«Играли через боль». Комментатор Николай Грушевский о другом футболе

«Здравствуй, мой юный друг!», - с неизменной доброй улыбкой, приветствует коллег старейший спортивный журналист Краснодарского края Николай Дмитриевич Грушевский. Для человека, который не только видел, но и комментировал победу краснодарского в чемпионате РСФСР далёкого 1962 года, не раз встречался с великими футболистами прошлого: , , , братьями Старостиными, , мы все действительно юные. Хотя по увлечённости, интересу ко всему, происходящему вокруг, и жажде жизни 80-летний Николай Грушевский даст фору любому.
«Играли через боль». Комментатор Николай Грушевский о другом футболе
Фото: АиФ – ЮгАиФ – Юг
С микрофоном на Эльбрус
«Я вырос в курортном Дивноморске, - вспоминает Николай Дмитриевич. - И с детства любил не только физкультуру и спорт, но и музыку. Уже в школьные годы работал на местном радиоузле, крутил пластинки в военном санатории - туда приезжал адмирал Георгий Холостяков (начальник штаба Новороссийской военно-морской базы во время Великой Отечественной), и я ставил ему песню «Далеко от дома, от родных сердец... ».
Но спорт манил мальчика больше - он мечтал стать школьным учителем физкультуры. Поэтому после армии, где стал чемпионом и призёром округа по настольному теннису и кроссу, Николай Грушевский поступил на спортфак.
«Тогда, ещё до эпохи , по радио звучали спортивные передачи великого - фронтовика, который вёл репортажи со Сталинграда, Курской дуги, - продолжает Грушевский. - Меня всё это привлекало, поэтому ещё в студенческие годы я начал внештатничать на краевом радио, в газете «Комсомолец Кубани». Тогда почувствовал желание рассказывать. На втором курсе писал репортажи о своих друзьях, заметки о спортивной жизни. К выпуску на меня пришли заявки из краевого радио и газеты, но я поработал немного учителем в школе в Выселках - нужны были молодые специалисты».
А после школы Грушевский пришёл в газету, где возглавил военно-спортивный отдел. Тогда развивался и массовый спорт, но, одновременно с ним, большое внимание обращали на армейское, военное, патриотическое воспитание - начались походы по местам военной, революционной и трудовой славы.
«Мы возглавили следопытское движение, ходили по перевалам, где шли бои Великой Отечественной, - рассказывает Николай Дмитриевич. - Я вёл оттуда радиорепортажи, писал на магнитофон - даже с вершины Эльбруса, правда, один раз не получилось - батареи магнитофона замерзли и не сработали. В 1962 году краснодарский «Спартак» выиграл чемпионат РСФСР по футболу, я вёл репортаж с последнего матча, у меня до сих пор сохранился фрагмент аудиозаписи».
Как сборная Пашковки сборную Америки одолела
Лучшие футболисты Краснодарского края, по версии Николая Грушевского, это Александр Плошник, Владимир Будагов, Владимир Суренков, , Олег Кущ. Страны - Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, , , Всеволод Бобров.
«А то, что умел делать на поле Пеле, сейчас, при всём моём уважении, не умеет никто», - добавляет Грушевский.
В современном футболе принято падать и корчиться от боли, даже если касания не было, любыми способами, нечестными в том числе, выпрашивать пенальти. А ведь раньше всё было совершенно по-другому - Николай Тищенко в полуфинальном матче Олимпиады-1956 с болгарами играл весь матч с поломанной ключицей, да ещё и атаку голевую начал. в 1962 году сказал судье, что мяч, забитый сборной СССР чилийцам, зашёл в ворота снаружи, через дырку в сетке.
«Дело в том, что в послевоенные годы многие потеряли отцов, у молодёжи было сильное мужское начало - все хотели проявить себя, - продолжает Николай Грушевский. - Выходили плохо одетые, в рваных бутсах, без формы, но желание было огромным - хотели победить за отца, за деда, за брата. А сейчас тот же двоякое ощущение оставляет: вроде и шустрый, но не личность, не фигура. Я неоднократно встречался с Эдуардом Стрельцовым, был с ним на «ты» - он рассказывал, что в то время многие играли с травмами, но делали всё, превозмогали боль, только чтобы не заменили».
