Гибель Александра Лебедя: какие остались вопросы
В апреле 2002 года трагически погиб один из самых ярких государственных деятелей новой России - генерал-лейтенант Александр Лебедь. Вертолет, в котором он летел, потерпел крушение в Красноярском крае. Несмотря на то, что было проведено расследование и установлены виновные, обстоятельства гибели военачальника по-прежнему вызывают ряд вопросов. Падение генерала Александр Лебедь, занимавший с 1998 года должность губернатора Красноярского края, в тот день полетел в окрестности Буйбинского перевала на открытие новой горнолыжной трассы. Маршрут пролегал через поселок Сосны по направлению к станице Ермаковская. Трагедия произошла в 10:15 по местному времени. Ми-8, на котором летел губернатор, его команда и журналисты - всего около 20 человек, задел лопастями провода линии электропередач (ЛЭП) и упал на землю рядом с трассой Красноярск-Кызыл недалеко от озера Ольское. Лебедь, когда его вытащили из пылающей машины, был еще жив, однако скончался по пути в реанимационное отделение Абакана. Всего в той катастрофе погибли восемь человек. Погода не летная Расследованием случившегося занималась специальная комиссия межгосударственного авиационного комитета (МАК). Она пришла к выводу, что одной из причин катастрофы стали плохие погодные условия, в которых проходил полет. Согласно заключениям экспертов, ссылавшихся на показания местных жителей, в тот день падал снег с дождем, а максимальная видимость не превышала нескольких десятков метров. В итоге, заявили в МАК, пилоты вертолета не смогли вовремя увидеть ЛЭП. А когда линии появились в пределах видимости, командир экипажа Тахир Ахметов слишком резко дернул Ми-8 вверх, в результате чего лопасти изогнулись и задели хвост машины. При этом сам пилот утверждает - погода в тот день была прекрасная, и ЛЭП все время отчетливо просматривалась. В интервью "Комсомольской правде" спустя несколько месяцев после трагедии он заявил, что облака в тот день находились над уровнем земли на высоте примерно двух километров, а экипаж мог видеть детали местности на расстоянии до пяти километров. Как утверждал Ахметов, к катастрофе привели указания директора Шушенского санатория Юрия Подгорного. Тот хорошо разбирался в местности и принялся подсказывать пилотам как лучше лететь. В итоге неправильная оценка маршрута ЛЭП привела к трагедии. Сам Подгорный в ходе допросов давал весьма противоречивые показания, утверждая, что погода все же была плохая, а ЛЭП экипаж заметил вообще за три с половиной метра, что опровергалось пилотами. Несмотря на это, директор Шушенского санатория проходил по делу лишь в качестве свидетеля. Кто руководил полетом Александр Лебедь был известен крутым нравом, поэтому сразу после трагедии Красноярская государственная телекомпания выдвинула версию, что указания по полету давал сам генерал, заходя в кабину пилотов. Всю страну облетела якобы фраза Лебедя: "Всю ответственность беру на себя". Однако эксперты МАК, прослушав записи черных ящиков вертолета, не зафиксировали разговоров генерала с экипажем. Вместе с тем известно, что вертолетный регистратор имеет одну особенность: в отличие от самолетного, он не записывает все, что происходит в кабине. Регистратор включается лишь в моменты переговоров членов экипажа друг с другом или с землей, посему голоса Лебедя на нем в принципе быть не могло. При этом сам Ахметов утверждал, что пилотировал вертолет на низкой высоте по указанию генерала. С его слов, губернатор поставил такую задачу с самого начала. Уже после освобождения в 2006 году пилот подтвердил: Лебедь действительно заходил в кабину и давал указания. Правда, неизвестно, было это сделано до полета или в его начале. Что с экипажем Сразу после трагедии заговорили и о неопытности экипажа. Журналист газеты "Красноярский рабочий" Елена Лопатина, находившаяся в злополучном вертолете, утверждала, что катастрофа произошла из-за "расхлябанности и безответственности" пилотов. По ее словам, они были плохо подготовлены к полетам в условиях сибирской весны и не посадили машину тогда, когда было необходимо. Ахметов же эти обвинения отвергал, утверждая, что за его плечами - 30-летний стаж, да и с Лебедев по Сибии он летал уже давно. С его слов, если бы он действительно видел опасность, то развернул бы Ми-8. Опытным летчиком был и второй пилот Алексей Курилович: к тому моменту он летал уже 22 года. Где новые карты Одной из причин трагедии, по мнению МАК, стало недостаточное знание пилотами местности, их плохая ориентация на карте. Якобы они должным образом не изучили маршрут перед полетом, посему отмеченная на карте ЛЭП стала для них неожиданностью. Тахир Ахметов официальную версию отвергает. С его слов, в распоряжении пилотов была карта 1956 года, где никакой ЛЭП не было. Пилот отмечал, что заявка на новую карту была подана до трагического полета, но в срок им ее почему-то так и не предоставили.