Какой мог быть формальный повод для вызова на дуэль на Руси

Практика вызова на дуэль появилась на Руси довольно поздно, во второй половине XVII века, благодаря иностранцам. Вскоре дуэли были запрещены Петром I в 1706 году, а нарушение закона каралось повешением. Кодекс чести По определению культуролога Юрия Лотмана, дуэль – это «происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением». Таким образом, именно стремление к очищению от оскорбления было главной причиной вызова на дуэль. При этом, для восстановления справедливости не обязательно было дойти до самого поединка, а тем более убивать противника. Как указывает Лотман, иногда и сам вызов на дуэль считался очищением, за которым следовало примирение врагов. Но бывали и случаи, когда снятие оскорбления требовало гибели одного из участников. Тогда изначально устанавливались смертельные условия поединка, не дававшие шансов одному из противников. Одна из самых известных дуэлей в российской истории, закончившаяся гибелью великого поэта Пушкина, относится именно к таким, изначально предрешённым дуэлям. Барьеры отделяли Пушкина и Дантеса друг от друга лишь на 10 шагов. Подобной была и литературная дуэль Грушницкого и Печорина, описанная Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». Печорин неслучайно выбирал местом для поединка узкую площадку на вершине скалы. «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…», - объясняет герой Лермонтова. Cherchez la femme Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей. Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский. Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил. По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули». В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена. Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба. Вторая дуэль с менее трагическим исходом произошла в 1818 году на Кавказе недалеко от Тифлиса. Якубович, давший другу слово отомстить за него, стрелялся с Грибоедовым, направлявшимся в то время в персидскую миссию. В итоге дипломат получил ранение в кисть руки, а Якубович отделался лёгким испугом. Таким образом, и месть за друга могла стать причиной вызова на дуэль. Самые необычные дуэли Иногда поводом для дуэли становились совершенно нелепые казусы, которые, однако, затрагивали честь обиженного и требовали восстановления справедливости. Об абсурдности некоторых случаев вызова на дуэль писал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле…». Так, например, тот же Пушкин, который всего за свою жизнь участвовал в 29 дуэлях, в молодости был вызван к барьеру своим товарищем Карлом Кюхельбекером за невинную шутку. А однажды в поединке чуть не сошлись два великих писателя Тургенев и Толстой из-за того, что последний во время спора плюнул в сторону своего давнего друга. Необычным бывал и состав участников дуэлей. Несмотря, на то, что вызов на дуэль считается скорее способом выяснения отношений между мужчинами, случались и женские поединки. Так, например, в 1770 году спор между Екатериной Воронцовой-Дашковой и герцогиней Фоксон закончился вооруженным разбирательством. Любительницей подраться на шпагах была и будущая императрица Екатерина II. Ещё в отрочестве она таким образом пыталась выяснить отношения со своей троюродной сестрой. А уже будучи женой наследника престола Петра Фёдоровича, однажды чуть не была вызвана им на дуэль, так как, по его словам, она стала «невыносимо горда». К сожалению, дуэли, которые стоили жизни не одному представителю русской аристократии, зачастую происходили по причине затронутого самолюбия, а не чести.

Какой мог быть формальный повод для вызова на дуэль на Руси
© Русская семерка