Главный тренер сборной ДФО по кудо - о пути к заслуженному тренеру РФ
Жители края уделяют большое внимание успехам спортивных земляков, с восторгом встречают очередной кубок или золотую медаль. И как-то не интересуются судьбой тех, на чьих глазах чемпионы делали первые шаги к большому спорту. Например, главный тренер сборной Дальневосточного федерального округа по кудо Юрий Бородий (ДЮСШ «Бастион», Владивосток) за воспитание десяти чемпионов мира, троих победителей и призёров Кубка мира и множество чемпионов России, Дальнего Востока и Приморского края удостоен почетного звания Заслуженный тренер Российской Федерации. Травма навигатора - Юрий Иванович, как шли к большому спорту и работе тренера? - Никогда не мечтал быть тренером. В детстве, как и все мальчишки моего времени, занимался футболом, волейболом, боксом, борьбой. После школы поступил в морское училище, получил специальность «электро-радио навигатор» и по распределению попал на Дальний Восток. Случайная встреча на корабле во Владивостоке с Виктором Боевым дала старт моей спортивной жизни. Виктор Семёнович привёл меня в кудо дайдо дзюку и стал моим первым тренером. Вторым важным человеком в моей карьере стал Алексей Кононенко, который сейчас выступает за Японию и является неоднократным чемпионом этой страны по кудо. С 1989 г. стал совмещать работу на судне со спортом, достигая определённых успехов, успешно проходил аттестации. Стал готовиться к чемпионату мира в Японии, но за неделю до вылета получил травму стопы. Обидно, ведь я был в отличной физической форме! Японец, который в итоге стал чемпионом, несколько раз проигрывал мне. Но, как говорится, можно не стать знаменитым спортсменом, но стать выдающимся тренером... Стал реализовывать себя в качестве наставника, а в 1993 г. осознанно остался по другую сторону татами: выбрал тренерскую стезю, заменив на «боевом посту» в ДЮСШ «Бастион» Алексея Кононенко. Сначала тренировал детей, ко мне присмотрелись и доверили работать со сборной Дальнего Востока. - Помните своё первое занятие в качестве тренера? - Смутно, всё очень сумбурно. Мы, по большей части, занимались пропагандой кудо среди населения т. к. мало кто знал про этот вид спорта. С приходом Валерия Осокина тренеры начали проходить квалификационные сборы, и наша работа стала походить на то, чем мы занимаемся по сей день. Когда дайдо дзюку стало занимать слишком большое место в жизни, без тени сомнения уволился с судна и посвятил всего себя спорту и детям. Хорошо помню первых учеников. Например, очень перспективного молодого человека Михаила Стопкина, которого я первым отправил на первенство России в Москве. Он вошёл в тройку лидеров, заняв третье место. В качестве главного тренера я впервые поехал на соревнования со сборной юношей. Мои ребята в течении пяти лет занимали первое командное место и показывали хорошие результаты. Многие из них сейчас отстаивают честь сборной Дальнего Востока на чемпионатах России и мира: Андрей Гришин, Гиган Моновозян, Игорь Пермин, Константин Караульных, Евгений Шаломаев и Андрей Черных. Можно сказать, что эти спортсмены в буквальном смысле росли у меня на глазах. Они меня воодушевляют продолжать работать, вкладывать силы в подрастающее поколение кудоистов. - Вам удалось исполнить мечту каждого тренера – воспитать чемпиона мира? - Такой результат - труд нескольких тренеров, я тоже прикладываю к этому руки. Мой сын Георгий в 2014 г. стал чемпионом мира в юниорской категории 16-19 лет. Воспитанник моего коллеги Виталия Бордюкова Андрей Черепанов тоже стал первым среди юниоров в том токийском чемпионате. 