Войти в почту

Открытие лыжного стадиона на 5-й Дачной областные чиновники записали в число своих спортивных побед. Что происходит с «объектом спорта мирового уровня» два года спустя? В конце октября 2016-го в Саратове торжественно открыли лыжный стадион «Зимний». История его строительства напоминает нынешнюю реконструкцию стадиона «Авангард»: чиновники несколько лет говорили о грандиозных планах, надеялись на большие деньги из федерального бюджета, стройка то замирала, то нагоняла график к очередному приезду начальства. «Не просто стадион-живопырка, а стадион мирового уровня. Финляндия отдыхает!» – говорил губернатор Валерий Радаев во время визитов на стройплощадку на 5-й Дачной. Как признал глава региона на открытии «Зимнего», «не верили, что закончим, но смогли». Приглашенная на церемонию трехкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе пожелала, чтобы работы не останавливались, и была завершена вторая очередь стадиона. Кусочек асфальта в большом лесу На дорожках лесного стадиона гуляющих не меньше, чем на аллеях городского парка. Пенсионерки катят продуктовые тележки с пластиковыми бутылками к роднику направо – там, где скамейки и декоративная голова богатыря. Молодые мамы с компанией малышей сворачивают налево – к малому роднику под розовым навесом. У них в рюкзачках тоже есть бутылки, но полные. Сзади шуршит целый класс в сопровождении учительниц с букетами опавших листьев. «Когда в лесу появились асфальтовые дорожки, людям это очень понравилось: и с колясками, и на велосипедах здесь гуляют, – рассказывает заведующий лыжной базой СГУ Анатолий Каверин. – Зимой что делается! Катаются на санках, на «бананах», на «ватрушках», всё, что едет, приносят. Со всего города сюда рвутся отдыхать. Трассу за день разбивают до асфальта. Лыжники шарахаются». На обочине – большой щит, предупреждающий об опасности прогулок по трассе. Спортсмен на роликовых лыжах развивает скорость до 60 километров в час. Городская администрация установила плакаты после нескольких несчастных случаев. Как рассказывал «Открытый канал», летом нынешнего года серьезную травму получил 17-летний спортсмен. Позже подобное произошло с его взрослым коллегой: мужчина врезался в собак, которых хозяева привели на прогулку. «Эти плакаты с предупреждениями мы выбивали несколько лет. Они нужны, но не спасают положение. Городу надо обустраивать места в других частях леса, чтобы люди могли погулять там, а не на лыжероллерной трассе с риском для своего и чужого здоровья». Как объясняет Анатолий, объект очень востребован у спортсменов. Несколько раз в неделю здесь тренируются воспитанники школы олимпийского резерва №3. В обеденный перерыв и по вечерам катаются ветераны спорта. «Раньше мы, стыдно сказать, тренировались на автодорогах: искали тупики у дачных массивов, где есть асфальт, но не слишком большое движение. Травмы были гораздо тяжелее. Девушка из сборной два года восстанавливалась», – вспоминает Каверин. Анатолий Каверин Однажды сюда приехал губернатор Валерий Радаев. Его интересовало недостроенное здание городской лыжной базы, заложенное лет двадцать назад. «Мы завели разговор о лыжероллерной трассе. Показали журнал: в Пензе есть такие трассы, в других регионах, а у нас – позор, дети на дорогах занимаются. После этого началось строительство». «Не верили, что закончим» – В январе 2013-го во время визита на место будущего стадиона губернатор поручил завершить работы «в этом году». Валерий Радаев заявил, что строительство будет вестись в рамках частно-государственного партнерства. В качестве спонсора называлось ОАО «Элвис-центр». Общая стоимость проекта оценивалась в 193 миллиона рублей. – В июле 2013-го городская администрация сообщила, что договор концессии с ОАО «Элвис-центр» не заключался, «в текущем году финансирование объекта не предусмотрено». – В феврале 2015-го комитет капитального строительства заявил, что «строительство начнется в этом году». На тот момент объект оценивался