«Дальневосточные институты развития могут навредить Восточной Сибири»
«Как и всегда, есть две стороны: хорошая и плохая. Вначале о хорошем. Опыт режима свободного порта Владивосток уникально успешен. Это тот редкий случай, когда получилось даже лучше, чем планировалось. Удалось реализовать систему — массовую, справедливую для всех ее участников, прозрачную и понятную. Темная сторона — это огромный риск забюрокрачивания всех процессов, связанных с бизнесом. Чиновники в России зачастую забывают, что они выполняют сервисную роль. Вместо этого они пытаются захватить контролирующую позицию. А контролеров для бизнеса в России, увы, и так хватает. Важно понимать, что при разрастании аппарата данных институтов растет и риск бюрократизации. Когда деятельность осуществляется на меньшей территории, проще корректировать поведение чиновников: есть рычаги влияния как сверху, так и снизу. А на опыте режима свободного порта Владивосток мы увидели: если правильно ставить задачи, то система работает идеально. Когда структуры разрастаются, мы сталкиваемся с первым законом бюрократии — бюрократия порождает бюрократию. Идея перенести успешный дальневосточный опыт на другие территории — правильная и здравая. Но в России умеют испортить самые лучшие проекты, к сожалению. Почему я сторонник свободного порта Владивосток и противник создания офшора на острове Русский? Да потому что в первом случае любой бизнесмен может получить нужную и внятную поддержку. А во втором случае — не может почти никто. Первый пример — как должно быть, а второй — как быть не должно ни в коем случае. Так вот, на мой взгляд, режим свободного порта Владивостока надо расширять, а не плодить новые министерства или давать новые полномочия старым. Режим СПВ стоит для начала расширить на территорию всего Приморского края, поработать годик, приглядеться. Затем распространить его действие на территорию всего Дальнего Востока, так же год поработать и посмотреть. А затем уже можно и в Сибирь заходить, когда будет полная уверенность в эффективности». Фото - Александр Хитров