«Спартак мобайл». Почему не взлетит красно‐белый сотовый оператор
У самого титулованного российского футбольного клуба «Спартак» появится свой виртуальный мобильный оператор, пишут «Ведомости». Он будет создан на сети «Вымпелкома» для болельщиков клуба. Будет ли успешной очередная попытка монетизировать легендарный «ромбик»? Как следует из материала, создатели проекта — компания «Спартак мобайл», принадлежащая трем частным лицам: на 47,5% — Дмитрию Макееву, на 30% — Артуру Мирзе, на 22,5% — Сергею Базылеву. Логика граждан примерно следующая: у «Спартака» 27 миллионов болельщиков, и клуб предложит им выгодную связь, специальные тарифы, скидки и условия. Идея монетизировать болельщиков «Спартака» всегда казалась крайне заманчивой. Еще в 90-е годы появился бренд «Спартак-Кола». И логика у создателей того продукта выглядела очень похоже: мы создадим брендированный продукт, а армия преданных болельщиков клуба будет приносить дополнительный доход. Тогда была даже идея, что на эти деньги можно будет построить стадион. Стадион для «Спартака», как известно, построили на доходы от иной жидкости, а идея с напитком не взлетела. 20 лет спустя тогдашний гендиректор клуба Юрий Заварзин в интервью Sports.ru вспоминал о проблемах, с которыми «Спартак» столкнулся при реализации идеи. Сначала было интересно, но быстро поняли, что сколько людей «Спартак» любят, столько же ненавидят. Когда в узкую стезю съезжаешь — ограничиваешься. Динамовцы же «Колу» не купят, болельщики ЦСКА — не купят, «Локомотива» — не купят. Да, вроде и без них у нас большая армия болельщиков, но не все же «Колу» пьют. Думаю, еще по этой причине не пошло. Ограниченное количество желающих приобрести данный напиток. Юрий ЗаварзинЭкс-генеральный директор «Спартака». А с сотовой связью все еще печальнее. Это напитки можно покупать каждый день разные, отдавая предпочтение тем или иным, а SIM-карту ты выбираешь и пользуешься затем годами. И беда в том, что у всех без исключения болельщиков «Спартака» SIM-карты уже есть. И чтобы заморочиться с ее заменой или переходом к другому оператору связи, нужна действительно серьезная мотивация. Какая она может быть? Качество связи? Но у всех операторов в Москве оно примерно одинаковое. Где-то ловит лучше, где-то — хуже, но это крайне индивидуально и зависит от конкретной точки на карте. А работать «Спартак мобайл» будет на сети «Вымпелкома», то есть «Билайна», соответственно абонентам этого оператора уходить с него на «Спартак мобайл», это все равно что абонентам «Мегафона» переходить на Yota. Ну то есть такие оригиналы конечно же есть, но это это именно оригиналы. Что в сухом остатке? Еще минус примерно треть потенциальной аудитории. Новые более выгодные тарифы? А за счет чего? Если проект планирует зарабатывать, то продавать трафик себе в убыток смысла нет, а иных способов удешевить связь, чтобы она стоила дешевле, чем у собственно оператора связи, не существует. Да и тарифы, положа руку на сердце, не то чтобы очень выгодные. Линейка «Народный» в самом дешевом своем варианте предлагает 15 Гб интернет-трафика и 600 минут звонков остальным операторам за 650 руб. в месяц. Самый дешевый тариф получается примерно на 100 рублей дороже, чем у большинства конкурентов. Могут сказать, что в него за эти деньги включено очень многое, но если человек выговаривает в месяц 300-350 минут, 600 ему не нужны. Остается играть в маркетинг и переупаковку продукта. То самое, во что играют все без исключения MVNO-операторы. Как правило, фишкой могут быть кросс-продажи со своими основными услугами, вроде того как «СберМобайл» — MVNO-оператор, созданный «Сбербанком» и Tele 2 — позволяет оплачивать услуги бонусами «Спасибо». Или специальные выгодные условия в роуминге или где-то еще. Но не должно быть иллюзий — операторы добирают свои деньги за счет других услуг и сервисов. Каких-то особенных потребностей у болельщиков «Спартака» нет. Разве что качество покрытия внутри чаши стадиона «Открытие Арена». Но здесь новый оператор вряд ли сможет им помочь. Тем более, что там со связью и так все очень неплохо. Что в результате? Вряд ли найдется слишком много тех, кто захочет платить на 50-100 рублей в месяц больше за удовольствие видеть иногда легендарный «ромбик» рядом с сигналом сотовой связи. Куда интереснее потратить эти деньги на поддержку любимого клуба на стадионе, а не на очередную попытку заработать на красно-белой армии. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.