в 168,6 миллиона рублей, первая очередь – в 88,6 миллиона. Областной бюджет выделил 30 миллионов. Остальную сумму региональные власти планировали получить в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта». Заказчиком строительства стал комитет капстроительства, подрядчиком – ООО «СК «Система». – В ноябре 2016-го, через две недели после торжественного открытия спортивного объекта, прокуратура Ленинского района обнаружила, что в здании «имеются следы плесени, горячее водоснабжение отсутствует». – В марте 2017-го в соцсетях появились фотографии провалившегося асфальта на стартовой поляне. Финляндии не снилось Как поясняют спортсмены, основной поток бюджетных денег шел на строительство здания, подведение коммуникаций, обустройство пожарного водоема, то есть на «хозяйственную часть». «А весь спорт находится за пределами базы, на трассе – это делалось за счет внебюджетных средств», – говорит Анатолий. Благодаря спонсору здесь появилось освещение – 42 светильника по 150 ватт. Но до сих пор не решено, кто должен оплачивать электричество. «Ребята, которые ездили вФинляндию на сборы, рассказывают, что у них освещают по 50 километров трасс». Зато, в отличие от других регионов, саратовская «роллерка» может похвастаться отличным асфальтом. «Редко когда удается похвалить саратовских дорожников, но в нашем случае подрядчик, он сам немного спортсмен, очень ответственно подошел к делу. Утрамбовали щебень, положили два слоя асфальта. За два года ни один корень не пробился», – рассказывает Каверин. «К нам приезжали тренироваться сборники из Сибири, у них летом мошка. Говорят: у вас тут сказка! Природа, рельеф, всё хорошо, только круг маленький», – говорит Анатолий, пока мы спускаемся по грунтовой дорожке от малого родника. Раньше здесь был овраг больше метра глубиной. Федерация лыжных гонок завезла сюда около ста «Камазов» грунта. Планируется, что на этом месте появится новая полуторакилометровая часть лыжероллерной трассы. «Это очень ценный участок с малым углом подъема. В лесу все подъемы крутые, негде длительно проработать такую особенность рельефа», – объясняет Анатолий. Продолжение трассы относится ко второй очереди строительства. Беспризорная трасса В проект лыжного стадиона по просьбе спортсменов изначально было включено штатное расписание персонала для обслуживания трасс. «Здание построили. Мы ожидали, что люди появятся. Но этого не произошло». Сейчас тренеры начинают свой рабочий день с метлой. «Опавшие листья скользкие, под колесико попадет – всё, вы полетели. Хотя задача тренера – заниматься с детьми». Больших усилий требует подготовка к зимнему сезону. «Чтобы лыжная трасса была пригодна к использованию зимой, ее надо заранее выровнять грейдером. Нужно подрезать кроны деревьев по сторонам, иначе зимой под тяжестью снега ветви опустятся и перекроют ход. Обращаемся за помощью к лесникам, но у них нет ни людей, ни денег. Это заметно по состоянию леса вокруг», – собеседник указывает на кучи бурелома. Зимой, как объясняет Каверин, «трассу для конькового хода нужно обновлять каждый день, работы больше, чем на катке». «Четырехметровая рама должна несколько раз проехать, взрыхлить снег, выровнять, нарезать лыжню по краю. Это труд на холоде, ведь в снегоходах нет кабины. «Буранщик» должен, как метеоролог, ловить погоду – сырой снег не позволяет подготовить трассу, сильный мороз тоже не благоприятствует». Для этой работы нужна бригада квалифицированных специалистов, занятых обслуживанием трасс круглый год. По словам Каверина, у спортшколы есть снегоходы и одна ставка тракториста с символической зарплатой, способной привлечь разве что гастарбайтера. «Управление спорта не помогает решать проблему. Наоборот, дает школе дополнительную нагрузку: у нас, мол, «Саратовская лыжня» намечается, сделайте нам трассу, ваши ребята всё равно в лесу катаются. Конечно, здорово, что горожане массово выходят в лес. Но ведь не спортшкола должна за свой счет создавать для них