«Играли через боль». Комментатор Николай Грушевский о другом футболе

«Здравствуй, мой юный друг!», - с неизменной доброй улыбкой, приветствует коллег старейший спортивный журналист Краснодарского края Николай Дмитриевич Грушевский. Для человека, который не только видел, но и комментировал победу краснодарского «Спартака» в чемпионате РСФСР далёкого 1962 года, не раз встречался с великими футболистами прошлого: Львом Яшиным, Константином Бесковым, Эдуардом Стрельцовым, братьями Старостиными, Никитой Симоняном, мы все действительно юные. Хотя по увлечённости, интересу ко всему, происходящему вокруг, и жажде жизни 80-летний Николай Грушевский даст фору любому. С микрофоном на Эльбрус «Я вырос в курортном Дивноморске, - вспоминает Николай Дмитриевич. - И с детства любил не только физкультуру и спорт, но и музыку. Уже в школьные годы работал на местном радиоузле, крутил пластинки в военном санатории - туда приезжал адмирал Георгий Холостяков (начальник штаба Новороссийской военно-морской базы во время Великой Отечественной), и я ставил ему песню «Далеко от дома, от родных сердец... ». Но спорт манил мальчика больше - он мечтал стать школьным учителем физкультуры. Поэтому после армии, где стал чемпионом и призёром округа по настольному теннису и кроссу, Николай Грушевский поступил на спортфак. «Тогда, ещё до эпохи Николая Озерова, по радио звучали спортивные передачи великого Вадима Синявского - фронтовика, который вёл репортажи со Сталинграда, Курской дуги, - продолжает Грушевский. - Меня всё это привлекало, поэтому ещё в студенческие годы я начал внештатничать на краевом радио, в газете «Комсомолец Кубани». Тогда почувствовал желание рассказывать. На втором курсе писал репортажи о своих друзьях, заметки о спортивной жизни. К выпуску на меня пришли заявки из краевого радио и газеты, но я поработал немного учителем в школе в Выселках - нужны были молодые специалисты». А после школы Грушевский пришёл в газету, где возглавил военно-спортивный отдел. Тогда развивался и массовый спорт, но, одновременно с ним, большое внимание обращали на армейское, военное, патриотическое воспитание - начались походы по местам военной, революционной и трудовой славы. «Мы возглавили следопытское движение, ходили по перевалам, где шли бои Великой Отечественной, - рассказывает Николай Дмитриевич. - Я вёл оттуда радиорепортажи, писал на магнитофон - даже с вершины Эльбруса, правда, один раз не получилось - батареи магнитофона замерзли и не сработали. В 1962 году краснодарский «Спартак» выиграл чемпионат РСФСР по футболу, я вёл репортаж с последнего матча, у меня до сих пор сохранился фрагмент аудиозаписи». Как сборная Пашковки сборную Америки одолела Лучшие футболисты Краснодарского края, по версии Николая Грушевского, это Александр Плошник, Владимир Будагов, Владимир Суренков, Виталий Фурса, Олег Кущ. Страны - Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, Виктор Понедельник, Григорий Федотов, Всеволод Бобров. «А то, что умел делать на поле Пеле, сейчас, при всём моём уважении, не умеет никто», - добавляет Грушевский. В современном футболе принято падать и корчиться от боли, даже если касания не было, любыми способами, нечестными в том числе, выпрашивать пенальти. А ведь раньше всё было совершенно по-другому - Николай Тищенко в полуфинальном матче Олимпиады-1956 с болгарами играл весь матч с поломанной ключицей, да ещё и атаку голевую начал. Игорь Нетто в 1962 году сказал судье, что мяч, забитый сборной СССР чилийцам, зашёл в ворота снаружи, через дырку в сетке. «Дело в том, что в послевоенные годы многие потеряли отцов, у молодёжи было сильное мужское начало - все хотели проявить себя, - продолжает Николай Грушевский. - Выходили плохо одетые, в рваных бутсах, без формы, но желание было огромным - хотели победить за отца, за деда, за брата. А сейчас тот же Фёдор Смолов двоякое ощущение оставляет: вроде и шустрый, но не личность, не фигура. Я неоднократно встречался с Эдуардом Стрельцовым, был с ним на «ты» - он рассказывал, что в то время многие играли с травмами, но делали всё, превозмогали боль, только чтобы не заменили». Времена меняются, а с ними и отношение к спорту - если раньше спортсмены считались по трудовой книжке инструкторами и т.