Времена меняются, а с ними и отношение к спорту - если раньше спортсмены считались по трудовой книжке инструкторами и т.д., то сейчас официально профессионалы.
«Когда коллеги говорят во время футбольного матча: «Вспомнили о чести клуба, какую землю представляют» - это смешно, о какой чести, если в составе команды не все даже по-русски говорят? - говорит Николай Грушевский. - О чём они помнить могут, о каких традициях? Десятилетия идут, а новые , Плошники, Калешины всё не появляются. Хотя это сложный момент - если бы , , Станислав Лысенко, , не уехали, то не заработали бы своим талантом.
Долгое время центральной ареной края оставался стадион «Динамо», который сейчас переживает затянувшуюся реконструкцию. Здесь уже в 1944-м, через год после освобождения города, проходила Спартакиада Северного Кавказа «Смерть фашистским оккупантам» - и наши футболисты стали чемпионами. На арене выступали легендарные личности - легкоатлеты братья Знаменские, 17-кратная чемпионка СССР Мария Иткина, Эльвира Золина, рекордсмен мира . Композитор Григорий Плотниченко, автор песни «Кубанские синие ночи», проводил в 50-е годы певческий патриотический праздник. В начале 60-х годов работали на стадионе легендарные футболисты краснодарского «Динамо»: братья Корзуновы, Горохов, Амелькин, Комаров, выигравшие в 1948-м чемпионат СССР.
«Все - фронтовики, все - с ранениями, а смогли же, - не скрывает восхищения Николай Дмитриевич. - А основоположник нашей акробатики Геннадий Казаджиев - он же принимал участие в бою у моста через Кубань в станице Пашковской - получил ранение, отлежался, догнал своих. Вот про кого художественные фильмы снимать надо! А как Евгений Янес и выиграли первый чемпионат мира по прыжкам на батуте - в США, в 1976 году, когда там 200 лет независимости праздновали. Тогда шутили, что сборная Пашковки сборную Америки одолела».
«Я жадный до жизни»
Николай Грушевский в свои 80 лет ходит на многие спортивные соревнования, общается с людьми, редактирует газету «Ветеран спорта Кубани». И всё это - с неизменным позитивом. В чём же секрет, где черпает энергию заслуженный журналист?
«Я - жадный до жизни человек, мне многое вокруг интересно: люблю театр, кино, поэзию, музыку, коллекционирую пластинки, мне интересны люди, - улыбается Николай Дмитриевич. - Мы, мальчишки, выросли в прифронтовой полосе и видели раненых моряков. Мы носили им фрукты, некоторые бойцы отпрашивались на берег - посмотреть на море. У нас был санаторий, из него выходили раненые бойцы из Новороссийска, неизвестно откуда появлялся набитый травой мяч, и ребята пинали его - на костылях, на одной ноге. Выбегала медсестра со словами: «Красноармеец Курочкин, что вы творите, вам нельзя напрягаться - мы не успеваем бинты менять». Вот за это и надо футбол любить. Наверное, детство в прифронтовой полосе и повлияло на мою жизнь. В послевоенное время люди на улице обращались друг к другу со словами «братишка» или «сестрёнка», потому что многие потеряли родных. И это было настоящее братство».
«В армии я был запевалой, и однажды во время конкурса строевой песни полковник пожаловался: что, мол, одно и то же поёте, - вспоминает Николай Дмитриевич. - А тогда только вышла на экраны «Карнавальная ночь». Я ребятам говорю - подпевайте, и начал: «Если вы, нахмурясь, выйдете из дома, /Если вам не в радость солнечный денек... ». И тут все как грянут хором: «И улыбка, без сомнения, /Вдруг коснется ваших глаз./И хорошее настроение /Не покинет больше вас!» Полковник аплодировал.
18+