Зачем китайцам танковый биатлон
В эту субботу в подмосковном парке культуры и отдыха вооруженных сил РФ «Патриот» открылись очередные Армейские международные игры «АрМИ-2018». Игры пройдут в период с 28 июля по 11 августа одновременно на 24 полигонах 7 стран: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Исламской Республике Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики и России. 16 из них предоставлены Российской Федерацией. Танковый биатлон Как обычно, самой главной и самой зрелищной дисциплиной АрМИ является Чемпионат мира по танковому биатлону, который также продлится с 28 июля по 11 августа. Все соревнования пройдут на учебно-тактическом комплексе «Алабино» под Москвой. В состязании примут участие команды 23 стран из Азербайджана, Анголы, Армении, Беларуси, Венесуэлы, Вьетнама, Зимбабве, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Лаоса, Монголии, Мьянмы, Никарагуа, России, Сербии, Сирии, Таджикистана, Уганды и ЮАР. В 2018 году на чемпионате мира дебютируют команды из Вьетнама, Мьянмы, Сирии и ЮАР. За все время проведения соревнований по танковому биатлону сформировалась устойчивая группа лидеров, не претерпевшая особых изменений и в этом сезоне. В первый день соревнований первое место досталось китайским участникам. Команда Казахстана заняла второе место. Из-за многочисленных ошибок команда Кувейта заработала штрафные круги и пропустила вперед шедших последними представителей Уганды, которые благодаря этому стали третьими. Во втором заезде соревновались команды из Индии, Азербайджана, Южно-Африканской Республики и Зимбабве. Победу одержали танкисты из Азербайджана. Вторыми пришли индийцы, Зимбабве финишировали на третьем месте. Замкнули четверку танкисты из ЮАР. Сборная России (по жеребьевке российским танкам достался синий цвет) в этом сезоне впервые выступила в воскресенье 29 июля вместе с командами Ирана и Сербии. Вполне ожидаемо российские танкисты с самого начала своего выступления заняли лидерские позиции. Лидеры и аутсайдеры Как показывает практика проходящих в РФ соревнований по танковому биатлону, в большинстве случаев лучшие результаты демонстрируют команды России России, КНР, Казахстана, Армении и Белоруссии. Это объясняется наличием достаточного количества современных танков (модификации советского Т-72) в армиях этих стран, а также многолетним опытом, уходящим корнями во времена СССР. Куда хуже с мастерством и выучкой обстоят дела у команд из африканских стран, демонстрирующих довольно слабые результаты. Различия в уровне боевой выучки настолько разительны, что они из года в год отмечаются не только специалистами, но и простыми зрителями. Важнейшей особенностью соревнований по танковому биатлону и АрМИ вообще, на протяжении многих лет остается растущая вовлеченность в игры китайских участников. Очевидно, что военное руководство КНР как ничто другой заинтересовано в сопоставлении возможностей собственных вооруженных сил с возможностями своих потенциальных союзников (и возможных противников) из России и стран Центральной Азии. Как проходят соревнования Состязания по танковому биатлону включают в себя нескольких этапов, проходя которые команды пытаются продемонстрировать лучшие результаты и слаженность действий. I этап — индивидуальная гонка. На нем определяется самый быстрый экипаж. На протяжении всей дистанции экипаж сталкивается с множеством препятствий: косогор, брод, эскарп, мины, противотанковый ров. Помимо этого, на огневых точках производиться стрельба, как из основных видов вооружения, так и из дополнительного. II этап — «спринт». Танкистам предстоит пройти 2 круга по 3 км каждый. На первом круге необходимо продемонстрировать наилучшее время, а при прохождения второго — поразить мишень из основного орудия. III этап — гонка преследования. Цель — проехать 3 круга длиной в 4 км. Первые 2 круга сопровождаются стрельбой по мишеням из основного орудия управляемыми и стандартными снарядами. На третьем круге экипажи используют спаренный с орудием пулемет. Результатом заезда танковых экипажей становиться сумма времени за все прохождение дистанции, после чего определяется количества штрафных баллов. 12 команд участвующие в конкурсе, с наибольшим количеством баллов по итогам «Индивидуальной гонки», по условиям соревнований проходят в полуфинал и проходят на этап «Эстафета». Право участия в ней получают только четыре лучшие команды, выявленные в ходе трех пройденных этапов. По правилам соревнований три экипажа используют один танк. Одному экипажу предстоит пройти 2 круга с огневыми позициями. После экипаж танка сменяется по принципу эстафеты, переедая свое место в танке другим экипажам. Танки Т-72Б3М — основной танк, используемый всеми командами, кроме китайской. Т-72Б3М — глубокая модернизация советского танка Т-72, впервые представленная на «Танковом биатлоне — 2014». Выпускается опытными партиями на предприятии компании «Уралвагонзавод». В ходе модернизации до уровня Т-72Б3М танк получил новый двигатель с автоматом переключения передач, современную цифровую систему связи, панорамный тепловизор командира, камеру заднего обзора, речевой информатор критических режимов работы узлов и ряд других усовершенствований. Экипаж — 3 человека, боевая масса — 44,5 т, двигатель — дизель мощностью 1 тыс. 130 лошадиных сил, максимальная скорость — 75 км/ч (по шоссе) и 60 км/ч (по пересеченной местности). Вооружение — гладкоствольная пушка калибра 125 мм и зенитный пулемет калибра 12,7 мм. Тип 96А — основной боевой танк Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь состоит на вооружении Судана. Создан в Китае в начале 1990-х гг. на основе танка 88С, принят на вооружение НОАК в 1997 г., серийно производиться на заводах госкорпорации NORINCO («НОРИНКО») в Баотоу (провинция Внутренняя Монголия, КНР). экипаж включает в себя 3 человека, боевая масса — 42,5 т, двигатель — дизель мощностью 1 тыс. лошадиных сил, максимальная скорость — 65 км/ч (по шоссе) и 40 км/ч (по пересеченной местности). Вооружен — гладкоствольной пушкой калибром 125 мм, пулемет калибра 7,62 и 12,7 мм. Преодоление преград: подъем — до 30 градусов, стена — до 0,85 м, ров — до 2,7 м, брод — 1,4 м (5 м с оборудованием для преодоления водных преград).