Войти в почту

Российские уличные гонщики решают вопросы с полицией и презирают мажоров

Город засыпает, просыпаются гонщики. Каждую ночь с пятницы на субботу на подмосковных трассах проходит русская версия «Форсажа»: с голыми танцовщицами, музыкой, гонками и файер-шоу. Со стритрейсерами борются все — от полиции до депутатов Госдумы, которые готовят законопроект о введении уголовной ответственности за уличные гонки. Сами же гонщики не считают себя преступниками: называют свое увлечение автоспортом, выступают за здоровый образ жизни и просят не ассоциировать их с Марой Багдасарян. «Лента.ру» пообщалась с лидером крупнейшего сообщества стритрейсеров Евгеном (настоящее имя наш собеседник решил не называть) и выведала тайны запрещенных уличных гонок. «Лента.ру»: Давно вы катаетесь? С чего вообще все это началось в России? Евген: Это было начало нулевых. Люди посмотрели первый «Форсаж», решили попробовать — и понеслось. Изначально в России была одна команда стритрейсеров, потом у них началась дележка на тему того, какие машины пускать, а какие нет. В результате появилась другая команда, которая с удовольствием забрала себе «тазы», третья, четвертая… Тогда это было дико популярно, команды собирали по тысяче машин. К нам по-другому относились и власти, и полиция: уровень коррупции был выше, деньги брали с большим удовольствием. Где начинались московские гонки? На Воробьевых горах. Первые заезды вообще проводились на смотровой, но потом из-за разногласий с жильцами окрестных домов и полицией появилась мода собирать колонну машин и уезжать подальше. Сначала старались кататься в Москве — на ВДНХ, в Сокольниках. Со временем стали уходить в область, по принципу где можно договориться с полицией, потом — где не мешаешь людям. Не мешаешь — значит, меньше вызовов, значит, и договариваться не нужно. Как вы попали в тусовку? Я приехал с друзьями на смотровую, увидел аварийки, а дальше — как в тумане. Очнулся на финишной… Погонял недолго, потом понял, что организовывать интереснее. Я был в нескольких командах, потом создал свою. Сейчас она самая крупная в Москве, наше сообщество в социальных сетях насчитывает около 39 тысяч человек. Участие в гонках — дорогое удовольствие? У нас существует спонсорский взнос — от 200 до 400 рублей с машины. Все эти деньги уходят на организацию гонок: гонорары артистам, гоу-гоу, стриптизерш, файер-шоу, ведущего, «договор» с полицией и так далее. У нас остается либо ничего, либо очень мало. То, что стритрейсеры зарабатывают по 500 тысяч за гонки, это миф. Как все проходит? Мы собираемся и колонной едем на место гонки. С аварийками, флагами, все как положено. Впереди — эвакуатор, который мы используем в качестве сцены — на нем выступают артисты. На въезде стоят парковщики, которые ориентируют участников, где оставить машину. Люди оплачивают участие, паркуют машины и ищут соперника. Ну или обращаются к организатору, который помогает подобрать максимально совместимую машину. Потом девушка дает команду, и машины стартуют. Голая девушка? Приглашенная артистка — гоу-гоу или топлес-гоу. У нас стриптиз танцуют даже зимой, рекорд был при минус 27 градусов. Девчонка тогда три минуты танцевала, колесо сделала, на шпагат на снег села. Мы тогда все офигели — думали, может она морж? Оказалось, просто старательно работала, потом сидела в машине, чаем отогревалась. Топлес-гоу по цене в три раза дороже обычных, но танцуют немного хуже. Правда, народу все равно нравится: как-то раз пробовал чередовать их, так парень, проехавший во время выхода одетой девушки, потребовал перезаезда. Говорит, дай хоть сфоткаюсь с ней, друзьям покажу. Нечестно получается, платим по 400 рублей, но один видит грудь, а другой — лифчик со стразами. Девушка станцевала, дала отмашку — и... Машины едут 402 метра, там стоит другой организатор, который называет визуальный результат. На 600, а затем 800 метрах стоят контрольные точки безопасности — смотрят, чтобы машины остановились, развернулись и поехали обратно стороной, не в лоб старту. Еще у нас существует профессиональная система хронометража, мы ставим ее на каждое мероприятие, как на легальных гонках. Эта система отмеряет время прохождения 402 метров и скорость на финише. Сделана русским умельцем, но полностью соответствует американской, хоть и стоит в десятки раз меньше. Зрители сильно рискуют? Как вы вообще обеспечиваете безопасность, если уместно об этом говорить? У нас всегда стоят люди вдоль дороги, отгоняют зрителей, стоят точки