дорогу». В результате «Саратовская лыжня» выглядит довольно скромно: «Для такой толпы людей нужен коридор шириной восемь-десять метров. А у нас люди вынуждены бежать почти гуськом». «Шанс войти в большой лыжный спорт» Президент областной федерации лыжных гонок Сергей Хохлов:«До появления «Зимнего» в Саратове ничего подобного не бысло. На 5-й Дачной спортсмены переодевались и готовились к соревнованиям на улице, на снегу. Задолго до строительства шла борьба за территорию, которая была поделена на участки под коттеджи. Благодаря усилиям администрации области и города, при участии федерации была построена первая очередь с тёплыми раздевалками, тренерскими, туалетами, душевыми. Во вторую очередь должны входить столовая, конференц-зал, мини-гостиница, гараж для спецтехники, ограждение, полуторакилометровая лыжероллерная трасса, трибуны для зрителей. К сожалению, ни один из этих пунктов не выполнен. Не обеспечено отведение дождевых и талых вод, хотя этот вопрос не раз поднимался при строительстве первой очереди. Сегодня приходится засыпать промоины на газонах и убирать грязь с асфальта вручную. Федерация лыжных гонок изыскивает возможности для отсыпки и планировки лыжных трасс после паводка, а также готовит территорию для строительства новой лыжероллерной трассы. Мне очень жаль, что вторую очередь не построили и теперь вряд ли построят, по крайней мере, в ближайшем будущем. Напомню, что лыжный стадион «Зимний» был поставлен на баланс спортивной школы олимпийского резерва №3, которая вряд ли справится с дальнейшим строительством, благоустройством и развитием комплекса. В 2015-2016 годах школе было передано дорогостоящее и крайне необходимое для стадиона оборудование – система «Старт-Финиш». Но она по сей день лежит на складе по той причине, что спортивная школа не может ее настроить. При наличии такой техники спортивные судьи пользуются ручными секундомерами. Абсурд! Возможно, чтобы что-то изменить, необходимо передать объект в областное ведение. Наша организация достигла предварительных соглашений с Федерацией лыжных гонок России о проведении этапа Кубка РФ по лыжероллерам и проведении всероссийского первенства среди юношей. Для этого нужно выполнить определенные условия. Строительство запланированной полуторакилометровой трассы в дополнение к существующей помогло бы ввести Саратовскую область в большой лыжный спорт». «Всё уходит на футбол?» Президент саратовской федерации биатлона Антон Ищенко: «Биатлон – один из самых смотрибельных видов спорта. Но саратовское министерство спорта не обращает на него никакого внимания. Ни одного спортсмена мы не можем вывезти на соревнования в Ижевск или Ханты-Мансийск. Это не так уж дорого. Ребята не претендуют на полеты бизнес-классом и люксовые номера в гостиницах, согласны ехать в плацкарте, но и этого регион не обеспечивает. Сегодня не хватает ковриков, винтовок, ботинок, лыж. Министерство не выделяет простейший инвентарь. Может, всё уходит на футбол? Остальные виды спорта не получают ни копейки. Саратовская юношеская сборная держится в десятке лучших по России, несмотря на отсутствие тренировочной базы. На зимнем стадионе биатлонисты могут только бегать. Мы просили внести в проект стрельбище, но результата нет. Насколько я понимаю, есть сложности с оформлением земельного участка: стартовая поляна оформлена, а вся остальная территория непонятно, кому принадлежит: то ли городу, то ли области, то ли природному парку. На то, чтобы выделить границы и провести геодезические работы, нужны деньги. В конце прошлого года городские депутаты согласовали выделение бюджетных средств на покупку тира на стадионе «Салют». Здание продавалось с торгов в составе арестованного имущества ПАО «Контакт» за 2,2 миллиона рублей. Но крытый тир не дает биатлонистам возможности качественно тренироваться. Для биатлона нужно стрельбище именно на трассе, где можно стрелять при ветре сразу после беговой нагрузки».

Взятие «Зимнего»
© Свободные новости