Навеки одна любовь им дана
22 апреля 2019 года. Уверен, мало кто догадается с чем, каким событием связывает этот день автор материала. Очередная дата рождения вождя мирового пролетариата? Ни в коем случае. В этот день в 15.00 по среднеевропейскому времени, оно же в данном случае и контрольное, предполагается финиш легендарной гонки GoldenGlobe, стартовавшей 1 июля на атлантическом побережье Франции. Нет, это не 80 тысяч корабельных жюльверновских верст под волнами океана и не его же 80 дней вокруг света. Это "всего" 30 тысяч миль под парусами, но каких - один на один со стихией, борьбой с ней, с самим собой – и все это без GPS и электроники, без спутниковой связи, других достижений цивилизации. Вместо них секстан, бумажные карты и механический хронометр. Ко всему еще требование безостановочности и надежды на всякую помощь со стороны, даже если серьезная поломка. Да, GoldenGlobeRace 2018 (GGR2018) – гонка необычная, фактически она возвращение в былые времена, в золотой век одиночного плавания, к парусному спорту в его первозданном виде, когда, как свидетельствует ее основатель Дон МакИнтайр, на первый план выходит профессиональное мастерство яхтсменов, а не технологии вместе со спонсорами и командами. Оттого она непредсказуема в своем конечном результате – и в этом ее главная интрига. Схожесть с Жюль Верном только в одном – это тоже кругосветка, но на нее отводится не 80 дней, а почти 300. Столь пространное вступление сделано не случайно. Из восемнадцати стартовавших в GGR2018 (другое сейчас ее название - GoldenGlobeChallenge) в первый июльский день, половина, к сожалению, уже сошла с дистанции, зачехлила паруса. Но среди продолжающих российский шкипер Игорь Зарецкий, который еще полвека назад, когда состоялась первая эта кругосветка (ныне она только вторая), загорелся желанием участия в ней, проверить свое мореходное искусство, и мечта ярославца осуществилась. В первую очередь благодаря активной спонсорской поддержке компании "Double V" (ГК "Дубль В"), ведущей в России в области полиграфии. Ее возглавляет бывший сотрудник Олимпийского комитета страны мастер спорта международного спорта Василий Сенаторов, который рулит также Международной ассоциацией яхт класса "Дракон", самого массового килевого монокласса в мире. После старта на своей яхте "Эсмеральда", отнюдь не новой, обогнув южную оконечность Африки, Зарецкий уверенно шел своим курсом на восток, к берегам Австралии, и на подходе к ней его постигла неудача: из-за того, что днище яхты, от носа до кормы, почти 30 квадратных метров, покрылось густой тростниковой зарослью, которую быстро самостоятельно не очистить, резко упала скорость. Продолжать гонку, двигаться дальше через мыс Горн с такими неполадками весьма опасно, и заход для их устранения в ближайший порт в Перте выглядело непростым, но оптимальным решением. Но это считается нарушением жестких правил гонки. Остановка повлекла за собой переход из GGR2018 в класс "Чичестер", однако в любом случае Игорь Зарецкий, сохраняющий бодрость и оптимизм, продолжит борьбу за то, чтобы стать первым российским яхтсменом, совершившим автономное кругосветное плавание. Да, GGR2018- гонка скоростей, однако это и гонка характеров, и каждый дошедший до финиша может считать себя победителем. Во всяком случае, именно это, не падать духом, вновь набрать нужный ход "Эсмеральде" постоянно звучало в Московском государственном музыкальном театре фольклора "Русская песня", где состоялась торжественная церемония, на которой в десятый раз (своего рода юбилей) были названы обладатели национальной премии "Яхтсмен года" - детище ежемесячного (и одного из самых популярных в мире парусного спорта) журнала "YachtRussia" с его девизом "Парус как образ жизни". Считается, что эта премия – российский аналог всемирной премии " ISAFRolexWorldSailoroftheYearAwards", вручаемой яхтсменам за выдающиеся достижения, но на самом деле она значительно круче, поскольку своим расширенным перечнем номинаций охватывает всех, кто причастен, имеет отношение к парусному спорту. Это и "звезды", и новички, дети, тренеры, организаторы, судьи и, конечно, ветераны (забегая вперед, в этой категории приз достался 82-летнему Андрею Кислову, единственному у нас, кто награжден Золотым орденом IYRU). Может, преувеличиваю, но мне показалось, что я попал на светский бал в высшем обществе. Общество действительно было высшее – парусное. Собрались те, кто чуть ли не с рождения заражен магией паруса, кто отважился бросить вызов морской стихии, кто чувствует в ней своим, ловя победный ветер в крылья своих яхт. Далеко не всегда он бывает попутным, но в том и прелесть, что такая ситуация строго экзаменует каждого выбравшего (кто еще в детстве, кто в зрелом возрасте) этот нелегкий вид спорта, в основе которого заложено такое емкое слово, как преодоление. Преодоление всего! И девиз журнала полностью отвечает кредо этих бесстрашных людей: для них парус действительно образ жизни, и они не мыслят для себя иной. Их постоянно манят дальние дали, эти невероятные океанские просторы, жажда острых ощущений – у каждого из них своя бригантина, поднимающая паруса.С одной из них, где-то странствующей сейчас у австралийских берегов "Эсмеральды", Игорь Зарецкий в видеоролике горячо приветствовал всех собравшихся, поздравив с тремя веками российского парусного спорта, отмечающегося в этом году. Да, 300 лет назад Россия, благодаря Петру I, перестала быть только сухопутной державой, как ее считали до сей поры. Следовало прорубить еще одно окно, что и сделал государь своим указом от 12 апреля 1718 года о создании парусного и гребного флота. И закономерно, что именно царя нарекли первым в стране яхтсменом. Хотите узнать об этом подробнее? Загляните, пожалуйста, в только что изданную при поддержке журнала "YachtRussia" и его главного издателя Василия Сенаторова книгу"300 лет. История парусного спорта России" (автор – Сергей Борисов, для него самого любимая акватория путешествия под парусом – озеро Селигер и Эгейское море). Разумеется, взглядом назад все не ограничивается, история эта пишется и дальше, обрастая новыми красками и успехами, как в олимпийских регатах, так и во многих других. И пишется в том числе номинантами нынешней, юбилейной десятой, премии. Кстати, в предыдущих девяти ее лауреатами стали 100 человек и организаций, что справедливо делает ее своего рода маяком парусного спорта, помня об основных функциях этого сигнала… После строгого отбора членами жюри, а это все авторитетные люди парусного сообщества, в каждой из категорий были отобраны по три кандидата, вошедшие в шорт-лист. И столь же авторитетные – олимпийский чемпион Александр Музыченко, серебряный олимпийский призер Георгий Шайдуко, мастера спорта международного класса Валерий Пильчин и Михаил Сенаторов и другие известные яхтсмены – вручали их. Интрига была при выборе "Яхтсмена года", поскольку среди претендентов оказались два человека с одинаковой фамилией – Крутских, отец и сын, Владимир и Даниил, которому всего 19, однако он уже чемпион Европы в классе "Лазер-стандарт". Конкурировал с ними Сергей Комиссаров – бронзовый призер мирового первенства и участник олимпийской регаты-2016 в этом же классе. Жюри склонилось в пользу старшего Крутских, Владимира, двукратного чемпиона мира и чемпиона Европы-2018 в гонках "FinnMasters". "Думаю, сын не в обиде на отца, тем более, что в следующем году мы задумали поучаствовать вместе в каком-нибудь дальнем путешествии", - "сгладил" ситуацию Владимир Крутских. Символика была еще в одном, когда объявили, что "Яхтсменкой года" признали нашу юную "звездочку" Яну Резникову, бронзового призера мирового и европейского первенств и одну из наших главных надежд в Токио-2020 в классе виндсерфинга "Techno-293", а тренером года выбрана ее наставница Татьяна Журавлева. Отметим, что именно она была первым тренером Стефании Елфутиной, занявшей третье место на предыдущей Олимпиаде-2016. Ее ученицами являются также Дана Косяк, Мариам Сехпосян и другие воспитанницы, успешно борющиеся за лидирующие позиции на международной арене. Имена всех лауреатов легко найдете на сайте организаторов, но некоторых я назову. "За верность парусу" на протяжении уже 70 (!) лет жюри наградило москвича Ростислава Новодережкина. Поделом. В каких только регатах не участвовал он – в Англии, Австралии, Германии, Франции, Италии, Норвегии, США, в Эгейском море и в родной Балтике… Лучший дальний поход совершила яхта "Акела" - старшим помощником ее капитана Алексея Чегурова была Анастасия Подобед. Да, есть женщины в русских селеньях, и в Питере тоже. Командой же года признали столичных "Russianbogatyrs", победителей 600-мильной гонки "RolexMiddleseaRace". …А теперь зададимся вопросом: насколько это целесообразно? Что именно? А вот что. Практически одновременно одна за другой две организации фактически занимались одним и тем же делом – выявлением лауреатов премии "Яхтсмен года" - сначала Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС), а следом журнал "YachtRussia", поддержанный компанией "Double V". Если не ошибаюсь, между ними поначалу вроде бы существовало соглашение о сотрудничестве на сей счет, однако потом почему-то разошлись, как в море корабли, вроде бы ВФПС уклонилась. Между тем призыв к федерации вновь объединиться и вместе проводить этот праздник, как и ранее, сделать его единым, более того, традиционным, звучащий, насколько мне известно, от коллектива "YachtRussia", представляется разумным. Этот шаг еще более поднял бы авторитет премии в среде профессионального парусного сообщества, и не только. Однако, судя по всему, он не встретил взаимопонимания. Не знаю объяснения этому, причин, могу лишь констатировать, что это не тот случай, когда цель – здоровое соперничество, оно там, на дистанции, а здесь, на мой взгляд, это выглядит, как конфронтация, сбивающая парусный спорт с верного курса. Да, ребята, давайте жить дружно, увлеченные одной страстью, и не в этой ли песенной строке ее суть: "… Навеки одна любовь нам дана и дружбой она скреплена". Это так важно, когда ощущаешь чувство локтя не только там, в ожесточенном бою в открытом море со вставшими на дыбы могучими волнами, когда за бортом буря, ветер, ураганы. Но и здесь в зале, когда под ногами не вода, а суша, и ты аплодируешь всем номинантам конкурса, радуешься за своих собратьев, ибо они все достойны быть яхтсменами года. Без всяких кавычек. В заключение снова вернемся к GGR. Но не к этой гонке, а к той, первой пятидесятилетней давности. Ее победителю, к слову, единственному, кто благополучно добрался до финиша, сэру Робину Нокс-Джонстону понадобилось для этого 312 дней. Интересно, во сколько уложатся нынешние ее участники. Произойдет ли это 22 апреля 2019 года в 15.00 по среднеевропейскому времени? Если да, то будет установлен новый рекорд – 296 дней. Михаил ШЛАЕН