Проблемы изношенного теплоснабжения Кузбасса обсудили на круглом столе

Технологическое отставание коммунальной инфраструктуры Кузбасса становится тормозом на пути реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию региональной экономики и развитие социальной сферы области. На круглом столе в Кемерово, организованном газетой «Ведомости», энергетики и представители федеральной и региональной власти обсудили, как воплотить амбициозную задачу по «перезагрузке» региональной модели развития и превращению Кузбасса в регион номер один за Уралом. О различных подходах к решению проблем — в материале «Ленты.ру». 22 октября губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев опубликовал пост, в котором сообщил землякам, что «на прошлой неделе получил много обращений из Юрги: "Батареи не греют, в квартирах холодно!"» и далее отчитался, что проблему устранили, несмотря на то что ТЭЦ в этом кузбасском городе частная, «а с такими сложно». Далее губернатор призвал земляков напрямую сообщить ему, «где еще в Кузбассе сейчас холодные батареи», и пообещал: «Будем реагировать незамедлительно!» Кузбассцы отреагировали массированными жалобами, которые напоминали вести с фронтов. Жители края во многих постах убеждали губернатора, что его, грубо говоря, водят за нос" — система теплоснабжения области находится на грани полной остановки. Однако для специалистов такое положение вещей сюрпризом не стало — энергетики давно предупреждали власти о том, что теплоснабжение области, что называется, дышит на ладан. Эксперты оценивают изношенность теплосистемы края на уровне 70 процентов. «Лента.ру» в августе подробно описала https://lenta.ru/articles/2018/08/21/kemerovo/ проблемы ЖКХ области. Они уходят корнями в наследие, оставленное губернатором Аманом Тулеевым, который желая построить социализм в отдельно взятом субъекте Федерации, стал дотировать тарифы ЖКХ из областного бюджета. Как следствие деньги за тепло поступали с большим опозданием и энергетический комплекс области не мог развиваться должным образом. Вот почему коммунальная инфраструктура Кемеровской области, основные элементы которой были созданы в период бурного промышленного и социально-экономического развития региона в 1960-1980-е годы, сегодня вплотную приблизилась к критической черте. «Система компенсации выпадающих расходов энергетиков, конечно, есть в других регионах Российской Федерации, — утверждает заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Алексей Храпков. — Но в таком масштабе, какой она приняла в Кемеровской области, больше нигде нет». Это были самые первые слова, сказанные на организованном газетой «Ведомости» круглом столе «Коммунальная инфраструктура Кузбасса: Перезагрузка», который состоялся https://www.youtube.com/watch?time_continue=4127&v=kOU7v7EoS1M 23 октября в Кемерово. Доля выпадающих расходов, по словам Алексея Храпкова, составляет 43 процента от выручки ресурсоснабжающих организаций области (РСО) региона. Вот почему ни о каких инвестициях и речи быть не может. А инвестиции в данном случае — это ремонт и перевооружение теплосетей, замена труб, в общем, всего того, что позволит кузбассцам жить по-человечески. То есть половину планируемой выручки РСО не получают в срок — задержки растягиваются порой на несколько лет. А значит, невозможно вкладывать деньги не только на развитие, но даже в элементарный текущий ремонт. Добавим к этому, что ремонтные и иные работы в регионе обусловлены сезонными ограничениями — то, что не успели летом текущего года, можно будет исправить только в году следующем. Деньги нужны здесь и сейчас. А за этот год изношенность системы только повышается, и уже в следующем периоде денег нужно еще больше. То есть потребности увеличиваются в геометрической прогрессии. «Наше тарифное регулирование "Затраты плюс" крайне недружелюбно к инвестициям. По одной причине – каждый год начинается с рассуждений: а какой будет тариф? Поэтому пока компенсация выпадающих расходов будет, мы не поймем, что за экономику мы имеем, — продолжает мысль генеральный директор СГК Михаил Кузнецов. — Это сложная комбинация политических и экономических факторов. Нам нужны нормальные правовые гарантии». Как утверждает Алексей Храпков, главное давление на рынок теплоснабжения сейчас оказывают потребители, которые стали более рациональны и повышают энергоэффективность в потреблении тепловой энергии. Они устанавливают приборы учета и регулирования потребления, утепляют свои дома. И Минэнерго обещает в этом помощь населению. Статистика свидетельствует: там, где жители контролируют эффективность снабжения, потребление снижается на 1,5-2 процента, что колоссально много. Это может вызвать ситуацию, которая сложилась на некоторых предприятиях водоснабжения, когда избыточная мощность не позволяет технически осуществлять услугу. Иными словами, система должна быть гибкой, клиентоориентируемой и эффективной. Для этого нужны стратегические инвестиции, которых нет. С другой стороны, неэффективность системы субсидируется опять же из бюджета, то есть в конечном итоге тем же потребителем, все старания которого сделать свое личное жизненное пространство