«Гало» уберегла Леклера от травм. Система доказала эффективность?
На Гран-при Бельгии «гало» в прямом смысле прошла проверку на прочность. Но действительно ли эта система так хороша, как теперь говорят? В стартовом завале на Гран-при Бельгии «Макларен» Алонсо рухнул прямо на «Заубер» Леклера. На повторах, широко растиражированных ФИА, видно, что колесо Алонсо налетело прямо на дугу «гало» другого болида — если бы не система защиты кокпита, то это колесо прилетело бы Леклеру в голову. Фактически, «гало» спасла Шарлю жизнь — ударь колесо в голову пилота, его бы ничто не спасло. Даже если бы удар произошёл по касательной, а Леклер не получил никаких травм (кроме резкого поседения), инцидент был бы чертовски опасным. И что теперь? Конец дискуссии? «Гало» — панацея? Полностью посмотреть видео вы можете в официальном аккаунте Формулы-1. Появление «гало» Когда ФИА показала первые образцы «гало», показалось, что это чья-то неудачная шутка. Совершенно некрасивое, неуместное на машине Формулы-1 и сырое устройство собирались внедрить ещё в 2017 году, но перенесли на более поздний срок — на 2018-й. Пилоты были против, болельщики были против, команды голосовали против. Но ФИА никого не слушала — после трагедии Жюля Бьянки в Японии, когда перед федерацией замаячила реальная перспектива судебных разбирательств, чиновники поставили внедрение «гало» своей главной целью. Испортив внешний вид машин, «гало» вызывала ещё много сомнений: эта система способна защитить от летящего в кокпит колеса, но не убережёт пилота, если ему в голову полетит обломок. ФИА проводила тесты, по итогам которых с гордостью заявила, что «гало» выдержит падение автобуса. Но часто ли вы видели на трассе летающие автобусы? «Гало» в итоге приняли, и с сезона-2018 эта система обязательна на всех машинах Формулы-1 (а также Формулы-2, будущих болидах GP3 и Ф-3 и всех остальных формулах вплоть до региональных серий Ф4). И на протяжении 12 гонок этого года «гало» привлекала внимание исключительно с точки зрения своей раскраски и того, как командам удалось вписать систему в ливрею машины, чтобы её было почти не видно на камере. Да, в одной из гонок Формулы-2 в Барселоне был инцидент, когда в результате контакта между Ниреи Фукудзуми и Тадасуке Макино один болид задней частью оказался в районе кокпита другой машины. Макино позже заявил, что считает, что «гало» спасла ему жизнь, но большого резонанса это не вызвало. А потом случился Гран-при Бельгии и инцидент с Шарлем Леклером. «Гало» заслужила своё место? На повторе стартового завала в Спа видно, что «Макларен» приземлился бы на «Заубер» аккурат в область кокпита, но переднее правое колесо задевает боковую дугу «гало» (при том достаточно сильно — ломается подвеска) и затем вылетает наружу поворота. Да, если бы не «гало», это колесо почти наверняка ударило бы по шлему Леклера. И от такого удара гонщик бы не выжил. «Я никогда не был фанатом „гало“, но счастлив, что в этот раз она была у меня над головой», — заявил позже Шарль. Конечно, можно порассуждать, что колесо могло только чиркнуть по шлему, а не задеть его, или сработала бы боковая защита кокпита, которая приняла бы удар на себя, но это было бы настоящим чудом. В любом случае, инцидент был чрезвычайно опасным и большое счастье, что Леклер остался абсолютно невредим. И это действительно хороший пример того, каких успехов в области безопасности добился автоспорт. Весь паддок в едином порыве заявил, что теперь «гало» полностью заслужила право стоять на каждой «формуле» в мире. Что ФИА была права, а критики системы защиты кокпита должны умолкнуть. И действительно, даже самые отъявленные скептики признают, что «гало» спасла Леклеру жизнь. И это, конечно, замечательно, никто не спорит. Но не перебор ли все эти похвалы в адрес «гало»? Когда не справится «гало» Признаем ещё раз: «гало» спасла Леклеру жизнь. Но разве за счёт этого исчезли недостатки системы? «Гало» по-прежнему не способна защитить гонщика от обломков, которые стоили жизни Джастину Уилсону в Поконо в 2015-м и едва не убили Фелипе Массу на «Хунгароринге» в 2009-м. Это по-прежнему полумера, которая может уберечь разве что от приземлившегося на кокпит болида или летящего колеса. Но колёса в Формуле-1 закреплены тросами и уже не летают по трассам. А много ли случаев вы вспомните, когда автомобиль падал гонщику на голову? Скажем, с 2009 года? Обломки же валяются на трассе буквально на каждом Гран-при — одна случайность и «гало» уже не спасёт. И, конечно, «гало» не спасла бы Жюля Бьянки после удара в трактор, которого не должно было там быть. Хоть какая-то защита кокпита — это лучше, чем никакой (раз уж кокпит решено закрыть). Но эта защиту нужно развивать и «гало» — далеко не панацея. Более того, это тупиковый путь: полностью защищённым кокпит станет, когда будет полностью закрыт. И «гало», исходя из особенностей конструкции, не сможет стать каркасом для закрытого кокпита — его придётся разрабатывать с нуля. Полностью посмотреть видео вы можете в официальном аккаунте Формулы-1. А ещё «гало» по-прежнему уродлива. В паддоке говорили, мол, привыкли к «ступенькам» на носовых обтекателях, привыкнем и к этому. Но дело в том, что у зрителей нет выбора: Формула-1 — это гонки самых крутых команд и самых известных (на Восточном полушарии) пилотов, и пока это так, болельщики будут следить за этими гонками, даже если над кокпитами появятся табуретки или что-то ещё более дикое. ФИА обещала, что со временем дизайн «гало» станет лучше, но реальных прототипов или идей на этот счёт общественности не показывали. Инцидент с Леклером — это прекрасный повод ФИА похвалить саму себя, и, похоже, нынешний вариант федерацию вполне устраивает, а «гало», судя по всему, при поддержке общественности станет базовым элементом защиты кокпита. Но, как мы уже говорили, это полумера, а чтобы надёжно защитить голову гонщика необходимо полностью закрыть кокпит. Но, видимо, ФИА придёт к этой мысли только в тот день, когда «гало» не справится.