Войти в почту

Жара в салоне до +70 и оторванные колеса. Гонщики о ралли и своей работе

20 июля в Астрахани стартовали участники международного ралли «Шёлковый путь». 25 июля в рамках пятого этапа соревнования они добрались до Волгограда, преодолев дистанцию в 538 километров, из которых 443 километра стали «боевыми». В ралли принимает участие 300 человек из 25 стран мира. Корреспондент «АиФ-Волгоград» пообщался с некоторыми из спортсменов и узнал, правда ли, что в жару в салоне гоночного авто температура воздуха поднимается до +70 градусов, действительно ли они могут разгоняться на трассе до 187 км/ч, а машины потребляют за один этап гонки 500 литров топлива, чем отличается вождение гоночного автомобиля от обычного, как пилоты ориентируются на трассах и не только. Колеса за 10 млн рублей В ралли принимает участие 26 экипажей внедорожников и 17 экипажей в грузовом зачете. Среди них – известная российская команда «КАМАЗ-мастер», созданная еще в 1988 году. В «Шелковом пути» от нее на гонку вышло шесть машин. Одним из пилотов является Эдуард Николаев, мастер спорта России международного класса, трёхкратный победитель «Ралли Дакар» 2013, 2017, 2018 годов, победитель ралли «Шелковый путь» в 2010 году. Он ездит на спортивном грузовике «КамАЗ-4911 Extreme». Эдуард родился в городе Набережные Челны, где находится завод КамАЗ. Свой путь в большой спорт он, как и многие автогонщики, начинал с картинга, которым он увлёкся ещё в детстве с подачи отца Валентина - шестикратного чемпиона России по багги . «Когда я был мальчишкой, хотел попасть в команду «КАМАЗ-мастер». Отец часто меня брал на свои тренировки и соревнования. В то время, кстати, баггисты и камазисты входили в одну команду. Помогать отцу я тогда не мог в силу возраста, но наблюдал, фотографировал. В 17 лет мечта попасть в команду осуществилась. Я тогда учился заочно в институте, параллельно работал, набирался опыта – по началу был простым механиком, обслуживал автомобили, затем стал экипажным механиком, который сидит в кабине, а теперь вот пилот», - рассказывает Эдуард. Сейчас отец ездит вместе с ним на 35-тонной машине в составе технического сопровождения экипажа команды, которое возит запчасти. Эдуард Николаев скромный спортсмен. Во время вопроса как он все-таки попал в команду, тактично и смущенно увел разговор в другую тему. Отметим, что его в нее пригласил руководивший в то время командой Семён Якубов после того, как Эдуард победил на одном из всероссийских чемпионатов по картингу. По словам Николаева, в течение года его команда часто ездит, много времени проводит на соревнованиях. «Между ними нет больших пауз, мы почти всегда за рулем. Тренировки проводим в Астраханской области, в Африке в Морокко, в Казахстане в песках», - рассказывает он. Участок гонки «Шелкового пути» от Астрахани до Волгограда ему понравился. «В Астрахани нас встретили степные ухабы, ямы, пески. В Волгограде нас поджидали необычные, сложные песчаные дюны, степные «прямики», где мы ехали на максимальной скорости», - делится впечатлениями Эдуард. Кстати, его машина за 16 секунд может разогнаться до 100 км/ч. В целом она способна ехать со скоростью 180 км/ч. Маршрут до Волгограда был сложен и опасен, вспоминает Эдуард. «Одна из команд-конкуренток потеряла два грузовика и даже снялась с ралли. Мы были осторожны, т.к. местность была подтоплена дождями. Тяжелым грузовиком трудно управлять на скользкой дороге», - рассказывает он. Эдуард отмечает, что на этом этапе соревнования критических поломок машин не происходило. «Из-за них можно серьезно отстать от конкурентов. К примеру, замена колеса занимает от семи до 12 минут. Весит оно 150 килограмм», - поясняет он. Меняют его трое человек. Для этого экипаж с собой возит ключи, домкраты, отвертки и т.п. Чинит машину даже пилот, а вот команда, которая возит запчасти не имеет права помогать экипажу и вообще едет по другой трасе. Покупка запчастей ложится, как правило, на командный бюджет. «Автомобильный спорт очень дорогой. Одно колесо стоит тысячу евро (в переводе на ниши деньги - 73580 рублей). За гонку каждый из наших шести грузовиков израсходует 22 колеса (итого примерно 9,7 миллиона рублей). Остальные запчасти еще дороже», - приводит пример Эдуард. По его словам, вне соревнований участники команды работают инженерами и конструкторами на заводе. «Гонки для нас просто хобби» Участвует в «Шелковом пути» и российская команда G-Energy. Пилот Владимир Васильев, мастер спорта международного класса, победитель и призер зимних трековых гонок в классе N-1600 буквально только что приехал из Испании, где одержал победу на седьмом этапе Кубка мира по ралли-рейдам «Баха Арагон» в Испании. В классификации кубка он сейчас на второй позиции. Владимир из-за этого стартовал на «Шелковом пути» самым последним, но уже показывает хороший результат. Ездит он на внедорожнике.