более комфортным сводятся к нулю. Получается замкнутый круг, который рано или поздно может привести к коллапсу. На круглом столе обсуждался важный вопрос, который всегда сопровождает тему ЖКХ: каков предельный уровень цены за тепло. Совершенно очевидно, что самый с одной стороны рыночный, с другой стороны, справедливый подход — это метод сравнения со стоимостью альтернативного теплоснабжения. То есть такого, какое может обеспечить себе сам потребитель. Тем более сейчас можно купить домашнюю электростанцию, различные обогревательные приборы, которые из года в год совершенствуются, да и, собственно, построить собственную котельную на несколько домов, которая станет альтернативой центральному теплоснабжению. Именно этот принцип был заложен в новую систему расчета тарифов на тепло, получившую в народе название метода альтернативной котельной (АК) Новая редакция федерального закона «О теплоснабжении» предполагает постепенный рост тарифа до уровня АК. Закон предусматривает поэтапный рост, иногда сроком до 20 лет. В любом случае законодатель предусмотрел, что никакой шоковой терапии при новой модели ценообразования быть не может. Но вся штука в том, что детали перехода в каждом регионе должны устанавливаться с местной властью. Способна ли нынешняя власть в Кемерово к такому серьезному разговору, после тулеевских экспериментов — большой вопрос. На прямой линии круглого стола свои соображения по поводу внедрения принципа альтернативной котельной высказал мэр алтайского Рубцовска Дмитрий Фельдман: «Рекомендую всем сибирским регионам рассмотреть модель алькотельной. Новая модель является эффективной, рабочей. У нас она реализовалась успешно». Климатические и экономические условия в Рубцовске аналогичны многим кузбасским городам. По словам градоначальника, первым в России применившего метод АК, такой подход позволяет при ограниченных ресурсах муниципалитета и РСО региона привлечь солидные, многомиллионные инвестиции в развитие теплосистемы города. Привлеченные инвестиции трижды превосходили выручку РСО города. При этом цены для потребителей остались вполне приемлемыми. Инвестором программы перехода Рубцовска на метод АК была Сибирская генерирующая компания (СГК). Генеральный директор компании Михаил Кузнецов акцентировал внимание присутствующих на круглом столе на философии СГК, которая звучит весьма просто и лаконично: «Если что-нибудь делаешь, то делай это по-человечески, либо вообще не делай». Объем необходимых инвестиций для СГК в регионах присутствия оценивается компанией в 55-60 миллиардов рублей. По мнению главы СГК, на весь этот объем власти не решатся, но 40 миллиардов — сумма вполне реальная. Освоить эти деньги сразу не получится — будут приоритеты: что-то нужно было делать еще вчера. К тому же банки не будут готовы финансировать, не видя хоть каких-то промежуточных результатов. Следующим городом, где кардинальным образом планировалось изменить систему теплообеспечения, был кузбасский Новокузнецк, у которого накопилась масса проблем. Самым важным условием входа СГК в город было даже не наличие ценообразования по методу АК — компания, по словам гендиректора Михаила Кузнецова, «готова была только под обещания власти бежать вперед». Энергетики поставили условие: отказ от компенсации выпадающих расходов и от внедрения адресного субсидирования потребителей. Кстати, за внедрение адресного субсидирования потребителей высказался заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Юрий Скворцов: «Совсем отказаться от бюджетных выплат невозможно. Однако субсидии — это более честный подход, чем компенсация выпадающих доходов». Почему СГК отказывается от одного плательщика в лице бюджета в пользу хлопотного сбора средств со многих управляющих компаний? Потому что за последние пять лет компания недополучила тридцать процентов выручки, из которых половина — по вине властей субъекта Федерации. «Когда субъект, с одной стороны, спонсирует, с другой — устанавливает тарифы, у него всегда есть объективное желание это спонсорство уменьшить, — делится своими соображениями Михаил Кузнецов. — И вот это ползучее уменьшение тарифа привело к тому, что для нас это предприятие стало убыточным, нет желания его тащить. А ведь мы хотели сделать его прибыльным». Первый раз с предложением изменить жизнь теплосетей Новокузнецка СГК предлагала три года назад, но власть отказалась ликвидировать компенсацию выпадающих доходов. Поэтому теперь в приоритетах СГК Новокузнецк занимает одно из последних мест, а тем временем его теплохозяйство еще больше деградировало. Красноярск, Новосибирск и Барнаул теперь стоят в первой очереди. Даже если сейчас власть пойдет навстречу — понадобится много времени, чтобы синхронизировать все процессы и начать переоснащение и оптимизацию теплосистемы города. А вообще, планы у СГК на Кемеровскую область очень большие. Например, есть амбициозный проект — вынести из самого центра за пределы города Кемеровскую ГРЭС и там устроить культурную, торговую и офисную среду. Есть и огромное желание работать — слово теперь за властью.

Проблемы изношенного теплоснабжения Кузбасса обсудили на круглом столе
© Lenta.ru