безопасности, где есть аптечки и огнетушители. Я специально обучал своих организаторов, водил на курсы скорой помощи. Аварии были? Серьезных аварий ни разу не было. Самое страшное ДТП с участием стритрейсеров произошло в 2010 году в Царицыне, у другой команды: они закрывали сезон, и одна машина во время заезда въехала в толпу и сбила троих человек. Один из них погиб, еще один получил травму. Мы всеми командами собрали деньги ему на лечение, поставили человека на ноги. Где сейчас проходят гонки? Как правило — в области, в Москве сейчас особо не договоришься. А там, где можно договориться, дороги моим требованиям безопасности не соответствуют. Нам предложили одну за 50 тысяч рублей, но там машины стоят слишком близко друг к другу, систему хронометража не поставишь и зрителей деть некуда. Как вы договариваетесь с полицией? Последние года три договариваться трудно. Сотрудники денег почти не берут, за работу переживают. Отношение к стритрейсерам стало серьезным: теперь, если вызывают полицию на гонки, приезжают два экипажа. Когда один отчитывается, что разогнали, приезжает следующий, чтобы проверить. Тут работают только личные отношения с теми, кто нас давно знает, они просто звонят и говорят: «Мы едем оттуда-то, у тебя есть 20-30 минут, сделай так, чтобы мы вернулись, а у тебя уже все закончилось». А если все же приходится договариваться, какие расценки? В Москве сейчас от 50 и выше за дорогу, наши мероприятия столько и не собирают. В области проще, раньше можно было договориться и за 3-4 тысячи рублей. Вообще, по ценам есть два варианта: либо ты платишь процент с собранных денег, либо есть такса — например, десять тысяч. У каждого из способов оплаты свои плюсы и минусы. С таксой ты не останешься в минусе, с другой стороны, иногда у тебя много участников, и после фиксированной оплаты остается больше денег. Но однажды у нас была ситуация, когда один из наших организаторов попал в ДТП, разбился на мотоцикле, и мы хотели собрать ему деньги, сделать благотворительный заезд. Мы пытались объяснить полиции, что собираем деньги на лечение человеку, но они уперлись: платите таксу за проведение мероприятия — и все. Это минус договорной системы. Часто встречаются принципиальные сотрудники, которые не берут? Да. Приезжают по принципу «нет, нифига, разъезжайтесь», и все, что мы можем, — это выиграть немного времени во время диалога, завершить мероприятие и разъехаться. Поэтому мы предпочитаем выбирать отдаленные дороги, по которым никто не ездит, нас никто не видит, а значит — и не вызывает полицию. Хотя в прошлом году бабушка, живущая в семи километрах от дороги, узнала о гонках, пошла в управу и написала жалобу. В результате к нам прислали 27 экипажей ДПС — при том что у нас участвовало всего 50 машин. Я еще посмеялся, что у нас на две машины один экипаж ДПС получается, нас могут строем проводить. Камеры видеофиксации вам проблем не создают? Мы выбираем дороги без камер, в Подмосковье их хватает. Обычно это съезды с трасс, пути, ведущие в глухие деревни, куда ночью никто не ездит. Но если вдруг видим, что по дороге едет «транзит», — обязательно пропускаем. Особенно если это скорая, пожарная, МЧС — все наши машины останавливаются, даже если уже выставлен старт, свободные организаторы бросаются в прямом смысле расчищать дорогу, расталкивать зрителей, разгонять машины. Если вы стараетесь доставлять всем минимум хлопот, почему к вам ухудшилось отношение властей и полиции? Во многом из-за раздутых СМИ скандалов с золотой молодежью. Мажоры к гонкам вообще никакого отношения не имеют, поэтому больно колет, когда говорят, что они стритрейсеры. Сейчас почему-то у всех такая позиция, что если человек разбился на большой скорости — это гонщик, а не мудак за рулем. Сталкивались с кем-то из них? С Багдасарян, например? С Марой я не знаком и знакомиться не планирую. Знаю Давидыча — он позиционирует себя как отец российского стритрейсинга, потому что сам так себя назвал. Но отношения к гонкам он не имеет. Но они точно так же, как и вы, гоняют ночью по дорогам. В чем тогда принципиальная разница между вами? В том, что мы за безопасность и за автоспорт, они — за свои понты. Говорят, у них даже есть такая фишка: собрать как можно больше штрафов за поездку. Мы такого не понимаем. Наши гонщики в обычное время на дорогах ведут себя спокойно. Приезжают по пятницам выпустить пар: неделя прошла тяжело, босс — козел или подчиненные — идиоты… Получают свою дозу адреналина, общаются, курят кальян и разъезжаются. Я