Ещё

Реконструкция легенды: зачем Мединский снова пытается доказать подвиг 28 панфиловцев 

Фото: RTVI
7 ноября 1941 года, когда гитлеровцы были всего в нескольких десятках километров от Москвы, советские власти решили поднять дух москвичей и провели парад на Красной площади.
Фотография:
Министерство Обороны России
Но так торжественно было не везде. В это время под Волоколамском держала оборону дивизия Ивана Панфилова, солдат которой и называют панфиловцами. 28 человек, о которых потом напишут в учебниках, сражались в 1075-м стрелковом полку. Позиции четвертой роты располагались рядом с железнодорожным разъездом Дубосеково. Легендарный бой с наступающими танками датируют 16 ноября 1941 года — спустя 9 дней после парада.
Владимир Мединский, министр культуры России
«Вывод кратко следующий: та легенда, которая в нашем массовом сознании стала непреложным фактом и мощнейшей мотивацией для действий наших солдат и офицеров, эта легенда еще более основана на реальной истории, чем мы думали ранее»
В День памяти неизвестного солдата, 3 декабря, министр культуры Владимир Мединский представил в штаб-квартире Российского военно-исторического общества новые материалы из архива ФСБ. Документы, как считает министр, должны убедить: 28 бойцов действительно остановили атаку 50 танков противников и уничтожили 18 боевых машин.
Такие показания содержатся в деле 1942 года, которое вела контрразведка «Смерш», — «Материалы о неправильном оформлении наградных материалов по 28 героям-панфиловцам». Дело завели не совсем по обычной причине: несколько посмертно награжденных звездой Героя оказались живы и стали претендовать на награду.
Олег Будницкий, историк, профессор ВШЭ: «Естественно, возникает стремление выяснить, те ли это люди на самом деле и как обстояло дело в действительности. Там упоминался Илларион Васильев, если я не ошибаюсь, это один из панфиловцев, который оказался жив. И, собственно, начальник штаба и комиссар полка Мухамедьяров. Это люди, которые были заинтересованы в том, чтобы, скажем так, подогнать реальность к газетным публикациям».
Профессиональные историки, не связанные с Военно-историческим обществом, уверены: новые документы лишь подтверждают, что легенду о 28 панфиловцах выдумали фронтовые корреспонденты. Первые публикации появились в конце ноября 1941 года в «Красной звезде» и «Комсомольской правде», а в январе 1942 года вышел большой очерк.
Этот очерк о 28 героях стал своего рода заветом для красноармейцев. Его автор, военный корреспондент Александр Кривицкий, утверждает, что сам побывал на месте гибели героев и даже видел их тела. В Военно-историческом обществе считают, что Кривицкий мог напутать детали, но в главном — описании самого подвига — он не ошибался.
Юрий Никифоров, начальник научного отдела РВИО: «Эти документы доказывают, что все, кто был награжден тогда званием Героя Советского Союза, заслужили это звание, там нет ни одного случайного человека. Конечно, мы вправе допустить, что этих людей было больше. И, допустим, командир полка Капров так на следствии и говорил, что вся его четвертая рота дралась геройски».
В музей героев-панфиловцев в подмосковном Нелидово, в нескольких минутах езды от того места, где якобы шел бой, хранится 26 портретов, а не 28. Там нет изображения красноармейца Аскара Кожебергенова и сержанта Ивана Добробабина.
Фотография:
www.museum.ru Добробабин позже перешел на сторону немцев, а Аскар-Али Кожебергенов, как выяснилось, вообще был призван из Казахстана в 1942 году, то есть уже после того, как якобы совершил приписываемый ему подвиг. Сам указ о награждении героев вышел спустя полгода после боя, имя Кожебергенова в нем есть: менять легенду тогда сочли нецелесообразным.
Анатолий Воронин, исследователь битвы за Москву: «Надо помнить, что это момент наступления на Сталинград, когда войска откатываются, когда требуются герои, которые не отходят со своих позиций. Именно в этот момент появляется приказ о награждении 28 панфиловцев, а после этого знаменитый приказ „Ни шагу назад“. С одной стороны пряник, с другой — жестокий кнут».
