Лето и Чехов. Как томичи проводят музыкальные фестивали на "постаменте"
Летняя набережная Томска пятничными вечерами уже несколько лет наполняется музыкой и стихами: композиторы, писатели, поэты собираются у памятника Антону Чехову, чтобы поделиться своими талантами с горожанами и гостями сибирского города. Создатели "Чеховских пятниц" рассказали о том, как посиделки с гитарой переросли в фестиваль и почему он остается популярным уже полтора десятка лет. Все началось с памятника Набережная реки Томь — одно из мест, где с удовольствием отдыхают и прогуливаются горожане. По пятницам тут оживленнее всего: появляются микрофоны, выставляются колонки, люди в красивых театральных костюмах или обычные прохожие начинают читать стихи, петь песни и танцевать. Это "Чеховские пятницы", фестиваль, который летом 2019 года отметит свой 15-летний юбилей. Президент проекта и его идеолог — Евгений Ковалевский, пенсионер и путешественник, участник проекта Google «Вдали от столиц» — уникальной карты, где представлены истории людей, своей деятельностью меняющих жизнь в регионах России к лучшему. "Чеховские пятницы" он задумал 20 августа 2004 года. Хорошо помнит дату, потому что именно в этот день на томской набережной скульптор Леонтий Усов открыл памятник писателю Антону Чехову. Сегодня необычный Чехов с карикатурными длинным носом и большими ногами, с надписью на постаменте "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку", стал одной из главных городских достопримечательностей. А в день открытия друзья и знакомые Усова поздним вечером отправились к новому памятнику, чтобы на берегу Томи попеть песни под гитару. "Это, конечно же, была пятница. Потому проект и получил название "Чеховские пятницы". В следующую пятницу мы снова со своей компанией творческих томичей пришли к памятнику, и я стал петь песни. Потом позвал еще друзей, и тут появилась идея — создать такой творческий "островок" в Томске, где гуляющие по набережной люди могли бы послушать песни или стихотворения", — вспоминает Ковалевский. Архитектор Усов тоже хорошо помнит те дни. "Думаю, что для организаторов — Ковалевского, Кислицкого, Мезенцева — и даже для памятника Чехову проект "Чеховские пятницы" — это неотъемлемая часть жизни, это словно наш ребенок. А я так вообще, получается, многодетный счастливый отец — у меня в одно время появились и памятник, и фестиваль. Здорово, что наш проект, зародившийся снизу, не угас, как большинство подобных инициатив, а напротив — развивается". Леонтий Усов такого благодарного отклика горожан, кажется, не ожидал. "Помню, как-то проходили "Чеховские пятницы" и была дождливая погода, но людей это не смущало. Они настолько привыкли к этому ежепятничному празднику, что не расходились. Я смотрел, а на набережной было море из зонтиков. Это было очень трогательно — синие, черные, разноцветные зонтики. Представляете, мы же никого не зовем — все они приходят сами сюда". А тогда, в 2004 году, лето кончалось, поэтому реализовать идею фестиваля решили уже в следующем. Весной 2005 года Ковалевский вовлек в процесс организации руководителя местного клуба самодеятельной песни "Находка" Александра Мезенцева. Вместе с напарником они исполняли песни рядом с бронзовым Чеховым, привлекали к этому горожан — просто останавливали прохожих и предлагали им спеть вместе или прочитать стихи. "Тогда в процесс вовлекся еще один наш друг — известный томский скульптор, поэт-пародист, председатель правления региональной общественной организации Творческого союза художников России Олег Кислицкий. Он стал привлекать к выступлениям творческую молодежь. Но у нас никакой аппаратуры не было, даже микрофона. Потому зрителей мы собирали максимум человек тридцать", — продолжает Ковалевский. Успешность была предрешена А вот Олег Кислицкий считает, что востребованность идеи была вполне закономерна: "Мне кажется, что проект стал успешным, во-первых, потому, что все организаторы