Любовь к автомобилям у него зародилась еще в девстве. «Мечтал стать водителем. Когда подрос, сел за руль трактора, я же деревенский житель, родился в Тверской области», - вспоминает он. В большой спорт Владимир попал, по его словам, в 2011 году. «Захотелось адреналина получить, выпустить пар. Работа никогда не была связана с гонками и сейчас тоже. Сначала просто взял спортивную машину в аренду попробовать, и понравилось, затянуло. Раньше, до гонок, я думал, что хорошо умею управлять авто, не понимал, какая разница между обычным и гоночным авто. Сейчас знаю, что это абсолютно разные вещи. Спортивная машина требует совсем других принципов управления, плюс, она быстрее, реще. Сидя в ней, по-другому нажимаешь газ, поворачиваешь, тормозишь», - объясняет Эдуард. По его словам, гонки для него хобби, а не работа. «Шелковый путь» для меня соревнование ради удовольствия. Я не профессиональный гонщик. Беру отпуска, чтобы поучаствовать в ралли», - с улыбкой поясняет он. Отметим, что на «Шелковом пути» он в 2016 году занял третье место. Владимир часто ездит на соревнования с семьей. В этот раз с ним сын, супруга, трое дочерей. Они его поддерживают. Сын мечтает стать гонщиком, как папа. Помимо семьи у него довольная внушительная команда – восемь механиков и штурман. С гоночным авто в соревнование отправились 35-тонный грузовик с прицепом и автодом. По словам Владимира, гонки - большое напряжение для спортсмена. «Условия тяжелые, кондиционеров как в гражданских авто нет, есть только шланг на потолке, из которого в лицо дет небольшой поток воздуха. Если на улице жара +40 градусов, то в машине она составляет +60... +70. Четыре часа в салоне как в сауне», - поясняет он. Пилот также рассказал, что на «Шелковом пути» команды ориентируются по дорожной книге и GPS от организаторов гонок. Пилот и штурман видят на карте точку, но новигатор им не прокладывает путь, они сами его ищут. Раз, и экипаж занесло на путь с крупной ямой, трамплином и другими препятствиями. В дорожной книге для пилота и штурмана есть пометки в духе «на этом участке дороги опасность достигает третьего уровня», это максимальный, а минимальный – первый. На таком участке нельзя нестись на полном ходу, нужно притормозить, аккуратно проехать, иначе перевернешься, разобьешь машину. Владимир также отмечает, что после соревнований машин полностью разбираются командами и снова собираются. Бак на 500 литров бензина Еще одна российская команда на «Шелковом пути» - G-Force Motorsport. От нее на соревнование вышел пилот Андрей Рудской на автомобиле G-Force Барс отечественного производства. Команда участвует в этом ралли уже пятый раз. «Мы любители, но сражаемся с профессионалами», - рассказывает Рудской. «КАМАЗ-мастер», к примеру, заводская команда, а мы нет». Автомобиль у него собственного производства. Зарубежный аналог этой машины стоит от 600 000 евро до миллиона. Но G-Force Барс в разы дешевле них. Внутри него приборная панель с четырьмя спутниками и экраном, на котором отображаются все данные и параметры об авто: температура двигателя и коробки передач, топлива, давление масла и гидроусилителя руля и т.п. «Видим даже, с каким давлением у нас накачено колесо. В дороге следим по устройствам, нагревается ли какое-либо колесо или разбортировалось ли оно», - поясняет он. Все это очень важно. Экипаж знает, за что отвечает каждая из множества кнопок в салоне. «Следим за температурой топлива. Нормальной считается +40... +50 градусов. При больших значениях бензин «закипает», т.е. пузырится. Кислородные пузырьки мешают работать системе топливоснабжения», - рассказывает он. Отметим, что сидение в салоне для пилота делалось специально для него на основе его параметров. Бак машины рассчитан на 500 литров топлива, этого объема хватает на 600-700 километров. Запас топлива у нее- до 50 литров по бокам борта. «Раньше использовали авиационное топливо, а сейчас - бензин Аи-100», - рассказывает Андрей. Последний, кстати, появился в России совсем недавно. Главное его отличие от других видов горючего – это высокое октановое число. С трассой Астрахань – Волгоград, машина Андрея справилась, но без поломок не обошлось. «После удачного старта у нас отвалилось заднее левое колесо, т.к. ехали очень динамично, подлетели и приземлились на него. Сперва датчики показали, что оно разбортировалось. Мы остановились, поменяли его, проехали километра два-три и поняли, что колесо не едет как надо – оно просто оторвано. Восстановили работоспособность автомобиля и поехали. Пришлось обгонять безумное количество машин», - отметил пилот. По его словам, на ремонт колеса ушло почти два часа. «Трасса быстрая. В начале казалась не сильно тяжелой. Очень коварным был кусок в 100 километрах от финиша – поля залитые дождями. При высокой скорости авто сильно скользит на таком участке», - отметил Андрей. Встретили команду и крупные земляные бугры. «Сегодня на одном из них перевернулся один экипаж. Очень коварные условия — медленно ехать невозможно, потому что застрянешь, а быстрая езда грозит переворотом. Кроме того, грузовики оставляют после себя колеи выше колена, по котором трудно ехать», - поясняет он.

Жара в салоне до +70 и оторванные колеса. Гонщики о ралли и своей работе
© АиФ Волгоград