Ещё
«Барселона» интересуется Жиру
«Барселона» интересуется Жиру
Футбол
Новый министр спорта заявил о защите чистых спортсменов
Новый министр спорта заявил о защите чистых спортсменов
Зимние виды спорта
Нурмагомедов поиздевался над Макгрегором
Нурмагомедов поиздевался над Макгрегором
MMA
Мамаев забил первый гол за «Ростов»
Мамаев забил первый гол за «Ростов»
Футбол

От провала до успеха. Как на физтехе готовят школьников к международным олимпиадам 

От провала до успеха. Как на физтехе готовят школьников к международным олимпиадам
Фото: ТАСС
8 сентября в Японии завершилась международная олимпиада по информатике (International Olympiad in Informatics — IOI). Россию на ней представляли четыре школьника: Михаил Анопренко из Санкт-Петербурга, Рамазан Рахматуллин из Татарстана, и Егор Лифарь из Москвы. Ребята взяли две золотые и две серебряные медали, соревнуясь более чем с 900 школьниками из 85 стран мира.
Готовились к этому событию они целый год на базе Московского физико-технического института (МФТИ). На физтехе, помимо сборной по информатике, к состязаниям готовят национальные команды по математике, физике и естествознанию. Традиционно ребята привозят с турниров сразу несколько золотых медалей. Например, с прошедшей с 21 по 29 июля международной олимпиады по физике (IPhO) в Португалии российские школьники привезли домой одну серебряную и четыре золотые медали.
Однако подготовка к турниру требует не только повышенной трудоспособности и усидчивости от школьника, но и умения справляться с психологической нагрузкой.
Корреспондент ТАСС пообщался с преподавателями, которые готовят юных гениев к состязаниям, а также со школьниками, которые уже участвовали в олимпиадах, и узнал, почему одного таланта для победы на олимпиаде все-таки мало.
Учителя обещали поставить двойку
В этом году в МФТИ по программам бакалавриата и магистратуры поступило больше 2 тыс. человек. Среди них — 17-летний первокурсник , который будет учиться на факультете общей и прикладной физики. За плечами — участие в международной олимпиаде по физике, откуда он привез золотую медаль. Однако и у него возникали проблемы.
"Я не очень внимателен, из-за этого пропускал какие-то очень простые решения. Допускал кучу неточностей, поэтому баллы уменьшались, — рассказал Вячеслав. — Так, на олимпиаде была задача, которая показалась мне сложной не потому, что ее сложно решить, а потому, что она была очень большой. Ее мало кто успел сделать полностью, я к тому же неправильно рассчитал свое время, поэтому ее сделал только наполовину. Тем не менее приехал с золотой медалью".
По словам Вячеслава, на первые сборы его заставили поехать учителя его родной московской школы №192. «Сказали, если я не поеду, то поставят два. Это был еще восьмой класс, поэтому была сильная мотивация», — улыбается школьник и добавляет, что физикой он занимается не потому, что надо, а потому, что нравится.
Путь до международной олимпиады по физике был долгий. Сначала множество сборов и отборочных состязаний. Потом — Всероссийская олимпиада, по итогам которой он был признан одним из 27 учеников, хорошо знающих физику. «А дальше нас тренировали и отбирали, — продолжает рассказ Вячеслав. — Отбор проходил на базе МФТИ, было несколько сборов, половина из них была учебной. На них нам давали новый материал, готовили к олимпиаде. А половина сборов были отборочными, где мы писали туры, набирали баллы, и в результате этого некоторые покидали отбор», — отметил Кузнецов.
Вячеслав считает, что главное в успехе не талант, а педагоги, которые тебя тренируют, и собственно сама подготовка.
Способствовала гонка вооружений
Проректор по международным программам и технологическому предпринимательству Московского физико-технического института Алексей Малеев вместе со школьниками находился в Японии на олимпиаде по информатике.
"Россия — одна из первых стран, где зародились предметные олимпиады. Школа научно-естественная и техническая всегда были очень сильны. Отчасти это, может быть, связано с тем, что у нас образование правильное, система базовая выстроена. В XX веке гонка вооружений способствовала этому", — объясняет он успехи учеников.
На олимпиаде Россию представляло больше школьников из Москва и Санкт-Петербурга, чем из регионов. «Наверное, это связано с тем, что в этих городах сейчас собрано большее число сильных преподавателей, лучше выстроена такая организационная машина, финансирование дополнительное находят эти два региона», — рассуждает Малеев.
