Гран При Японии: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Масаши Ямамото (Honda), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Фредерик Вассёр (Sauber), Франц Тост (Toro Rosso) Вопрос: Господин Ямамото, в Сочи Honda представила обновленную версию силовой установки – насколько она превосходит предыдущую? И общий вопрос – какого прогресса удалось добиться Honda в нынешнем сезоне? Масаши Ямамото: Что касается сезона, мы прогрессировали не настолько быстро, как нам хотелось. В последнее время дела шли заметно лучше, особенно если говорить о работе над камерой сгорания – мы, наконец, успешно её завершили. Проблемы, с которыми мы столкнулись в России, относятся исключительно к калибровке силовой установки. За неделю до гонки в Сузуке нам удалось эти проблемы устранить, и господин Тост, как мне кажется, вправе рассчитывать на успешный уик-энд. Вопрос: Как идет подготовка к сотрудничеству с Red Bull Racing? Ощущается ли прессинг от необходимости обеспечить наилучшие результаты? Масаши Ямамото: Мы рады возможности поработать с ещё одной топ-командой – c Red Bull Racing. Я и Кристиан Хорнер очень продуктивно общались по ходу нынешнего сезона. Прессинг, безусловно, присутствует, но мы конвертируем его в позитивную энергию, которая, в свою очередь, обеспечит нам фантастические результаты. Как вы понимаете, и в Toro Rosso, и в Red Bull Racing ждут от нас впечатляющей работы в 2019-м. Вопрос: Франц, эта неделя выдалась для вас весьма насыщенной: во вторник вы посетили завод Honda в Сакуре, в среду были на базе в Вако, в четверг утром – снова в Сакуре. Что вам удалось посмотреть в каждом случае? Франц Тост: Вы забыли базу в Точиги! Было замечательно с обоими нашими гонщиками посетить различные заводы и исследовательские площадки Honda. Сотрудники встретили нас с большим энтузиазмом, задавали вопросы – должен заметить, специалисты Honda очень любят Формулу 1, и я надеюсь, мы сможем порадовать хорошими результатами, чтобы они воочию убедились, что их многомесячная работа обеспечила команде успех. Вопрос: В Сочи было объявлено о возвращении Даниила Квята в Toro Rosso в следующем сезоне. Квят год провел в Ferrari – какого гонщика в его лице вы ждете обратно в свою команду? Франц Тост: Мы с Даниилом вместе пообедали в Сочи. Он выглядит спокойным и более зрелым, чем год назад, и я жду, что Даниил будет очень конкурентоспособным. Мы знаем, что у него от природы есть скорость, ему достаточно сесть в кокпит и утопить правую педаль в пол, и вы сразу увидите хорошие результаты. Вопрос: Кристиан, господин Ямамото рассказал о подготовке Honda к следующему сезону и их надеждах на хорошие результаты. Что вы думаете об отношения с Honda, насколько вам удалось продвинуться в этом плане? Кристиан Хорнер: Нас впечатлил прогресс Honda в этом сезоне, сейчас мы активно работаем над интеграцией их силовой установки в шасси RB15 следующего года. Должен заметить, взаимодействие двух компаний складывается безупречно, мы поражены нацеленностью Honda на результат и прилагаемыми ими усилиями. Господин Ямамото говорил о позитивной энергии, мы в Red Bull Racing готовы с ними ей поделиться! Вопрос: В Кубке конструкторов Red Bull Racing опережает Renault на 101 очко и практически гарантировала себе третье место – как это влияет на подготовку к следующему сезону? Вы приступили к работе над новой машиной раньше, чем обычно? Кристиан Хорнер: В следующем году вступают в силу поправки к техническому регламенту, изменение параметров переднего антикрыла сильно повлияют на эффективность всей машины. Мы фактически гарантировали себе результат в Кубке конструкторов, уже сейчас большой объем ресурсов направлен на подготовку к следующему сезону, но любые доработки, которые мы можем представить и опробовать на трассе, мы по-прежнему привозим на гонки. Вопрос: Когда команда приступила к подготовке к следующему сезону? Кристиан Хорнер: Как только были опубликованы новые правила, команда стала оценивать их возможный эффект, по ходу летних месяцев уделяя этому всё больше внимания. В настоящий момент весь конструкторский штаб целиком и полностью работает на следующий сезон. Вопрос: Фред, многие с восторгом восприняли новость о переходе Шарля Леклера в Ferrari в 2019 году. В Сочи Шарль выступил очень здорово, но скажите, насколько он изменился с начала года? Фредерик Вассёр: По сравнению с первым этапом в Мельбурне Шарль стал гораздо более опытным. Поначалу было непросто из-за того, что предсезонные тесты оказались для него слишком короткими по причине неблагоприятной погоды в Барселоне, но уже во второй или третьей гонке он сумел собрать всё воедино и с тех пор стабильно прогрессировал. Вопрос: Пару недель назад Кими Райкконен посетил базу Sauber в Хинвилле, чем он там занимался? Фредерик Вассёр: Уж точно не разработкой машины! Мы проверяли, насколько Кими комфортно в кокпите для следующего сезона, всё прошло успешно. Вопрос: Что скажете об Антонио Джовинацци? Насколько вы воодушевлены контрактом с ним? Фредерик Вассёр: Контрактом с Кими? Хорошо, что у нас до сих пор работают сотрудники, которые помнят дебют Кими в Sauber. У Райкконена отличная репутация в команде, и когда мы объявили о подписании контракта с ним, всех это очень обрадовало. Уверен, Кими нам очень поможет. Вопросы с мест Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для Франца, Кристиана и господина Ямамото о прогрессе Honda. Франц, как этот прогресс скажется на борьбе в середине пелотона? Кристиан, согласны ли вы с мнением, что силовая установка Honda, возможно, уже превосходит силовую установку Renault? Господин Ямамото, что вы думаете о позитивных отзывах со стороны Toro Rosso о недавних доработках? Масаши Ямамото: Как вам известно, привезенная на этап в Сочи третья спецификация силовой установки не использовалась в гонке, это предстоит сделать здесь, в Сузуке, после чего мы сможем оценить не только прогресс мотора, но и машины в целом. Кристиан Хорнер: Вполне очевидно, что в Honda добились серьезного прогресса, и нас это очень воодушевляет. Мы нацелены не на те позиции, которые занимаем сейчас, а на ведущие, и эту цель разделяют и в Honda. Чтобы стать лучшими, нужно сочетание нескольких факторов, и силовая установка – один из важнейших. Мы с нетерпением ждем начала полноценного сотрудничества с Honda. Франц Тост: С новой силовой установкой мы сможем бороться за выход в финал квалификации. Кроме того, она должна позволить нам остаться впереди Sauber в Кубке конструкторов, где соперники сейчас очень сильны. Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос для Кристиана и Франца. В предыдущие годы компания Red Bull тесно сотрудничала с концерном Volskwagen в различных гоночных категориях – ралли, DTM и т.д. Насколько мне известно, в Red Bull постепенно сводят участие в DTM к минимуму, а партнерство с Honda охватывает две команды в Формуле 1 и участников чемпионата MotoGP. Означает ли это, что новые отношения заменят предыдущее сотрудничество с Volkswagen? Кристиан Хорнер: Вы правы, компания Red Bull длительное время сотрудничала с VW в различных гоночных сериях. Уход из DTM совпадает с общими тенденциями в немецкой серии, а партнерство с Honda только усиливается. Компания Red Bull, будучи представленной во многих категориях автоспорта, привыкла сотрудничать с разными автопроизводителями, однако новое партнерство в Формуле 1 имеет первостепенное значение. Red Bull и Honda долго и успешно сотрудничали в MotoGP – надеюсь, сотрудничество в Формуле 1 тоже будет плодотворным. Вопрос: Франц, желаете что-то добавить? Франц Тост: Toro Rosso сотрудничала с Volkswagen в самом начале своего существования, компания оказывала нам серьезную спонсорскую поддержку, но затем мы получили моторы Renault, а позднее – Honda, и продолжать с Volkswagen стало невозможно. В ближайшие годы нам предстоит работать с Honda, мы этим вполне довольны. Вопрос: (Люк Смит) Вопрос для господина Ямамото. Каковы перспективы ваших гонщиков, Макино и Фукузуми, в Формуле 2 на 2019-й год, и как вы планируете вывести их в Формулу 1? Насколько важно для Honda в ближайшие годы привести в чемпионат японского гонщика? Масаши Ямамото: Для будущего Формулы 1 в Японии, для нашей страны и самой компании Honda очень важно видеть японского гонщика в числе участников чемпионата. Что касается Макино и Фукузуми, как вам известно, Макино недавно выиграл гонку Формулы 2 в Монце. В самой Формуле 2 сейчас множество изменений, команды адаптировались к новым