла Тихонова, нужно задействовать все возможности использования стадиона, а также прилегающую территорию, только тогда этот спортивный объект сможет выйти на самоокупаемость: «Стадион должен стать точкой притяжения для жителей и центром локального развития». ЦИФРА 15 лет составляет средняя окупаемость стадиона в Америке. В России прогнозы выходят за этот срок. Эксперты называют до 50 лет срок окупаемости арен.