Победа, которую мы не знали. Историки – о неизвестных фактах войны
Победа в Великой Отечественной войне – большая гордость нескольких поколений россиян. О событиях мая 1945 года написано немало книг, но некоторые историки считают, что многие факты о войне и Победе искажены. На днях в Петербурге прошел научно-популярный фестиваль «Цифровая история», в рамках которого специалисты рассказали о малоизвестных фактах Великой Отечественной войны и Октябрьской революции. С экспертами побеседовал и SPB.AIF.RU. Разбогател на карандашах По словам экспертов, исторических мифов сейчас – целое множество. Например, точка зрения о том, что Октябрьская революция явилась результатом финансирования партии большевиков со стороны немецкого генштаба. Историк-публицист Егор Яковлев заявил, что исторических доказательств этого не существует. «Если бы дело об обвинении большевиков рассматривали на современном суде, то совершенно ясно, что вся доказательная база о финансировании разведки развалилась бы. Так произошло в середине 1917 года, когда это дело против Ленина завело временное правительство. Доказательств найти не смогли, - рассказывает он. - Но теперь стали известны другие интересные факты. Деньги, которые, как предполагала разведка временного правительства, использовались большевиками для финансирования своей деятельности, шли не из Стокгольма в Петроград на имя адвокатской конторы члена партии большевиков Козловского, а в обратном направлении. Из Стокгольма же к нам шел лишь разнообразный ширпотреб, который во времена дефицита был очень востребован». Эксперт уточнил, что дефицит начался с прекращения экономических связей между Россией и Германией. В стране не хватало, к примеру, карандашей. Историки уже доказали, что на этих карандашах и других дефицитных товарах известный авантюрист и политический эмигрант Александр Парвус сделал себе целое состояние. Но этот факт знает очень узкий круг людей. В общественном же сознании закрепилось мнение, что именно немецкие деньги смогли обеспечить большевикам победу. «Мы просто реже ошибались» Кандидат исторических наук, внештатный сотрудник Института военной истории министерства обороны РФ Алексей Исаев считает одним из самых абсурдных мифов тот, что во время ВОВ красноармейцы воевали с одной винтовкой на троих-десятерых человек. «Я изучал оперативные документы, которые писались солдатами и командирами не для нас с вами, а для себя. В них есть подтверждение того, что со стрелковым вооружением у советской армии было как раз неплохо, - говорит эксперт. - На самом деле никто не бросал людей в бой со словами «оружие добудете в бою». Также ученый опроверг миф о том, что кровавые генералы осознанно бросали на штурм солдат, понимая, что это верная погибель. «Война изначально очень жестокая вещь, - отмечает он. - И ситуации, сопряженные с большими потерями, абсолютно нормальны для любого военного конфликта. И для этого есть много объективных причин». Историк привел в пример бои под Ржевом. По его убеждению, там советская армия понесла огромные потери не из-за непрофессионализма советских генералов, а потому что на один наш снаряд немцы отвечали сразу тремя. Остается много неразгаданных тайн о 300 тысячах погибших на Зееловских высотах. Алексей Исаев уверен, что эти цифры слишком преувеличены. «Это общие данные о потерях на нескольких фронтах, - заверяет историк. - Сюда включены и заболевшие бойцы, а не только погибшие. Если бы потери при одном сражении были таковы, мы бы до Берлина просто не дошли». Победу в Великой Отечественной войне кандидат исторических наук вовсе не считает чудом. Она, по его убеждению, стала залогом хорошей подготовки. Ее главнокомандующий Иосиф Сталин начал еще в 1930-е годы. «Он сделал ставку на танки, и она оказалась выигрышной. Несколько волн мобилизации населения тоже сделали свое дело. Все эти рациональные действия привели к тому, что мы допустили меньше ошибок, чем немцы», - говорит Исаев. Четырех уроков недостаточно Ученые сошлись во мнении, что все эти мифы закладываются в сознание еще в школе, а про Великую Отечественную войну молодое поколение знает очень мало. «Это одна из опорных плит нашего эмоционального самосознания и мировоззрения, - считает Исаев. - Ведь война коснулась практически каждой семьи. Для изучения ВОВ в школе отводится примерно четыре урока. И этого недостаточно. Если правдиво и внятно рассказать, как все происходило, это дает заряд на всю жизнь. Уроки не должны ограничиваться простым перечислением дат. Надо формировать четкое понимание того, в каких сложных условиях выстояли предки».