2014 г. в целом можно назвать триумфальным для Дальнего Востока: фактически все ступени пьедестала заняли наши кудоисты. Радость побед - Как вы ощущаете себя в звании Заслуженный тренер РФ? Не у каждого наставника Приморья есть такая регалия... - Ничего для меня и моего ощущения в профессии не поменялось. Со званием или без него я бы всё равно продолжил готовить спортсменов высокого уровня. Сейчас на моём счёту 15 таких ребят и останавливаться на достигнутом не собираюсь. Тренера красит не звание, а победы его учеников. Меня переполняет счастьем, когда я вижу своих кудоистов на пьедесталах, с кубками в руках и медалями на груди. Посмотришь на их радостные лица и понимаешь, что живёшь не зря. - Вы можете сказать, что нынешние ваши ученики сильно отличаются от предыдущих поколений спортсменов? - Дети очень сильно изменились и, увы, не в лучшую сторону. В 90-е года для того, чтобы попасть на кудо дети проходили отбор, сдавали тесты на «профпригодность» и в группы попадали только сильнейшие из них. С каждым годом ребята становились слабее, и от отборочной системы пришлось отказаться совсем. Сейчас ситуация ещё сложнее. Отказывать нельзя категорически. Если я сейчас откажу юному представителю «поколения ноутбуков и гаджетов», то закрою ему дорогу в спорт - чем он ещё будет заниматься? Что-то другое он вряд ли попробует. А так - есть шанс заинтересовать, оторвать от мультиков и дать ему хорошую физическую подготовку. И пусть он не станет великим спортсменом - практика показала, что из 20 детей в группе только у максимум трёх «что-то получится» - но зато научится ставить цели, стремиться к их выполнению, станет дисциплинированным, ответственным. Этих качеств и не хватает современным детям. Отдельная песня - А что говорят по этому поводу родители? - Родители - отдельная песня. Большинство их них отдают детей в спорт, чтобы они были просто заняты. Редкие из них интересуются профессиональным ростом ребят, спрашивают про успехи и ошибки, над которыми необходимо работать. Мне невероятно сложно воспитывать будущего чемпиона, помогать ему прогрессировать в спорте и общефизической подготовке, когда он полностью расслабляется дома, не делая даже банальную зарядку по утрам, - родители то не контролируют. Сейчас главный мой инструмент - мотивация ребёнка. Львиная доля обучения строится на просмотре фильмов, разговорах, чтении книг, объяснении, что спорт необходим каждому человеку независимо от его будущей профессии. Человеку, прошедшему спортивную школу, легче добиваться намеченных целей в жизни. В связи с тем, что родители держат нейтралитет, не вмешиваются в процесс обучения, ребёнка очень сложно мотивировать на дальнейшие свершения после победы на соревнованиях - дальше ведь будет гораздо сложнее. Про мотивацию после проигрыша и говорить нечего, часто родители забирают ребёнка из секции в самый пик его развития, так как им кажется, что результата нет. Если ещё одна проблемная категория родителей - мамы и папы, требующие от ребёнка невозможного. У меня волосы на голове встают, когда я слышу про распорядок дня некоторых воспитанников: утром бассейн, после школы танцы, потом музыкальная школа, а вечером кудо. Дорогие родители, подумайте о состоянии растущего организма при таком ритме жизни! Он же однажды просто сломается и не захочет вообще ничем заниматься. Всё должно быть в меру, чтобы ребёнок учился завершать начатое, не бросал дело на полпути. - Выходит, родители тоже участвуют в становлении спортсмена? - Разумеется. Работа с ребёнком принесёт хороший результат только в тандеме «родитель-тренер». Мама и папа должны быть его самой главной группой поддержки, которая и радость победы разделит, и боль поражения уймёт. Даже при самой сильной занятости у родителей не может не быть времени на то, чтобы поинтересоваться успехами чада у тренера. Грустно, что в погоне за деньгами для обеспечении ребёнка взрослые забывают о самих детях. - Какое самое важное качество воспитывает в детях спорт? - Заставляет человека думать и работать, учит преодолевать препятствия, непременно вставать даже после самого мощного падения через «не хочу» и «не могу». Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Быстрее, сильнее, выше» ДОСЬЕ Юрий Иванович Бородий родился 13 декабря 1971 г. в Кронштадте, Санкт-Петербург. Тренер-преподаватель по кудо высшей категории, Заслуженный тренер РФ, 3-й дан по кудо, Мастер спорта России по восточному боевому единоборству, Отличник физической культуры и спорта РФ, многократный чемпион Приморского края и Зоны Сибири и Дальнего Востока по кудо (1996-1999 гг.), Чемпион Приморского края по кикбоксингу и рукопашному бою.