Ещё

Россия снова играет и болеет: еще одно наследие чемпионата мира 

Россия снова играет и болеет: еще одно наследие чемпионата мира
Фото: Sputnik Южная Осетия
…Еще совсем недавно многие любили цитировать мрачное изречение известного тренера насчет того, что Россия — не футбольная страна. Каждый раз, когда я это слышал, мне вспоминалась черно-белая хроника середины прошлого века — с простыми советскими людьми, гроздьями висящими на трамваях и едущими на рядовой матч чемпионата СССР (допустим, на культовый в ту пору стадион «Динамо»), рассуждает обозреватель РИА Новости .
Тут, в общем, все просто. Любовь к футболу объясняется (и измеряется) отнюдь не особенностями климата и/или национального менталитета. А всего лишь доступностью этого, не случайно считающегося «народным», вида спорта для любых социальных слоев.
Здесь не надо выдумывать ничего особенного: четыре палки или, допустим, школьных ранца, изображающих ворота. Любая более или менее ровная поверхность — заасфальтированный двор, площадка за школой, «коробочка», даже обычный пустырь. Если нет мяча, пусть даже обычного резинового детского, сойдет банальная консервная банка.
Играй.
А уж если есть зеленая лужайка и звонкий «настоящий футбольный мяч» (три копейки, в сущности, по сравнению с любой другой спортивной экипировкой), то любому мальчишке — и из «элитной спецшколы», и с обычной городской окраины — можно смело представлять себя Бобровым или Черенковым, или , Акинфеевым или Дзюбой. Марадоной или Пеле. И это одна из причин, по которой футбол объединяет и делает равными — что на поле, что на трибунах, кстати! — любые «социальные» и/или «интеллектуальные» слои общества. Стирая «различия и грани» социального статуса, равняя знаменитого артиста и автослесаря, миллионера и подростка, с трудом накопившего деньги на билет за воротами.
Потому и «народная игра».
Да и недавно закончившийся в нашей с вами стране чемпионат мира этот (и без того весьма спорный) тезис о «нефутбольности России», казалось бы, совершенно блистательно опроверг. Как внезапно выяснилось, нужно просто честно и искренне играть в футбол, сделать нормальные, комфортные для людей условия на стадионах, дать хорошую телевизионную картинку. И болельщик придет сам.
А теперь немного цифр.
Рядовой, особенно на фоне отшумевшего всемирного праздника, матч чемпионата России на стадионе «Открытие».  — «Оренбург». Не дерби, не еврокубки, не принципиальный соперник: по сути — игра одного из лидеров с заведомым аутсайдером. Субботний вечер, в Москве куча мероприятий, включая большой бесплатный концерт на Манежной площади с чествованием недавних героев чемпионата мира. Дачи. Клубы. Проливной дождь.
На трибунах почти аншлаговые 36 672 человека. Скажете — ну, понятно, это все же «Спартак».
Хорошо.
"Ростов-Арена", матч «Ростов» — «Ахмат». Воскресенье. Только недавно начавшая спадать южная, ростовская летняя жара: 27 975 зрителей.
Да о чем там говорить, если даже вынужденный проводить первый тур не в родном Красноярске, где идет реконструкция стадиона, а за многие сотни километров, в Тюмени, только вышедший в премьер-лигу «Енисей» собирает на трибунах больше десяти тысяч человек! Если даже сыгранный в Нижнем Новгороде «выставочный», по сути, матч на Суперкубок между московскими (!) «Локомотивом» и ЦСКА собирает на не родной для обоих клубов арене, в другом городе, 43 319 болельщиков. Или когда в Саранске на матч играющей в первой лиге «Мордовии» приходят аж 26 с половиной тысяч зрителей. А в Волгограде на игру местного «Ротора» с дальневосточным «Лучом» на трибуны набивается 30 611 болельщиков.
Еще раз: оба последних примера — это ФНЛ, это первая лига. На играх которой год назад и о трех-пяти тысячах зрителей на трибунах можно было только мечтать.
Да, эта посещаемость, вызванная недавно закончившимся чемпионатом мира, безусловно, через некоторое время так или иначе спадет. Вопрос — насколько. Грамотно ли российские клубы сумеют распорядиться этим блестящим наследством мирового футбольного форума.
Потому как социальный, наиважнейший для государства и общества смысл игры ногами в мяч, говоря цинично, еще и в следующем: каждый российский мальчишка с футбольным мячом или просто на трибунах в плюсе — это минус тот же мальчишка в такое же время суток с бутылкой пива в подворотне. И если в подобном контексте за московские «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Локомотив», питерский , «Ростов», «Краснодар» или за грозненский «Ахмат» можно особо не беспокоиться, то по многим другим вопросы, безусловно, есть. Работы там очень и очень много. Но и задел тоже весьма хорош.
По сути, у нашего футбольного хозяйства появился, чего уж тут стесняться, уникальный шанс не только вернуть народную игру людям (небольшая деталь: очереди в спортивные школы в настоящее время вытянулись буквально по всей стране). Но и воссоздать весьма социально и экономически значимую «отрасль народного хозяйства»: деньги в мировом футболе сейчас крутятся реально огромные. И как-то совсем глупо российскому футболу не получить сейчас доступ к своему куску пирога. В конце концов, футбол не только во всем остальном мире, но и в нашей стране, пусть не обижаются спортсмены, представляющие другие виды, — спорт номер один.
Он любим, богат, популярен — и он в этом не виноват.
Кстати, именно поэтому так смешно и нелепо выглядит развернувшаяся в последние дни в наших спортивных и не только СМИ псевдодискуссия относительно того, справедливо ли наградили футболистов сборной в том числе и званиями «заслуженный мастер спорта», за которые в других видах спорта бьются люди куда более титулованные. Хорошо еще, что хоть всеми признается, что по регламенту это вполне допустимая вещь. В некоторых особо демократических СМИ уже даже договорились до того, что это «подачка режима охлосу» ради поднятия рейтингов (ни о чем, кроме рейтингов, эти «особо демократические» думать не умеют).
…Что хотелось бы сказать. Профессиональный спорт — он, извините, не для спортсменов, не для тренеров, не для чиновников и даже не для профессиональных спортивных журналистов. Возможно, для вас это удивительное открытие, но он — для тех, кого вы имеете глупую наглость называть «охлосом» или «быдлом». Для болельщиков. Для вот этих вот странных людей, которые не только зачем-то приходят на трибуны или прилипают к экранам телевизоров, но еще и платят за это свои деньги. Покупают билеты, атрибутику, летают за своей командой на выезды. Смотрят рекламу в паузах телевизионных трансляций. Они, если говорить маркетинговым языком, являются конечными потребителями продукта. И без этих людей ваши рекорды, ваши рельефные мышцы и ваши статьи в газетах и репортажи на телевидении не нужны ни-ко-му.
Так, извините, случилось.
А значит, их радость — искренняя, честная радость, которую парни в футболках сборной России доставили на глазах у всего мира нашему народу, — она стоит любых рекордов. И, безусловно, стоит в том числе и звания ЗМС.
Поэтому от российского футбола мы будем ждать не только новых красивых игр, голов и побед — но и переполненных трибун и детских спортивных школ. Иначе зачем все это было.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео