Войти в почту

Планер уходит в небо. Под Липецком соревнуются пилоты самолетов без мотора

Представьте: широкое поле со скошенной травой, а над ним – бескрайнее небо. И вот, гудя мотором, трогается с места маленький самолёт, а за ним на тросе набирает скорость ещё один летательный аппарат: с виду – как самолёт, но размах крыльев гораздо больше, а двигателя вовсе нет. Через сотню метров оба крылатых устройства отрываются от земли и взмывают в небо. На высоте 800 метров происходит разлука: трос обрывается, самолёт возвращается на взлётную полосу, а его бесшумный ведомый, словно кондор, начинает кругами парить над полем, поднимаясь всё выше и выше в восходящих потоках тёплого воздуха. Этим рядом с Усманью Липецкой области проходит чемпионат России по планерному спорту. По результатам будет отобрана сборная России, которая выступит на чемпионате мира в 2019 году. У первенства – небольшая история. Этот чемпионат России – четвёртый по счёту. Первый прошёл в 2016 году, ещё два – в 2017-м. Каждый раз лучшие планеристы собирались здесь же – на аэродроме Усмань-Шаршки, который считается одним из лучших в стране. Решительность и ответственность Сегодня планерный спорт – экзотика. Пожалуй, большинство слабо представляет себе, как выглядит и летает планёр. Зато в 20-30-е годы множество мальчишек и девчонок Советского Союза просто бредили небом. Планеризм активно развивал ОСАВИАХИМ: по маршруту «от авиамодели – к планёру, от планёра – к самолёту» прошли многие «сталинские соколы». Так, планеристами были трижды Герой Советского Союза лётчик Александр Покрышкин, конструкторы Сергей Ильюшин и Сергей Королёв. Планерные школы открывались повсюду – даже в глубинке. Центром движения считалась Гора Клементьева в Коктебеле, где каждый год проходили слёты планеристов. Неудивительно, что в 1941-м советским спортсменам принадлежали 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных международной федерацией. От СССР не отставала и Германия. После Первой мировой Версальский договор серьёзно ограничил производство немецких самолётов. Зато планеризм испытал большой подъём, и многие асы Люфтваффе пересели на «Юнкерсы», «Мессершмитты» и «Фокке-вульфы» с планёров. В этом нет ничего удивительного: планеризм учит чувствовать небо, глубоко, на интуитивном уровне понимать законы аэродинамики. И сегодня многие спортсмены-планеристы советуют парням, мечтающим о лётной карьере, прежде чем поступать в военное или гражданское училище, научиться летать без мотора. И, кстати, польза отнюдь не ограничивается лётными навыками. «Молодые люди, прошедшие курс подготовки в нашем аэроклубе, сильно меняются, – говорит чемпион России, президент Воронежской федерации планерного спорта Сергей Клюев. – Вырабатываются самостоятельность и быстрота в принятии решений, чувство ответственности, которого так не хватает сегодняшним подросткам. Здесь это не навязывается, а само собой входит в человека». Начинаем с нуля К сожалению, сегодня планеризм в России переживает не самые лучшие времена. Из множества аэроклубов, действовавших в советскую эпоху, остались считанные единицы. В капиталистическом обществе планеризм – дорогой спорт, который требует высокого уровня жизни. Впрочем, не всё упирается в деньги. Так, в этом году США заняли только 22 место, а чемпионат мира выиграла не самая богатая Польша. Всё дело – в традиции, которая не прерывалась с 20-х годов прошлого века. А вот отечественный планеризм сегодня начинается практически с нуля, и ждать милости от государства в лице ДОСААФ не приходится. Серьёзно помочь может только частный бизнес. Благодаря спонсорам открылись аэроклубы в Подмосковье, Новосибирске и других частях страны. Аэродром под Усманью, который когда-то использовали лётчики, оборонявшие Воронеж, а затем – сельхозавиация, облюбовал воронежский аэроклуб «Сапсан». Не удивительно, что сегодня воронежские спортсмены составляют основу национальной сборной, которая на последнем чемпионате мира заняла довольно высокое – шестое – место. Словами не передать Чемпионат России собрал 22 участника. Планеристу Виктору Звягольскому недавно исполнилось 70 – в Усмань он прибыл из Владивостока. Филолог-японист по образованию, он работал в Дальневосточном пароходстве и с 16 лет летал на планёре. «Я прыгал с парашютом в Хабаровске, увидел планёр и сразу понял: это моё, – рассказывает Виктор Звягольский. – И через год я уже стоял в очереди в коридоре аэроклуба, но даже не попал в список: набирали 15 человек, а я был 30-й. Но я приходил каждый день, слушал занятия через дверь и всё записывал в тетрадь. Через некоторое время я всё-таки попал в группу». А совсем недалеко готовил свой планёр к полёту 19-летний липчанин Иван Казаков, которому предстоит участвовать в чемпионате мира среди юниоров – последний раз Россия была представлена в этом турнире в далёком 1995 году. Иван уже крепко связал судьбу с авиацией – учится в Сасовском лётном училище. «Мне трудно описать словами ощущения во время полёта, – признаётся планерист. – Чтобы понять, что это, нужно взлететь». Как взлететь? Пожалуй, ещё лет 15 назад было очевидно: стоит дать подросткам возможность заниматься планеризмом, как от желающих отбоя не будет. Сегодня всё изменилось: несмотря на то, что воронежский аэроклуб обучает молодёжь бесплатно, нынешние тинейджеры вовсе не рвутся в небо. Сейчас в клубе занимаются восемь подростков и, что интересно, большинство из них – девушки. Юноши почему-то готовы летать только в компьютерных играх. «Молодым людям не хочется подниматься в воздух, гораздо приятнее сидеть за компьютером или на диване, – говорит Сергей Клюев. – Кроме того, здоровье тоже не очень хорошего уровня, а у нас, чтобы заниматься, нужно пройти специализированную врачебно-лётную комиссию. Чаще к нам приходят люди состоявшиеся – в возрасте 25-40 лет. И это проблема не только наша. На чемпионате мира мы беседовали с представителями разных команд. И в США, и в Европе наблюдается инфантильность молодёжи, потеря интереса к жизни». Как же сделать первый шаг в планерном спорте? Для этого нужно пройти ознакомительный полёт, медицинскую комиссию, теоретический курс, который включает в себя основы аэродинамики, навигации и другие необходимые знания. После наземной подготовки начинаются практические занятия. На седьмом-девятом часу новичок уже может совершить самостоятельный полёт. Идеальный вариант для того, кто хочет научиться летать, – взять отпуск на две-три недели. Если заниматься по выходным, курс займёт два-три месяца. В начале подготовки заводится лётная книжка, а в конце – выдаётся пилотское свидетельство и присваивается III разряд по планерному спорту. Не стоит слишком бояться медкомиссии. Конечно, требования выше, чем для вождения автомобиля, но значительно ниже тех, что требовались для полётов в советское время.

Планер уходит в небо. Под Липецком соревнуются пилоты самолетов без мотора
© АиФ