машинам, участникам приходилось стартовать с хода, а не с места – стабильности там пока нет, однако оба наших гонщика проявляют себя неплохо, мы постепенно готовим их к впечатляющему будущему. Вопрос: (Эдд Стро) Вопрос ко всем. Сейчас много говорят о долгосрочном будущем Формулы 1, но в этой дискуссии много конфликтующих между собой тем: необходимость снизить расходы, обеспечить плотную борьбу на трассе, сделать машины более привлекательными и притом обеспечить взаимосвязь используемых технологий с дорожным автомобилестроением. Как вы планируете всё это сбалансировать, ведь зачастую стремление приблизить Формулу 1 к дорожному автомобилестроению влечет рост затрат и делает гонки скучными? Кристиан Хорнер: Формула 1 – это, прежде всего, зрелище. Чтобы зрелище получилось интересным, борьба должна быть плотной, гонщики должны выглядеть героями в глазах болельщиков. Нам нужно повысить зрелищность того продукта, что мы имеем сейчас. Многое делается для того, чтобы машины позволяли вплотную преследовать соперника, и технологии, безусловно, в этом участвуют, однако они должны быть не определяющим, а дополняющим фактором. Важно определиться с целевым видением продукта, которому должны соответствовать все прочие элементы. Мы целиком полагаемся на Росса Брауна и его рабочую группу, что они с учетом собственного колоссального опыта совместно с FIA создадут такие технические и спортивные правила, которое обеспечат Формуле 1 большую зрелищность и, как следствие, коммерческий успех. Вопрос: Господин Ямамото, ваше мнение? Масаши Ямамото: Формула 1 и в будущем останется вершиной автомобильного спорта, для нас как автопроизводителя она по-прежнему будет представлять интерес в плане развития самых передовых технологий. Нас заботят не только технологии, но и перспективы во многих других глобальных аспектах – например, в продвижении бренда, и в этом плане Формула 1 для Honda не менее важна. Вопрос: Франц? Франц Тост: Формула 1 – это зрелище, и сейчас благодаря Хэмилтону и Феттелю популярность этого зрелища находится на очень высоком уровне. Но в остальном у нас есть три быстрые команды, а остальные заметно им уступают, из чего следует, что FIA и FOM должны скорректировать как спортивный, так и технический регламент, добившись и снижения расходов. Ограничение на размер бюджета вполне может привести к тому, что за титул будут сражаться пять или шесть гонщиков, а это именно то, чего хочет зритель. Кроме того, у производителей всегда остается достаточно возможностей совершенствовать свои силовые установки, чтобы Формула 1 по-прежнему оставалась вершиной автомобильного спорта. Но в FIA и FOM должны определиться как можно скорее, поскольку время уходит. Мы обсуждаем 2021 год, но у нас нет финальной версии регламента на моторы и шасси – в этом вопросе нужно как можно скорее поставить точку. Вопрос: Фредерик? Фредерик Вассёр: Всем очевидно, что зрелищность нужно повышать. В Сочи за всю гонку произошло лишь пять обгонов, если не учитывать прорыв обоих гонщиков Red Bull Racing, но не будут же они каждый уик-энд стартовать из последних рядов. Сейчас для команд из второй половины пелотона одна из задач в гонке – не оказаться в круге позади лидеров. Даже если вы возглавляете эту группу, успешным можно считать день, когда вы не отстали на круг. Нужно найти такое решение, чтобы гонщики, представляющие небольшие команды, в случае непредвиденных обстоятельств оказывались не так уж далеко от подиума – сейчас ничего подобного нет. В Сочи мы наблюдали, как Риккардо и Ферстаппен, стартовав из последних рядов, к двадцать пятому кругу ехали в районе пятого-шестого места – на их фоне мы ведем совершенно иную борьбу. Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос для Фредерика, Франца и Кристиана. Вам обоим доводилось в условиях жесточайшего прессинга работать с гонщиками, которые едва пришли в Формулу 1. Что в подобных ситуациях требуется от гонщика, чтобы вы с ним сработали максимально эффективно? Насколько важно его собственное отношение к делу, и насколько важна обстановка в команде? Франц Тост: Гонщик, во-первых, должен обладать необходимыми навыками, а во-вторых, быть всецело предан Формуле 1 – то есть, посвящать ей 365 дней в году. Кроме того, он должен быть дисциплинирован и, я бы сказал, изобретателен – то есть, он сам должен думать, каким образом добиться собственного прогресса. Гонщик должен интегрироваться в команду, и если речь идет о новичке, сама команда должна уделить ему заметно больше внимания и помочь с физической подготовкой, режимом питания, работой на симуляторе и так далее. Зимой молодые гонщики проводят очень много времени на базе команды, обсуждают с инженерами различные моменты, касающиеся выбора настроек, управления силовой установкой. Работы действительно много, и чтобы добиться успеха, от гонщика требуется стопроцентная преданность делу. Фредерик Вассёр: Первостепенное качество – скорость. Если у вас её нет, об остальном можно забыть. Вместе с тем у нас есть немало молодых быстрых гонщиков, которые пока не смогли добиться успеха в Формуле 1 по одной ключевой причине: разница между Формулой 1 и молодежными сериями слишком велика, здесь приходится уделять внимание гораздо большему количеству факторов. А время для тестов предельно ограничено. Мы ранее обсуждали, что четыре дня тестов в Барселоне – это мало, и когда парни оказываются у всех на виду, для них это оборачивается настоящим кошмаром. И если по ходу первых гонок что-то идет не так, они испытывают жесточайший прессинг со стороны вас, журналистов. Позволю себе напомнить, как после первых двух этапов на аналогичной пресс-конференции меня спрашивали о том, не слишком ли рано мы пригласили Шарля Леклера, не допустили ли ошибку. Нужно сохранять терпение, поскольку для гонщиков это серьезный шаг в карьере, важно действовать постепенно, позволяя им адаптироваться. Притом от самих гонщиков требуется абсолютная преданность делу, но если говорить о тех молодых талантах, с которыми мы уже работаем, им преданности уж точно хватает. Кристиан Хорнер: Для Red Bull Racing всё просто – мы отправляем молодых гонщиков к Францу, и если они выдерживают его годичную программу и демонстрируют прогресс, у них появляется шанс стать гонщиком нашей команды. Мы очень благодарны Францу за тот опыт, который он обеспечивает молодым гонщикам, эта схема прошла проверку временем и оказалась невероятно успешной. Вопрос: Кристиан, в следующем году в Red Bull Racing перейдет Пьер Гасли, и с Максом Ферстаппеном у вас будут сразу два молодых гонщика. Как команда планирует им обоим помогать? Кристиан Хорнер: В Гасли и Ферстаппене меня раздражает то, что их суммарный возраст меньше моего собственного! Главное – создать условия, в которых гонщики чувствуют уверенность и понимают, что команда к ним прислушивается. Притом парни прекрасно знают, что должны обеспечить нам результаты, ведь ожидания в Формуле 1 всегда предельно высоки, особенно если вы выступаете за топ-команду. Ты представляешь не себя одного, но весь коллектив из 800 человек, всех партнеров и спонсоров. Прессинг, безусловно, заметно выше, и в такой ситуации важно добиться баланса, чтобы гонщики, с одной стороны, наслаждались своей работой, с другой – осознавали всю ответственность. Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос к руководителям команд. Прошло чуть больше двух лет с тех пор, как в Liberty Media приобрели коммерческие права на Формулу 1. С этим событием многие связывали большие надежды. Скажите, за эти два года оправдали ли новые владельцы чемпионата ваши ожидания? Кристиан Хорнер: Liberty Media пришлось преодолеть долгий период, в процессе которого они разбирались, какой продукт приобрели, что из себя представляет Формула 1, и сейчас многие аспекты для них выглядят проще. Новые владельцы активно вкладывались в маркетинг, провели немало промо-акций, фестивалей, организовали цифровую платформу и вышли в социальные сети, чтобы привлечь новую аудиторию, а еще они представили отдельный чемпионат по компьютерной игре. Но на перспективу залогом успеха для них в будет не маркетинг, в котором новые владельцы более чем компетентны и успешны, а сам конечный продукт, и для этого крайне важно понять, какими будут правила после 2020 года, и как должна выглядеть Формула 1 в ближайшие десять лет. Ответственность за это целиком и полностью лежит на Liberty Media и FIA. Франц Тост: В настоящее время новые владельцы пользуются тем, что так хорошо создал Берни Экклстоун. У