были с головой вовлечены в этот процесс. Даже когда к осени устаешь от всех организационных моментов, за зиму снова по всему этому начинаешь скучать и начинаешь шевелиться, что-то придумывать на новый сезон". Отмечает он и благодарность зрителей: "Они хлопают, всей душой идут навстречу. И ты вдруг начинаешь понимать, что ты востребован, в том числе и как организатор этого мероприятия. Я спрашиваю тех, кто приходит на "Чеховские пятницы", — "Вы зачем сюда приходите?", а они мне: "Мы здесь душой отдыхаем!" Большую роль, как считает Кислицкий, играет теплая семейная атмосфера: "Нельзя сильно заорганизовывать. Все должно происходить спонтанно, но при этом гладко, без сбоев. Конечно, основной организацией занимаемся мы — старожилы фестиваля, но сейчас все больше в этот процесс вовлекается молодежь. А это значит, что проект в надежных руках, но и мы еще поживем". Кислицкий тоже помнит концерт под дождем. Говорит, это сильно его поразило: "Одна из наших участниц приехала в родной Томск из Лондона и должна была выступать на фестивале. Прямо перед ее выходом полил сильнейший дождь. Народ разбежался, но человек 30 остались. Они раскрыли зонты и так стояли, слушали, как читает русский поэт. Поэтессу это очень удивило — дождь льет, а люди стоят и слушают стихи. Как сейчас перед глазами этот дождь, зонтики и она — читающая стихи". Свободный микрофон и концерты профи Первые шаги фестиваля, говорит Ковалевский, напоминали "стритование" — уличное музицирование, а томичам-энтузиастам хотелось масштабности. Для этого как минимум требовались микрофоны и колонки, а денег на это не было. Тогда навстречу участникам пятничных "посиделок" пошло руководство ресторана "Славянский базар", расположенного прямо напротив памятника Чехову. "Они стали по пятницам предоставлять нам свою звукотехнику. И вот тогда зрителей стало прибавляться. Но аншлаг у нас начался летом 2006 года. На открытие тогда собралось 2,5 тысячи человек. Мы приглашали бразильского гитариста Бруно Энрикеса", — отмечает Ковалевский. Триумфальными для "Чеховских пятниц" стали и последующие 2007 и 2008 годы. В арсенале творческого коллектива появилась уже собственная аппаратура. Деньги на ее приобретение выделили городские депутаты и мэр Томска. Тогда сформировался и основной творческо-организаторский состав из 15 человек. Большинство из них — художники, писатели, поэты, музыканты, деятели театра. "Вот с этого момента и начался другой уровень у "Чеховских пятниц". Вместо "свободного микрофона" мы стали выстраивать программу выступлений, проводили предварительное прослушивание. И сейчас у нас уже есть выстроенная система организации всего этого действа", — продолжает он. В числе гостей были и известные люди. Например, в 2011 году на "Чеховские пятницы" попала Мария Кожевникова. "Она пришла в дикий восторг от мероприятия. Мы, конечно же, ее пригласили к микрофону. Она ничего не исполняла, но сказала очень хорошие и добрые слова. А потом ее наш томский поэт Виктор Вайнштейн носил на руках", — вспоминает Ковалевский. Молоды всегда Когда "Чеховские пятницы" появились на свет, их "родители" были уже людьми достаточно зрелыми: Евгению Ковалевскому, Олегу Кислицкому и Леонтию Усову было около 50 лет. Первое время они сами активно выступали, устраивали театрализованные представления, пели и читали стихи. В последние годы свое творчество демонстрируют в основном только на открытии фестиваля — в первую пятницу июня и на закрытии — в последнюю пятницу августа. "Мы зачастую по очереди становимся ведущими мероприятия. Это наше детище, нам очень нравится эта атмосфера. Пусть многие из нас уже не так молоды — Леонтию Усову уже 70 лет исполнилось, например. Но он и все мы заряжаемся этой энергией творчества. Проект появился не на пустом месте, а на таком "творческом постаменте Томска". Он основан на необычности города, его жителей, их поступков и стремлений", — отмечает Ковалевский. Татьяна Свинцова