д., то сейчас официально профессионалы. «Когда коллеги говорят во время футбольного матча: «Вспомнили о чести клуба, какую землю представляют» - это смешно, о какой чести, если в составе команды не все даже по-русски говорят? - говорит Николай Грушевский. - О чём они помнить могут, о каких традициях? Десятилетия идут, а новые Лысенко, Плошники, Калешины всё не появляются. Хотя это сложный момент - если бы Дмитрий Хохлов, Максим Бузникин, Станислав Лысенко, Александр Липко, Максим Деменко не уехали, то не заработали бы своим талантом. Долгое время центральной ареной края оставался стадион «Динамо», который сейчас переживает затянувшуюся реконструкцию. Здесь уже в 1944-м, через год после освобождения города, проходила Спартакиада Северного Кавказа «Смерть фашистским оккупантам» - и наши футболисты стали чемпионами. На арене выступали легендарные личности - легкоатлеты братья Знаменские, 17-кратная чемпионка СССР Мария Иткина, Эльвира Золина, рекордсмен мира Василий Кузнецов. Композитор Григорий Плотниченко, автор песни «Кубанские синие ночи», проводил в 50-е годы певческий патриотический праздник. В начале 60-х годов работали на стадионе легендарные футболисты краснодарского «Динамо»: братья Корзуновы, Горохов, Амелькин, Комаров, выигравшие в 1948-м чемпионат СССР. «Все - фронтовики, все - с ранениями, а смогли же, - не скрывает восхищения Николай Дмитриевич. - А основоположник нашей акробатики Геннадий Казаджиев - он же принимал участие в бою у моста через Кубань в станице Пашковской - получил ранение, отлежался, догнал своих. Вот про кого художественные фильмы снимать надо! А как Евгений Янес и Евгений Яковенко выиграли первый чемпионат мира по прыжкам на батуте - в США, в 1976 году, когда там 200 лет независимости праздновали. Тогда шутили, что сборная Пашковки сборную Америки одолела». «Я жадный до жизни» Николай Грушевский в свои 80 лет ходит на многие спортивные соревнования, общается с людьми, редактирует газету «Ветеран спорта Кубани». И всё это - с неизменным позитивом. В чём же секрет, где черпает энергию заслуженный журналист? «Я - жадный до жизни человек, мне многое вокруг интересно: люблю театр, кино, поэзию, музыку, коллекционирую пластинки, мне интересны люди, - улыбается Николай Дмитриевич. - Мы, мальчишки, выросли в прифронтовой полосе и видели раненых моряков. Мы носили им фрукты, некоторые бойцы отпрашивались на берег - посмотреть на море. У нас был санаторий, из него выходили раненые бойцы из Новороссийска, неизвестно откуда появлялся набитый травой мяч, и ребята пинали его - на костылях, на одной ноге. Выбегала медсестра со словами: «Красноармеец Курочкин, что вы творите, вам нельзя напрягаться - мы не успеваем бинты менять». Вот за это и надо футбол любить. Наверное, детство в прифронтовой полосе и повлияло на мою жизнь. В послевоенное время люди на улице обращались друг к другу со словами «братишка» или «сестрёнка», потому что многие потеряли родных. И это было настоящее братство». «В армии я был запевалой, и однажды во время конкурса строевой песни полковник пожаловался: что, мол, одно и то же поёте, - вспоминает Николай Дмитриевич. - А тогда только вышла на экраны «Карнавальная ночь». Я ребятам говорю - подпевайте, и начал: «Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, /Если вам не в радость солнечный денек... ». И тут все как грянут хором: «И улыбка, без сомнения, /Вдруг коснется ваших глаз./И хорошее настроение /Не покинет больше вас!» Полковник аплодировал.

«Играли через боль». Комментатор Николай Грушевский о другом футболе
© АиФ – Юг