После войны панфиловцами занялась Главная военная прокуратура. Материалы той проверки в 2016 году опубликовал глава Госархива Сергей Мироненко. Главный вывод — сотрудник «Красной звезды» все выдумал, но его легенда начала жить самостоятельной жизнью. Тогда же, после войны местная учительница стала собирать экспозицию для будущего музея. Нынешняя заведующая Татьяна Наконечная говорит, что вопрос «А был ли подвиг?» ей задают довольно часто.
Татьяна Наконечная, Музей героев-панфиловцев: «Я просто говорю посетителям такие фразы: Волоколамск на 119 километре от Москвы, но фактически, если бы тут не было мало-мальски упорного сопротивления, это расстояние можно было преодолеть за несколько часов. Но за два месяца не смогли пройти хорошо вооруженные и подготовленные бойцы Вермахта. Не смогли, потому что на пути стояли люди, горячо любившие свою родину».
По официальной версии, осенью 1941 года вражеские танки наступали из Нелидово, где находится музей. А там, где располагались позиции четвертой роты, сейчас мемориальный комплекс. Монумент появился спустя 30 лет после окончания войны, но фигур не 28, а всего шесть — по числу основных национальностей, которые сражались в дивизии Панфилова.
Фотография:
Георгий Долгопский / WIkiCommons
Ключевой вопрос — что на самом деле произошло у разъезда Дубосеково. Исследователь Борис Соколов ссылается на российско-канадского коллегу Александра Статиева, который оценил реальное соотношение сил Красной армии и войск Вермахта.
Борис Соколов, исследователь Второй мировой войны: «Действительно, 16 ноября немцы атаковали советские позиции, в том числе у разъезда Дубосеково, в частности немецкие танки. По оценке канадского историка Статиева, на Дубосеково могли наступать в лучшем случае 15 танков, а никак не 50. Этим правдивость и заканчивается. И тем, что политрук роты Василий Клочков действительно погиб в этом бою».
Место боя на аэрофотосъемке 1943 года изучил автор книги «Москва 1941» Анатолий Воронин. Он сомневается, что через позиции четвертой роты вообще могли идти танки, ведь дальше — лишь лес и овраги.
Анатолий Воронин, исследователь Битвы за Москву: «По сути, там всего несколько маленьких окопчиков, которые больше похожи на боевое охранение. Действительно, один-два бойца там могли быть, а в основном, если посмотреть на старые карты, видно, что дорога от Нелидово идет в сторону Петелино без захода в Дубосеково. Поэтому какое количество танков там прошло? Я думаю, что через Дубосеково — ноль».
По мнению нашего собеседника, реальный бой с прорывом линии фронта происходил в нескольких километрах от Дубосеково, в Петелино, где находился штаб полка. Там погиб и был представлен к званию Героя политрук Петр Вихрев. А подвиг, похожий на тот, который приписали панфиловцам, был в другом месте, на Волоколамском шоссе.
Анатолий Воронин, исследователь Битвы за Москву: «Там были так называемые 17 истребителей танков вместе с политруком Георгиевым. Там хорошее место, чтобы устроить оборону. Там, действительно, могли 17 человек подбить 2 танка, то есть они остановили два танка».
Посетители мемориала в Дубосеково считают его местом памяти советских солдат.
Ольга Ромашова, посетитель мемориала: «Я считаю, пусть историки и специалисты решают эти загадки, но если не 28, а 32, а если не панфиловцы, то любую дивизию назови, любого командира, и это будут герои».
Бывший директор Госархива Сергей Мироненко убежден: советское государство просто использовало судьбы людей в своих интересах, а министр Мединский продолжает эту линию пренебрежения к реальным защитникам.
Сергей Мироненко, научный руководитель Госархива России: «Вместо того, чтобы бить себя в грудь, найдите могилу Клочкова, который действительно погиб, но не говорил слов „Велика Россия, отступать некуда, позади Москва“. Не говорил он, ну что делать».
Под стеллой мемориала, если верить надписи, захоронены участники легендарного боя. В августе 2018 года здесь появилось новое имя — Петр Павлович Макаров, родной дядя Владимира Жириновского. Местные жители говорят, что его вписал сам лидер ЛДПР. По данным RTVI, имя появилось в списке героев-панфиловцев без необходимых согласований. Так что эта история продолжает жить своей жизнью даже без участия министра Мединского. А параллельно с реконструкцией мифа на самом мемориале идет обычная реконструкция, чтобы сделать его более удобным для посетителей.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео