Фото с историей. Как Леонов и Караченцов играли в футбол за "Авось"
После смерти Николая Караченцова многие, кто встречался с ним при жизни, стали вспоминать эти моменты. Например, всплыл снимок, который был сделан во время футбольного матча в Кемерове против местных журналистов. Янковский и Абдулов угощали соперников сигаретами Летом 1986 года артисты Театра имени Ленинского комсомола (ныне – Ленком) провели сорок дней на гастролях в Кузбассе. – Мы вывезли туда почти весь репертуар нашего театра, в те времена такие ежегодные длительные гастроли были обычным делом, – вспоминает вдова Николая Караченцова, актриса Людмила Поргина. – Ездили по краю, играли спектакли, проводили творческие вечера. Признаться, Кемерово и другие кузбасские города не самые лучшие места по экологии, но нам все равно было там интересно, принимали нас хорошо. Работники нашего театра – и артисты, и люди из технических служб – в начале 1980-х организовали свою футбольную команду «Авось» (памятуя название спектакля «Юнона и Авось»). В Москве проводили соревнования между командами других театров. Даже несколько раз занимали первые места на таких турнирах. Часто на гастролях нашим мужчинам предлагали сыграть товарищеские матчи местные футболисты. И вот кузбасские журналисты из команды «Гонорар-82» вызвали «Авось» на игру. К слову, команда «Гонорар-82» (цифра – это год создания) на Кузбассе давно известна и любима болельщиками, победитель сибирских спартакиад. Матч состоялся в Кемерово 14 июля 1986 года на стадионе «Химик». По рассказам очевидцев, погода тогда выдалась жаркой. Игрокам пришлось трудно – бегать по большому полю, обливаясь потом, забивать и защищаться, при этом не имея профессиональной подготовки. Хотя, как вспоминал потом капитан команды под странным номером 99 Александр Абдулов, их команда часто тренировалась в Москве после спектаклей на футбольном манеже «Спартак» (Александр Гаврилович, как и Николай Караченцов, болел за этот клуб и дружил со многими спартаковцами). Кстати, когда у Абдулова обнаружили онкологическое заболевание, игроки этого клуба вышли в одном из матчей в футболках с фотографией артиста и надписью «Верим». На стене в актерском буфете театра было выведено шутливое: «Авось» – чемпион!» А на буфетной стойке стоял деревянный ящичек, в который собирали деньги якобы на строительство своего ленкомовского стадиона. Конечно же тоже в шутку. – Поначалу возникли разногласия с директором стадиона «Химик», – вспоминает актер, член команды «Авось» Игорь Фокин, – он не хотел выпускать нас на ухоженное зеленое поле, предназначенное только для игр команд мастеров. Тот человек, кто был ответствен за наше пребывание в Кемерово, пытался уговорить директора, но без толку. Наконец были выдвинуты условия: определенное количество билетов на каждый спектакль. И все, конфликт был улажен. – В 1980-е я работал собственным корреспондентом по Западной Сибири от АПН (позже – РИА «Новости»), – вспоминает в разговоре с «Собеседником» автор этого кадра фотограф Дмитрий Коробейников. – По работе и оказался в тот день на стадионе. Было очень интересно наблюдать за такими великими артистами. Играли они в полную силу, не халтурили. Евгений Леонов вводил мяч в игру – первым делал удар. Но потом на поле не играл, а сидел с Татьяной Пельтцер и Марком Захаровым на трибуне. Оттуда они и другие работники театра болели, кричали, поддерживали коллег. Комментировал матч журналист, режиссер, спортивный обозреватель Илья Ляхов. Делал это очень смешно, импровизировал, шутил, зрители постоянно хохотали. – Тогда я впервые фотографировал артистов, до этого все больше приходилось снимать журналистов, шахтеров, – вспоминает другой фотограф – Александр Блотницкий, на этом снимке его можно увидеть с фотоаппаратом и сумкой через плечо. – В отличие от Караченцова, который курил «Приму», Абдулов и еще один участник ленкомовской команды Олег Янковский курили сигареты «Мальборо», что тогда было редкостью в нашей стране. И они угощали всех, кто просил. От такой щедрости мы были в шоке! Собака Алферовой отвлекала вратаря На этой фотографии можно заметить, что зрительские трибуны «Химика», которые вмещали в те годы аж 30 тысяч человек, несмотря на известных артистов и на бесплатный вход, неполные. Это объясняется тем, что игра проходила в будний день в 11 часов утра. Как гласит футбольная летопись, счет открыл кузбасский журналист и писатель Олег Курочкин. Но затем два гола подряд в ворота соперников забил работник сцены театра Александр Стаханов. Равновесие восстановил новокузнечанин Олег Бизянов. Третий гол в ворота ленкомовцев забил журналист Валерий Немиров. А счет выравнял Александр Абдулов. Результат – 3:3. Серия пенальти тоже не выявила победителя – 4:4. – Было ощущение чего-то нереального, – вспоминает о матче игрок команды «Гонорар-82» Дмитрий Сагара. – На моем краю играл Янковский, и я вижу, что футболист он никакой. Но ведь люди пришли смотреть на него, а не на то, как я могу у Олега мяч отобрать! – Олег Иванович выглядел солиднее коллег, – вспоминает еще один очевидец игры, фотограф Григорий Шалакин. – Он был немногословен, серьезен и так же серьезно вел себя во время игры. Будучи заядлым футболистом, он принимал все близко к сердцу и играл неистово, страстно, выкладываясь на полную катушку. Я очень переживал за Янковского: а вдруг ногу подвернет или сломает? Ведь вечером на спектакль выйти не сможет. – Абдулов был очень раскрепощенным на поле. Брал игру на себя, но и мяч частенько терял, – говорит Игорь Фокин. По свидетельствам очевидцев, Александр Гаврилович так яростно хотел выиграть, что спорил и с судьями, и с соперниками, и с собственными товарищами по разному поводу. А по окончании невыигранного матча расстроился до слез. – Актеры-то играли неважно, а вот с работниками сцены нам было тяжело сладить, – вспоминает еще один участник «Гонорара-82» Владимир Михеев. После матча игроки, как и полагается у футболистов, обменялись футболками. Пот соперника – это святое. Решили, что нужно сыграть еще одну игру. На этот раз матч состоялся на поле у кемеровской школы №62. – Абдулов и Алферова тогда только что вернулись из Франции и привезли с собой крохотную собачонку Авоську. И так получилось, что весь матч она была за воротами нашего второго вратаря Валеры Качина и яростно его облаивала, – продолжает Михеев. – Не знаю, раздражало это Качина или нет, но он пропустил в игре два мяча. По иронии судьбы именно от Абдулова. Но победа тогда осталась за нами! Во время кузбасских гастролей с Николаем Караченцовым удалось поработать и фотографу Григорию Шалакину. Однажды он побывал в гостинице у артиста. – В номере Николая мы просидели четыре часа, – рассказывает Григорий Трофимович. – Говорили обо всем: о жизни, о ролях, о театре, мы даже пели частушки. Коля был мастер этого жанра и сразу предупредил нас, что знает их великое множество, так что петь может целый день без перерыва. Кстати, частушки он пел действительно профессионально. Проговорив с нами, Николай пропустил запланированную игру в теннис и занятия в бассейне. Мы уехали, но впечатление о Караченцове осталось как о контактном, общительном и открытом человеке. Рубаха-парень, человек-оркестр, душа нараспашку – это про него. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2018.