вообще позиционирую гонки как вариант спортивного и безалкогольного досуга. Бывают пьяные участники? У нас есть алкотестер. Мы не допускаем таких водителей до гонок, буйных сдаем полиции — помогаем им бороться с пьянством за рулем, так сказать. Сколько человек обычно участвует в гонках и кто они? От 30 до 300 машин, в зависимости от погоды и места проведения. Мы катаем с весны до глубокой осени — до плюс пяти, пока ездить безопасно. У нас народные гонки, поэтому участвовать могут все, для некоторых даже есть льготы. Например, инвалиды, многодетные и полицейские ездят бесплатно. И полицейские? Неофициально же. У нас разные люди, правила для всех одинаковые: трезвость и адекватное поведение. Сложнее всего с мажорами и кавказцами — ни те, ни другие не хотят соблюдать требования. Первые обязательно начинают дрифтовать на парковке, вторые пристают к женщинам... Проще не пустить, чем всякий раз объяснять. Для кавказцев гоу-гоу — как красная тряпка для быка, они то на эвакуатор полезут, то за руки танцовщиц начнут хватать со своими «эй, Наташа, пойдем трахаться». Как-то раз девчонку до слез довели. Они же не понимают, что это не просто девушка в белье — это артистка, и она здесь работает. Есть ли возможность провести гонки легально? Есть более масштабные мероприятия, с победителями, но они проводятся редко и на официальных полигонах. Это дороже и сложнее в организации: нужно оплатить аренду, уведомить управу района, вызвать на место скорую помощь, МЧС... Иначе тебе не согласуют проведение мероприятия. Для проведения легальных гонок нужно собрать минимум три тысячи с автомобиля, плюс человек потратит деньги на бензин. Не каждый может позволить себе участие в них. Тут же всего 400 рублей — на них человек и в баре не посидит, и кальян не покурит… Как часто проводятся легальные мероприятия? Крупные мероприятия — открытие и закрытие гоночного сезона, большие гонки в середине сезона, когда мы по системе хронометража отбираем 32 самые быстрые машины. На обычных гонках у нас нет победителя как такового, люди просто выбирают соперников и соревнуются с ними. Какое наказание предусмотрено за организацию нелегальных гонок в России? Никакого. У нас нет официальной статьи за уличные гонки. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, вводящий наказания для стритрейсеров — и участников, и организаторов. В нем указана ответственность вплоть до уголовной, лишение прав и миллионные штрафы. И с нами никто не советуется, не обсуждает вопрос, поэтому мы переживаем, что люди начнут «попадать» за все подряд, без разбора... С другой стороны, я рад, что таким образом закроют маленькие клубы, сборища малолеток, которые игнорируют безопасность. Вроде тех, что устроили беспорядки на Ходынском поле в 2016 году? Да, «Боевая классика» — она не имеет отношения к гонкам. Просто сообщество владельцев «жигулей», малолеток, которые не хотят соблюдать законы и адекватностью не блещут. Самое гадкое, что тогда на Ходынке собрались они, а пострадали все. Приехали, начали гоняться, дрифтить, пока на место не вызвали полицию, и начались задержания… После того как это случилось, к нам на мероприятия въезд с наклейками «Боевая классика» был запрещен, потому что когда ДПС приезжали и видели эти наклейки — реагировали крайне негативно: «Все, нафиг, разъезжайтесь!» И им было не объяснить, что тут всего одна машина «классики», а все остальные — нормальные. У нашего клуба есть проект «Автокинотеатр», мы для людей по четвергам бесплатно показываем кино на набережной. Там есть парковка, на ней здание с большой стеной, мы выводим на нее проектор и смотрим кино. И после того как эта хрень случилась, кто-то увидел на этой парковке «жигули», позвонил в полицию и пожаловался, что там собралась «Боевая классика». К нам приехали пять экипажей ДПС. «Вы что, серьезно кино собрались смотреть?» — спрашивают. Серьезно, кино. И все равно два экипажа нам оставили для порядка. В прошлом году шли разговоры о том, что московские власти решили поддержать стритрейсеров — дать им «легальную» дорогу… По СМИ прошла большая сказка, что руководство управления ГИБДД ведет переговоры со стритрейсерами, думает о выделении трассы, но ничего такого нет. Я даже читал в газетах, что якобы нам предлагали легальную дорогу на востоке Москвы, но мы почему-то отказались. Опросил всех, кто имеет отношение к гонкам, никто о таком даже не слышал. Все неправда.

Российские уличные гонщики решают вопросы с полицией и презирают мажоров
© Lenta.ru