«Это было какое–то безумие»
Когда стало известно, что чемпионат мира по футболу пройдет в России, Евгений Коновалов, директор продакшн-студии «Ориент Медиа», понял: это шанс, который нельзя упустить. И он сам побывал на мундиале и своей семье показал настоящий футбол: «С детства «болею» футболом, но по разным причинам (чаще всего финансовым) прежде не получалось побывать на футбольных событиях мирового уровня. Я долго откладывал реализацию этой мечты, и вот, наконец, сложилось. Отец, жена, шестилетний сын и я хотели не только поддержать нашу сборную, но и посмотреть страну. Еще в декабре 2017 г. взял билеты на самолет, а в марте 2018 г. удалось купить билеты на матчи сборной России. РАСТИМ ПАТРИОТОВ. В нашей семье все мужчины увлечены футболом. Сын занимается в детской спортивной школе «Лучики», был только на нашем стадионе «Динамо». В первую очередь, я хотел показать ему, что такое большой футбол, красивые стадионы, полные трибуны. А мой папа уже 50 с лишним лет следит за чемпионатами мира по телевизору. Никогда не забуду его лицо, когда он сидел на трибуне «Санкт-Петербург Арены» и смотрел на красавец-стадион с 65 тыс. зрителей — для него это было действительно как полет в космос. БОЛЬШОЙ ПОДАРОК. Чемпионат мира — 2018 стал большим подарком всем российским болельщикам. Во-первых, для россиян была специальная, более дешевая ценовая категория на билеты. Во-вторых, обладатели билета на игру сборной России могли добраться из любой точки страны в город проведения матча и обратно по специальному тарифу болельщика — всего за 5 (!) рублей. Такой вот подарок от «Аэрофлота». Также для болельщиков были организованы бесплатные поезда, которые курсировали между городами чемпионата. Вообще на этом чемпионате все было сделано для удобства болельщиков. Бесплатные автобусы-шаттлы во всех городах проведения матчей курсировали между станциями метро, фан-зонами и стадионами. Огромный респект волонтерам, которые во всем помогали болельщикам — подсказывали, как пройти к стадионам, фан-зонам, местным достопримечательностям, помогали ориентироваться на стадионе. При этом волонтеры свободно говорили на английском и других иностранных языках. Я опасался, что при входе на стадионы придется долго проходить различные кордоны безопасности, но ничего подобного — проход занимал минут 15–20, притом что досмотр, действительно, был очень тщательный. Выход с матчей также был незатруднительным и быстрым. В общем, организация была на высочайшем уровне. И это не только мое мнение. Даже президент ФИФА назвал российский мундиаль лучшим в истории. УЛИЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. Самое яркое место тусовки, эпицентр сбора болельщиков — это Никольская улица в центре Москвы. Там творилось что-то совершенно нереальное, вечный карнавал, где болельщики пили пиво, пели песни, общались, фотографировались. Фан-зоны были во всех городах, где проходили матчи, и располагались в центре города, как правило, на площадях. Болельщики, которые не попадали на стадион, могли прийти и посмотреть футбол на больших экранах. Самая большая фан-зона с семью экранами была организована в Москве на Воробьевых горах, возле здания МГУ. Мы смотрели там матч открытия Россия — Саудовская Аравия. Собралось порядка 40 тыс. человек, все болельщики, которые находились в это время в Москве: мексиканцы, перуанцы, бразильцы, уругвайцы, колумбийцы, датчане, кого там только не было! Настоящий огромный Вавилон с постоянным карнавалом, бурлением, общением, братанием — шикарная атмосфера. Было организовано питание, постоянно проходили какие-то дискотеки, выступления известных групп и диджеев. Можно было там целый день тусоваться и получать удовольствие. Идеальное место для футбольных фанатов. На трибунах все болеют, смотрят футбол, а в фан-зоне — действительно настоящий праздник. Встреч было очень много. Я старался общаться с разными болельщиками и у всех спрашивал: «Как вам в России, как вам чемпионат?» И все показывали большой палец и с восторгом рассказывали, как им здесь нравится и как здесь все здорово. Во время поездок на поездах в Питер и Самару вагоны просто «гудели». Мы все вместе пели песни. Поразило огромное количество латиноамериканских болельщиков, в первую очередь мексиканцев и перуанцев. Удивительно: из этих не самых богатых стран, через океан, за тысячи километров, приехало огромное количество людей, чтобы поддержать свою сборную. Они такие яркие, колоритные, со своими национальными музыкальными инструментами и песнями. Мексиканцы в сомбреро, с зажигательными песнями — где бы они ни появлялись, это был праздник. Еще поразило обилие китайцев, несмотря на то, что сборная Китая не участвовала в ЧМ. Они покупали билеты и ходили на все матчи. Особенно огромное количество китайцев было на мачте Россия — Испания, которые были в футболках с российской символикой и поддерживали сборную России. К слову, корейцы и японцы тоже поддерживали нашу команду. НАШИМ НУЖНО ПОУЧИТЬСЯ. Если говорить про отличия наших и иностранных болельщиков, то это внешние атрибуты. Вы бы видели, какие костюмы приготовили зарубежные фанаты! Россияне, как правило, завернуты в триколор и носят какие-нибудь шапочки-кепочки. Хотя были, конечно, колоритные персонажи: Иван Грозный, бояре, русские красавицы в кокошниках, ставших символом чемпионата, — я думаю, те, кто смотрел трансляцию, видел их. И при этом у российских болельщиков скудный репертуар речовок. Их всего три вида: «Россия!», «Нужен гол!» и «Молодцы!». Все. Если наши пели песню — то это была «Катюша». А в арсенале иностранных болельщиков широкий репертуар песен и речовок. Когда они все вместе затягивают песни, это звучит грандиозно. В этом плане особенно выделяются английские болельщики. Также запомнились хорватские фанаты. В общем, в плане поддержки российской национальной команды нам есть куда расти и развиваться. МАТЧ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Матч 1/8 финала в «Лужниках» Россия — Испания был, конечно, самый запоминающийся. Сборная Россия преподнесла сенсацию, выбив в серии пенальти титулованную испанскую команду. Это был матч, полный драматизма, никогда не забуду эмоции, когда наш вратарь Игорь Акинфеев отбил пенальти и сборная России вышла в 1/4 финала. Что творилось на трибунах — не передать словами. Я орал до такой степени, что сорвал голос, все обнимались, не важно, знакомые — не знакомые. Это было безумие, воспоминание о котором останется со мной на всю жизнь. О МИНУСАХ. Понятно, что все хотят заработать на таком событии, но когда цены в гостиницах задираются чуть ли не в 10 раз, это перебор. Многие жители городов тоже попытались заработать на чемпионате — квартиры сдавались чуть ли не за 200 тыс. рублей в месяц. В Самаре самая низкая цена была — 10 тыс. рублей/сутки. Но уже во время чемпионата многие хостелы и гостиницы, простаивая без клиентов, значительно снизили цены, и тем, кто не торопился со съемом жилья, можно было арендовать жилье по нормальным ценам. Но, отмечу, для иностранцев, при нынешнем курсе доллара/евро, наши цены показались очень низкими, они были в полном восторге. НОВАЯ ВОЛНА ИНТЕРЕСА К ФУТБОЛУ. Убежден, что чемпионат окажет грандиозное влияние на спортивную жизнь страны. У нас появились новые потрясающие стадионы, на которые приятно ходить на футбол всей семьей. Уверен, что уже в этом сезоне посещаемость матчей чемпионата России вырастет значительно. Помимо стадионов, в городах появилась новая инфраструктура — дороги, транспортные развязки, аэропорты (как в Самаре и Калининграде). Сами города были облагорожены, там появились новые зоны отдыха, парки. В Самаре просто потрясла прекрасная набережная. Мой друг побывал в Саранске и говорит: просто великолепный город, где к ЧМ было сделано очень много. Он влюбился в Саранск. Болельщики восторженно отзываются о Казани, Нижнем Новгороде. В общем, действительно, к ЧМ готовились основательно. И еще один важный момент: в мире очень много негативных стереотипов о России. И болельщики, которые ехали к нам с опаской, были потрясены русским гостеприимством, красотой городов и нашей кухней. Страна открылась миру, и все, кто приехал, захотят еще раз вернуться либо будут рассказывать о своих впечатлениях. Посмотрим, насколько вырастет поток туристов в Россию».