Правда ли, что золото Колчака лежит на дне Байкала?
Судьба золота имперской Росии, попавшего в руки Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака до сих пор волнует историков. Сколько бы раз они не подсчитывали все траты адмирала и стоимость золота, попавшего в руки большевиков, новое время приносит новые факты, заставляя людей снова и снова думать, что золото где-то рядом. Золото потратить не успели Согласно историческим сведениям, примерно половина российского золота с началом I мировой была отослана подальше от линии фронта – в Казань. В августе 1917 года около 600 000 тонн этого золота захватили солдаты Народной армии под командованием Владимира Оскаровича Каппеля. Золото было взято под стражу и вывезено сначала в Уфу, а затем – в Омск, где поступило в распоряжение Колчака. В мае 1919 года вес имевшегося золота составлял 505 тонн. Не имея, в отличие от большевиков, промышленной базы, Колчак тратил золото на вооружение (68 000 000 рублей) и был вынужден направить золото на сумму 128 000 000 рублей в банки Антанты для обеспечения займов. В конце 1919 года из-за наступления большевиков оставшийся запас был отправлен из Омска в Иркутск поездом. Однако в Нижнеудинске поезд, в котором следовал и сам Колчак, попал в руки чехословацкого корпуса и французских представителей Антанты. Они выдали большевикам Верховного правителя и запас, который тогда оценивался в 409 000 000 рублей. Кто оговорил чехов? Однако по данным уцелевших членов правительства Колчака отнюдь не все золото было возвращено Советам; в руках белочехов осталось золото на сумму от 35 до 63 миллионов рублей. Правда, многие историки думают, что это неправда, например, доктор исторических наук Олег Будницкий в статье «Русское золото: история одного мифа» уверяет, что это ложь и считает, что если во время «путешествия» золота имперской России по железной дороге до Иркутска и обратно и пропало какое-то количество золота, то речь идет не о миллионах, а максимум о нескольких ящиках. Золото лежит в Байкале? Во времена СССР в Иркутской области, где и происходили события, касающиеся золотого запаса империи, было известно, что несколько ящиков с золотом были украдены на железнодорожных станциях Тыреть и Тайга. Никаких слухов о том, что часть драгоценностей может находиться на дне озера Байкал, не было. Тем удивительнее было узнать, что научная экспедиция глубоководных аппаратов «Мир», которая проходила на Байкале в течение трех лет, посвятила поискам золота довольно много времени. Золото искали в районе Кругобайкальской железной дороги, того её участка, который сейчас находится в стороне от действующей Восточно-Сибирской железной дороги. КБЖД – самая опасная дорога в мире Их работа была основана на свидетельствах неких участников событий, которые рассказали, что большевики в 1919 году пытались предотвратить вывоз чехами русского золота на Дальний Восток и сбросили со скалы на поезд чехов огромный валун. Железная дорога в этом месте проходит то по узкой террасе между отвесными скалами и озером, то по многочисленным тоннелям. Дно Байкала здесь обрывается сразу возле берега, а глубина достигает 1400 метров. На КБЖД до сих пор часто бывают обвалы, и случались катастрофические крушения поездов. На 80 километров дороги с 1905 года по настоящее время произошло 15 крушений поездов и больше 500 обвалов, повлекших за собой задержки движения. В 1919 году результатом диверсии большевиков (по другим сведениям это были люди атамана Семёнова) было падение в озеро последних вагонов поезда белочехов, один из которых и был гружен золотом. Народная молва упорно связывает это крушение с бухтой Березовая. Знаменитый краевед Прибайкалья Алексей Васильевич Тиваненко в своих трудах подтверждает: крушение поезда действительно было, об этом свидетельствуют документы ВСЖД. Но что это был за поезд, сейчас сказать не берется никто, скорее всего, он был составным, багажно-пассажирским. Известно, что движение поездов по КВЖД было невозможно с 23 февраля 1920 года и его восстановили только летом этого же года по обходному туннелю на мысе Березовый. Пилоты «Мира» все знают? Достоверно известно, что один из глубоководных аппаратов «Мир» погружался в Байкал на месте КБЖД дважды. В 2008 году участники погружения обнаружили на глубине искореженные колесные пары и останки железнодорожного вагона. Пилот «Мира» Евгений Черняев говорил о найденных на большой глубине обломках вагона, куда обычные дайверы погрузиться не могут. Участники погружения в интервью рассказывали, что видели и само золото – несколько продолговатых блестящих брусков, зажатых между камнями подводного курумника – огромного каменного обвала. Однако все попытки извлечь хотя бы один из слитков были обречены на провал – любое движение манипуляторов «Мира» грозило вызвать новый подводный обвал, дотянуться до золота операторы так и не смогли. Об этом рассказал Баир Цыренов, директор Фонда содействия сохранения Байкала, который сам принимал участие в погружении. Известно, что попытка «Мира» извлечь слитки продлилась целых восемь часов, что достаточно долго для пребывания под водой. Очевидно, что у участников экспедиции были основательные причины для этого. Ученые до сих пор держат координаты находки втайне, хотя и сообщили о ней общественности. Кроме этого, они представили видеоматериалы, на которых якобы видно золото, которое манипуляторы «Мира» пытаются достать, но на самом деле рассмотреть что-либо четко невозможно. Повторное погружение на том же месте в 2009 году, на которое участники экспедиции возлагали надежды, не принесло вообще никаких результатов – не были найдены не только золотые слитки, но даже останки разломанного вагона, которые, возможно, уже погребло под новыми каменными обвалами. Так что даже если золото имперской России на дне Байкала есть, то оно хорошо спрятано под толщей камней и достать его нет никакой возможности.