По его словам, на самом деле все олимпиады похожи друг на друга.
"Все сидят решают, а зрители либо по трибунам, либо по балкончикам прогуливаются и смотрят на то, как решают ребята задачи. Надо не растеряться на этой истории, отвлечься от всего, сфокусироваться на задачах. Не переживать, а если какая задача не получается, то ничего страшного, нужно уметь ее отложить в сторону, решать другие задачи, потом к ней вернуться. Тактика самих соревнований очень важна", — говорит собеседник агентства.
Не смог сразу привыкнуть к калькулятору
16-летний в этом году перешел в 11-й класс московской школы №1589. Он тоже принимал участие в международной олимпиаде по физике (IPhO) в Португалии, а до этого — в олимпиаде по физике, которая прошла в Азии.
"Она (азиатская олимпиада для школьников по физике — прим. ТАСС) была более сложной. Основные были именно на этой олимпиаде в Азии и на отборочных этапах. Например, на зимних сборах нам дали экспериментальную задачу с двумерными дифракционными решетками, с ней все справились плохо, потому что недостаточно хорошо понимали волновую оптику. Конечно, важно было быстро пройти еще несколько тем, таких как квантовая механика, та же волновая оптика, электромагнитные поля", — рассказал Алексей. Из Португалии он привез домой серебряную медаль. Российская команда заняла в этом году третье место. По мнению одиннадцатиклассника, результат мог быть и лучше.
"Я еще не смог сразу привыкнуть к калькулятору, выданному на туре, и сначала долго искал нужные кнопки", — признался он.
О планах на будущее Алексей говорит пространно, он только перешел в 11-й класс. Если бы его интересовала только физика, то поступил бы без раздумий в МФТИ, как делают многие ребята с IPhO. «Но я еще неплохо знаю химию, поэтому выбирать сложно. Хотелось бы смежной специальности, то есть где нужно разбираться в обеих науках», — заключил Шишкин.
Сборы с отрезанием хвоста
Руководитель национальной сборной команды России на международной олимпиаде по физике Валерий Слободянин рассказал, что систему подготовки школьников к международным олимпиадам начали выстраивать с 1993 года.
"Во-первых, мы на каждом этапе, на каждых сборах хвост отсекаем. То есть из 30 человек после первых сборов мы оставляем, например, 18. Видно, что 12 человек идут слабенько, мы их отбрасываем. Следующие сборы — еще. И на последнем этапе оставляли восемь человек, из них пятеро ехали на международную олимпиаду", — поясняет механизм отбора школьников Слободянин.
По его словам, все это создает среди школьников конкурентную среду. А на олимпиаде ребятам приходится решать разные задачи, например по электронике, когда они должны сами собирать схемы на специальной макетной плате, или задачи, связанные с эффектом Доплера. Каждая по-своему уникальна.
"Это переменный конденсатор сложной формы. Черный ящик механический, трубка алюминиевая, с одного края там пружинка и шарик. И надо было определить массу шарика. Давалась некоторая установка, ее нужно было раскручивать, по моменту инерции все находить или колебания устраивать", — объясняет Слободянин.
Через тернии к почету
Сейчас участие в международных олимпиадах считается почетным, но так было не всегда. По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, в 90-х годах даже продвинутые педагоги относились к таким состязаниям как к чему-то несистемному. Но со временем интерес к участию в олимпиадах, на которых собирается почти весь мир, начал расти.
"Когда я начинал как ректор, я помню, ко мне стали приходить креативные математики, наши физики и говорить: «Николай Николаевич, как вы относитесь к нашему участию вот в этом олимпиадном движении — во всероссийской олимпиаде, имели в виду — и то, что мы там время тратим, вкладываемся?» Я сказал: на мой взгляд, это очень хорошо и это надо поддерживать всяческим образом", — рассказал Кудрявцев.
Он отметил, что сейчас в процесс подготовки школьников к олимпиадам включается много молодых преподавателей, которые раньше сами участвовали в состязаниях.
", наш проректор, он в 1998 году наш медалист олимпиады по физике, которая была в Канаде, — говорит ректор. — Ему не надо ничего объяснять, он сам прошел через все эти тернии, прекрасно понимает, что нужно улучшать, и он это делает. Следующий, который идет за ним, смотрит, что нужно еще улучшить после того, как Воронов улучшил, и дальше улучшает. В этом и секрет".
Кирилл Борискин
Лучшие моменты Премьер-лиги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров