13 лет сухого закона. Почему на российские стадионы хотят вернуть алкогольное пиво
В ближайшем будущем алкогольное пиво может вернуться на российские стадионы. За исключением Кубка Конфедераций 2017-го и ЧМ-2018 его там не продавали с 2005 года. Нужен ли «в храме здоровья» алкоголь и что теряют футбольные клубы в его отсутствие — в материале «360». Министерство спорта за пиво В Министерстве спорта России подняли вопрос о возвращении алкогольного пива на стадионы. Сейчас, по словам главы ведомства Павла Колобкова, разрабатывается предложение, учитывающее интересы всех сторон, а главное, способствующее развитию всей спортиндустрии. «Вопрос непростой, но мы точно подготовим предложение, которое будет удовлетворять интересы всех заинтересованных сторон и пойдет на благо всего российского спорта, не только футбола. Ведь если запрет на продажу пива будет снят, то оно будет продаваться и на других спортивных объектах. Это комплексный вопрос, который решится в ближайшее время», — цитируют «Известия» слова министра. 20 июня в Калининграде прошло заседание президентского Совета по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета оргкомитета «Россия-2018». На нем глава Татарстана Рустам Минниханов попросил Владимира Путина рассмотреть этот вопрос. «Мы продали пива на 89 миллионов рублей — никаких эксцессов, никаких проблем не было. Просил бы посмотреть», — сказал Минниханов. Российский лидер согласился подумать. В начале августа вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что предложение рассматривают на совещаниях в нескольких ведомствах. По ее словам, решение могут принять уже к концу сентября. Однако против инициативы уже выступили Роспотребнадзор и РПЦ. По их мнению, разрешение продаж пива на стадионах будет, фактически, спаиванием населения. «Это не способствует проводимой государством политике против алкоголизации населения и ставит под угрозу результаты, уже достигнутые сегодня», — заявили в пресс-службе Роспотребнадзора. Культурно выпьем Вице-президент КХЛ, олимпийский чемпион Валерий Каменский рассказал «360», что положительно относится к инициативе, если «все будет культурно и в меру». «Это же дополнительные спонсоры, да и народу на трибунах будет больше. Мы живем в XXI веке, и футбольный чемпионат мира показал, что люди все понимают и нормально себя ведут, показали, что они действительно цивилизованные люди. Единственное, что за нарушения нужно усилить наказание. Ввести какие-то жесткие правила», — сказал он. Экс-президент футбольных клубов «Спартак» и «Химки» Андрей Червиченко также заявил «360», что не видит ничего плохого в возвращении пива на спортивные арены. Тем более, что клубы смогут на этом зарабатывать. На немецких стадионах, по его словам, «пивопроводы» протянуты на несколько километров, и обстановка там — спокойная. «А если какому-то персонажу нужно нажраться, то он это сделает до футбола или тайком пронесет с собой и все равно дойдет до „свинячьего состояния“. А нормальные люди и на стадионе культурно выпьют и после. Я ничего плохого в этом не вижу», — отметил он. Пожалуй, воздержусь Член Совета Федерации Александр Башкин сообщил «360», что ни зрители, ни спорт не потеряли ничего с тех пор, как на стадионах запретили рекламу и продажу пива. То есть в плане общественной безопасности, порядка и качества проведения мероприятий можно увидеть положительную динамику. Потеряли, возможно, только рекламодателей. Сенатор не исключил, что постоянные разговоры о возвращении алкоголя происходят именно с их подачи. «Я до сих убежден, что спорт и алкоголь — несовместимые вещи. Присутствующие в нашей жизни, но, желательно, чтобы присутствовали они не одновременно. Всему должно быть свое место и свое время», — подчеркнул Башкин. То же мнение в разговоре с «360» выразил бывший главный санитарный врач России, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. Он считает, что появление алкоголя на спортивных сооружениях никак не сможет удовлетворить сферу здравоохранения. Он напомнил о колоссальных усилиях, что предприняли для исчезновения спиртного со стадионов. «Если Колобков готовит такое предложение, то это никак не красит спортивное ведомство, цель которого — сохранить и преумножить здоровье граждан. Поэтому отношение у меня отрицательное. А это решение не принесет никакой пользы, а урон будет очевидный, если выиграет пивная мафия, увеличив свою доходность. Осквернять спортивную арену такого рода занятиями — это противоречит истинному предназначению спорта», — пояснил Онищенко. Введение запрета 9 июня 2002 года в матче ЧМ сборная России уступила Японии. После этого многочисленные болельщики, наблюдавшие за матчем на огромном экране в центре Москвы на Манежной площади, устроили массовые погромы. Перед игрой во всех близлежащих к месту ЧП магазинах свободно продавался алкоголь как в банках, так и в бутылках. Фанаты начали швырять емкости в экран, но попадали в окна гостиницы «Москва», правоохранители пыталась их остановить. Затем болельщики забросали бутылками и витрины, перевернули и сожгли несколько машин, а затем направились в сторону Лубянской площади, громя окрестности. Всего фанаты разбили 36 витрин, восемь таксофонов и повредили 107 автомобилей. Кроме того, пострадали 79 человек, более половины — госпитализировали, один скончался от ножевых ранений. В беспорядках, которые прекратились только вечером, приняли участие более семи тысяч человек. После этого в Госдуме приняли закон по борьбе с экстремизмом и запретили показывать матчи в местах массового скопления людей. Последний запрет сняли в 2018 году, однако трансляции велись исключительно в фан-зонах. В 2004-м добрались и до пива. Сначала его рекламу ограничили на телевидении и полностью убрали со стадионов. Спустя год напиток прекратили продавать как на аренах, так и по близости. Исключение, по требованиям FIFA, сделали лишь на период проведения Кубка Конфедераций в 2017-м и ЧМ-2018. По данным футбольной ассоциации, во время последнего мундиаля болельщики выпили 1,45 миллиона литров пива, из них чуть более 2% — безалкогольного. При этом никаких серьезных инцидентов в городах-организаторах ЧМ не произошло. Попытки возвращения Впервые тему возвращения пива на стадионы поднял в 2011 году экс-президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко. Он напомнил, что серьезных футбольных спонсоров найти непросто, а пивовары охотно спонсируют футбол по всему миру. Поэтому реклама напитка должна быть на стадионах. «Мы, скорее всего, будем лоббировать в Думе закон о возможности продажи пива на стадионе. Потому что в той же Англии прибыль от продажи пива за матч приравнивается к миллиону фунтов. Получается, наши клубы могут получить от пяти до 15 миллионов долларов добавки в бюджет. И еще отдельно подчеркну, что социологи давно доказали: реклама пива никак не влияет на увеличение потребления алкоголя», — заявлял Фурсенко. Однако его попытки ни к чему не привели. Спустя год в том же ключе тему затронул бывший тогда главой правительства Владимир Путин. «Во всех странах мира и Европы продают, ничего в этом нет. Хотя в то же время во всём мире коммерческая составляющая — одна из основных при наполнении бюджетов клубов. В 2018 году при проведении чемпионата мира у нас в любом случае это надо будет исправлять, потому что наши пивные компании — одни из крупнейших спонсоров ФИФА и УЕФА», — сказал он. Его поддержал глава РФПЛ Сергей Прядкин, отметивший, что отсутствие пива на стадионе не решает проблем безопасности, так как любой может как следует выпить перед игрой и лишь затем прийти на матч. Однако экс-глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова обратилась к Путину с просьбой закрыть этот вопрос и не возвращать пиво на стадионы. К ней присоединился Геннадий Онищенко. «В храме здоровья, коим является любое спортивное сооружение, предлагают вернуть языческое святотатство. Я уверен, что никаких решений о возвращении массового спаивания нашего населения не будет. Мы должны реально оценивать, что за этим стоит не только желание отдельных несознательных болельщиков, за этим стоят огромные деньги, огромные силы. Деньги алкогольной мафии, табачной мафии», — пояснил он.