команд есть действующие соглашения, рассчитанные до конца 2020 года – на этот аспект Liberty Media никак не влияет. Новые владельцы весьма успешно представили Формулу 1 в социальных сетях, однако их ключевая задача, как уже было сказано – разработать правила на очередной период существования чемпионата. Посмотрим, насколько хорошо они сработают с 2022-2023 годах и далее, когда все будут активно адаптироваться к изменениям в регламенте. Liberty Media – высокоорганизованная структура. У них достаточно опыта, и совместно с FIA они в силах добиться более-менее равной конкурентоспособности участников чемпионата и притом не допустить роста расходов, как не допускал этого Берни Экклстоун. Уверен, они успешно со всем справятся. Фредерик Вассёр: Новые владельцы чемпионата открыты разным инициативам, внедряют новые идеи, но в какой-то момент это всё должно привести к конкретным результатам. Посмотрим, какими будут их дальнейшие шаги. Вопрос: (Олег Карпов) Вопрос ко всем. Сирил Абитебул и Тото Вольфф недавно высказали мнение, что, возможно, имеет смысл сократить количество гонок до 15 или 16, чтобы каждая из них была более эксклюзивной. Согласны ли вы с этим, и если да, как этого добиться – отказаться от конкретных этапов в принципе, или чередовать их, как ранее чередовали гонки на Нюрбургринге и в Хоккенхайме? Масаши Ямамото: Как вам известно, мы не строим машину целиком, потому мы примем любое решение FIA и FOM. Кристиан Хорнер: А мы машину строим, и для нас 21 гонка – это точка насыщения, именно столько, сколько должно быть, поскольку в большем количестве нет смысла. Опять же, 15 или 16 Гран При – это мало, но, возможно, Сирил назвал эту цифру с учетом вероятности получить штраф за замену элементов силовой установки. 21 гонка – это верхний предел. Такое количество этапов – непростое испытание для самих участников, но и для зрителей, скажем, 24 гонки будет слишком много, потому важен некий баланс. Здорово, что принять у себя этап Формулы 1 хотят многие легендарные трассы – это приведет к естественной конкуренции между автодромами, что уже представлены в расписании чемпионата. Вопрос: Кристиан, какое количество этапов оптимально для вас? Кристиан Хорнер: То, что есть сейчас – 21 и не больше. Франц Тост: Дело не в количестве гонок, а в качестве того зрелища, что мы предлагаем. Если у нас будет 15 скучных гонок, зрителям в принципе не захочется смотреть Формулу 1. Думаю, нам достаточно иметь от двадцати до двадцати двух этапов, а эксклюзивность определяется скорее тем, насколько интересный продукт мы предлагаем. Не стоит забывать, что Формула 1 – глобальный вид спорта, для сохранения этого статуса нужно определенное количество Гран При, и лично я не согласился бы проводить менее 20 этапов. В году 52 недели, времени для гонок более чем достаточно. Фредерик Вассёр: Мы не станем проводить более 21 гонки, поскольку этого более чем достаточно. Кристиан Хорнер: Было бы здорово оставить для отдыха рождественские каникулы. Франц Тост: Лучше бы мы гонялись в это время, скажем, в Новой Зеландии! Фредерик Вассёр: Начиная с некоего уровня гонки Формулы 1 теряют свой эксклюзивный статус, ведь чем больше этапов вы проводите, тем более привычными они кажутся. Нужно сохранять эксклюзивность. Лично мне кажется, что и 21 гонка – это много, но Sauber, конечно, будет придерживаться утвержденного расписания. В следующем сезоне мы не прекратим участия после восемнадцатого Гран При. Вопрос: Фредерик, какое количество гонок для вас оптимально? Фредерик Вассёр: Оптимально? Между восемнадцатью и двадцатью. Вопрос: (Казуки Касахара) Вопрос для господина Ямамото. Компания Honda выступает титульным спонсором предстоящего Гран При Японии. Почему в компании приняли такое решение, и готовы ли в Honda поддерживать национальный этап в следующие тридцать лет? Масаши Ямамото: Как вы знаете, Honda пришла в Формулу 1 в 1964 году и с тех пор прогрессировала вместе с чемпионатом. В этом году в ознаменование тридцатилетия гонок Формулы 1 в Сузуке мы решили выступить титульным спонсором этапа, чтобы отблагодарить всех, кто к нему причастен, и, конечно же, болельщиков, за колоссальную поддержку. Перевод: Валерий Карташев

Гран При Японии: Пресс-конференция в пятницу
© F1News.ru