Войти в почту

Геннадий Карпоносов: Если сейчас не сумеем застолбить места в танцах на льду, то потеряем время

Старший тренер сборной России по танцам на льду Геннадий Карпоносов рассказал, чего, по его мнению, не хватает российским танцевальным дуэтам, чтобы изменить расклад сил в мире в свою пользу. - Если не слишком выбирать слова, я бы сказал, что не хватает хорошего пинка. В юниорах, на мой взгляд, сдвиги к лучшему уже начали происходить, и они заметны. Есть пары, в которых уже есть изюминка, драйв, характер. Именно этого больше всего не хватает многим взрослым дуэтам. Всё, о чем я сказал, обязательно должно быть у спортсменов топ-класса. Плюс – очень сильная мотивация. Не местечковая – типа, я мотивировал себя на элемент, сделал его, и мотивация на этом закончилась, а глобальная. Сейчас ведь на мировом уровне в танцах на льду сложилась очень интересная ситуация. Многие сильные пары не заявились на этапы Гран-при. Кто-то, возможно, будет завершать карьеру, но суть не в этом. А в том, что освободились места. Если сейчас мы не сумеем их за собой застолбить, значит, просто потеряем очередные три или четыре года, пока не подрастут юниоры и не изменится соотношение сил. И опять начнутся разговоры о том, что не "тот" судья, не "тот" технический специалист – и так далее. - Не считаете, что Пападакис и Сизерон, оставшись в любительском спорте еще на четыре года, будут уже не двигать танцы вперед, а тормозить их развитие? Ведь вряд ли они сумеют предложить миру что-то новое? - Не согласен. Зная их тренеров, я абсолютно уверен в том, что пара не остановится и не будет стоять на месте, несмотря на то, что практически достигла своего максимума. Но с тем, что у других фигуристов нет шансов бороться с французами, я тоже не соглашусь. Но для этого нужно, чтобы кто-то сумел выдать тот максимум, о котором я говорил выше, и совершить психологический рывок. - Кому из российских танцоров это по силам? - Прежде всего Александре Степановой/Ивану Букину, которые были очень хороши уже в прошлом году, но, к сожалению, не смогли поехать на Олимпийские игры. Очень прибавили за последний год Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Если раньше у ребят были проблемы с отношением к тренировкам, сейчас эти проблемы уменьшились на 99,9%. Думаю, что Никита мало того, что повзрослел, но и сделал для себя определенные выводы после прошлого сезона, когда они с Викой не попали ни на один главный старт. Такое для каждого спортсмена – большой урок. - Можно ли говорить о том, что возвращение в Россию Анжелики Крыловой принесло в российские танцы определенную свежую струю? - Ее приезд, прежде всего, активизировал всех без исключения российских танцевальных тренеров. Анжелика – специалист очень высокого класса, и даже то, что я видел у нее на тренировках, утверждает меня в мысли, что всем своим фигуристам она сразу задала очень высокую планку. Если спортсмены до этой планки дойдут, в танцах сразу произойдет заметный качественный скачок. Не так давно я помогал одной нашей юниорской паре, взявшей для произвольного танца адажио из балета "Спартак". Долго объяснял ребятам, что это адажио – последняя встреча Спартака и его возлюбленной. Что и он сам, и она понимают, что Спартак обречен, и живым уже не вернется. И что я хочу видеть на льду именно это, а не твиззлы, крюки и скобки. В фигурном катании нельзя откладывать эмоции на потом и работать на тренировках только над техникой. Потому что хореография требует такого же серьезного к себе отношения, как технические элементы. Эмоции отнимают у спортсмена кучу сил и энергии. И надо понимать: если ты их не тренируешь, а "включаешь" только на соревнованиях, заходя на те же твиззлы, достаточно чуть сильнее запрокинуть голову в каком-то движении, тут же сместится баланс, и никаких твиззлов не окажется в помине. Помните танго Пахомовой и Горшкова "Кумпарсита"? Его можно смотреть бесконечно, хотя никаких навороченных шагов в этом танце нет. Но там есть безумный драйв, эмоции, внутренний диалог. Или "Лунная соната" Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова: они ехали целый круг в ласточке, и народ с замиранием сердца смотрел, как они это делают. Я смотрел эту программу раз сто, и каждый раз у меня шли мурашки по телу. Смешно сейчас вспоминать, но в свое время я сам в какой-то степени посодействовал возникновению новых правил – разговаривал с Александром Горшковым, который был председателем техкома по танцам в ISU, и спросил его, почему бы не сделать в танцах ряд обязательных требований по отношению к элементам. Сейчас часто тот разговор вспоминаю и думаю: дернул же меня черт ту идею поддержать и даже в какой-то степени лоббировать. Но я-то имел в виду такие элементы, как вращения, поддержки, твиззлы, а не тройки и скобки. Да, нынешние правила сделали танцы более спортивными. Но в итоге они же и увели их в такой спорт, где самих танцев почти не осталось. Все знают: здесь пошла дорожка, здесь поддержка, здесь круг, заходы все одинаковые, в твиззлах все тоже понятно: в первом взялись за конек, во втором поменяли ребро и подняли руку вверх, в третьем вытянули руки перед собой – все, четвертый уровень. А ведь все это гораздо проще, чем та же пахомовская "Кумпарсита".

Геннадий Карпоносов: Если сейчас не сумеем застолбить места в танцах на льду, то потеряем время
© Российский стадион