Путь в гору: кто в России занимается импортозамещением лыж и сноубордов

Сноуборд по-кадыровски — Вот такой дизайн мы сделали для Кадырова! — Юрий Рудчик долго перебирает на полке стопку топшитов — полос гибкого пластика, который приклеивают к верхней части сноуборда, — и с гордостью показывает: на фоне сине-серых гор — чеченский орнамент и надпись Veduchi — название первого горнолыжного курорта в Чечне, открытого в начале 2018 года. — Вы сами придумали использовать национальную символику? — спрашиваю я. — Нет, нам написали пожелания, — улыбается в ответ Юрий и добавляет, что этот заказ — удача для его небольшого бизнеса по производству сноубордов. Маркетинговый ход, на успех которого особо и не надеялся. Юрий говорит, что просто написал письмо в администрацию президента Чеченской Республики с предложением изготовить снаряжение для Рамзана Кадырова. Ведь и повод есть — открывшийся курорт. А значит, должен быть и именной сноуборд. — Видели бы вы лицо сотрудника "Почты России", когда я протянул ей конверт, — вспоминает бизнесмен. — На нем было написано: "В администрацию президента Чеченской Республики, Кадырову Рамзану Ахматовичу". Самое удивительное, что мне довольно быстро ответили, указав, какие бы хотели видеть элементы в дизайне. Снаряжение почти готово, и Юрий Рудчик надеется лично вручить его Кадырову уже совсем скоро — как только дату согласует администрация чеченского главы. Бизнес для фанатов Главное, что должен усвоить человек, который решил делать лыжи и сноуборды высокого качества, — быстро, а тем более много заработать на этом деле у него вряд ли получится. Поэтому в таком бизнесе выживают только фанаты. Юрий Рудчик — из них. Профессиональный спортсмен, он давно мечтал делать сноуборды. — Была идея запустить свой бренд, — рассказывает Юрий, — но я не знал технологии производства. И стал искать компаньона. Мне посоветовали обратиться к Саше Чижову как к самому крутому специалисту, — Юрий показывает на высокого человека в шапке и в респираторе, который сосредоточенно шлифует деревянную лыжу. — Мы подружились и открыли свою мастерскую. Это было в 2014 году. Александр Чижов — тоже спортсмен, много лет назад начал делать лыжи для себя. — Летом, чтобы не терять форму, многие спортсмены занимаются водными лыжами, — поясняет Александр, откладывая шлифовальную машинку. — Но от обычных они сильно отличаются. Представьте себе крепление с ботинками. На водных лыжах их нет, там обычные плоские тапочки. И я решил сделать водные с креплениями как на горных. С этого все и началось. Александр и Юрий создали сразу два бренда: Prime и Imperial. Под первым выпускают сноуборды, под вторым — горные лыжи. Бизнесмены сняли маленькую мастерскую на территории бывшего НИИ дальней радиосвязи на Преображенской площади, сами занесли на третий этаж — без лифта — тяжеленные пресс и станок для резки дерева. И начали брать первые заказы. — Сработало сарафанное радио: нас неплохо знают в кругах райдеров, — поясняет Юрий. — А все, кто знаком с Сашей, прекрасно понимают, что он не сделает плохо, что он горит этим делом. И люди пошли к нам. Но сделать много лыж и сноубордов в маленькой мастерской невозможно — на один экземпляр уходит до двух недель работы. Юрий и Александр перенесли часть производства в Китай — там изготавливают продукцию по их оригинальным эскизам. Треть объемов делают сами в Москве. — Сейчас мы хотим все производство перенести в Россию, здесь проще контролировать рабочий процесс и качество продукции, — рассказывает Юрий. — Но для этого нам нужно расширяться, нам тесно в маленькой мастерской, нужно закупить оборудование. Решаем этот вопрос поступательно и постепенно. За сезон они выпускают серию объемом 1,5 тыс. единиц. Продают в основном в офлайн-магазинах в России и немного в Азии. По сравнению с моделями европейских брендов аналогичного качества продукция Prime и Imperial стоит в полтора раза дешевле — около 30 тыс. за пару лыж или доску. Спрос на продукцию есть, но из-за небольших объемов производства основной доход бизнесменам пока приносит не их любимое дело, а вторая работа: Александр занимается фотографией, Юрий продает спортивную одежду. Добрую часть заработанных денег они вкладывают в развитие своих брендов. — Брать кредит в банке на расширение — большой риск, — объясняют Александр и Юрий. — Мы сильно зависим от курса рубля, потому что, например, пластик для скользяка (нижняя, скользящая поверхность сноуборда и лыж — прим. ТАСС) мы заказываем из Австрии, его во всем мире делают только несколько компаний, и все они находятся в Европе. Бывают задержки с поставками — эти компании обслуживают в первую очередь крупные заказы, например из Китая. Брендам с маленькими объемами приходится ждать. Никто не отменял сезонность в нашем виде спорта. Поэтому растем медленно. Кроме личных средств отдавать своему делу приходится и почти все свободное время. — Это очень тяжелая физическая работа. В основном все делается руками, — объясняет Александр. — Есть этапы, которые могу сделать только я. Бывает, делаю все от и до сам, когда поджимают сроки, остаюсь тут до глубокой ночи. Александр Чижов не скрывает, что неоднократно хотел оставить бизнес. Но каждый раз, уже почти решившись, оставался — даже когда родные не выдерживали его графика работы. — Можно сказать, что мастерская повлияла на мою семейную жизнь. Мой развод случился из-за этого. Я думал тогда — все, хватит. Денег нет, времени нет. Доделаю заказы, которые на мне висят, и ухожу. А потом разом пришли деньги за несколько заказов — и вроде ничего, жить можно. Сейчас, после того как я столько сил и души вложил в это дело, мне кажется предательством все бросить. Бизнес с "перцем" — Если человек хочет одежду, идеально подогнанную под его фигуру, надо идти в ателье к хорошему портному, — говорит Дмитрий Куляшов. — Когда человек хочет идеальную доску или лыжи, надо идти к нам. Дмитрий и его компаньон Артем Южаков — совладельцы бренда Pepper Customs. По собственному признанию, их главная фишка — воплощение любого желания райдера. К нам иногда приходят и спрашивают: а что у вас можно сделать, какие модели? Мы отвечаем: "Все! Какие хотите!” Дмитрий и Артем шутят, что Pepper Customs начался еще в 2008 году с гаражной мастерской, которую обустроили на даче Дмитрия в Сызрани. — Мы оба программисты, айтишники. Но познакомились в одной компании лыжников и быстро подружились, — рассказывает Артем Южаков. — Однажды я зашел к Диме в гости и увидел, что он строгает что-то. Спрашиваю: что делаешь? Отвечает: лыжу. Я подумал, что он шутит и забыл эту историю, а спустя месяц он показал мне отличные лыжи. И я сказал: у тебя так здорово получается, давай откроем свое дело! Название Pepper Customs выбрали потому, что pepper в переводе с английского означает "перец" и это сленговое прозвище профи на склоне, а custom — напоминание, что бренд делает оборудование под конкретного человека, а не серийно. Проблем с заказами у "перцев" никогда не было: сначала они поступали от друзей, потом — от друзей друзей. Их бизнесу, как и основателям брендов Imperial и Prime, помогло сарафанное радио. Вскоре Дмитрию пришлось из-за основной работы переехать в Москву. За ним последовал и Артем — с мастерской. Поначалу снимали помещение в Балашихе, потом, устав от ежедневных пробок, перебрались в цех, арендованный в здании знаменитого Электрозавода на Яузе. Здесь просторнее, чем у Юрия Рудчика и Александра Чижова, но тоже скромно. — Почему-то некоторые думают, что сноуборды и лыжи делают люди в белых халатах. И когда попадают на производство и видят пыль, чувствуют запах краски и клея, очень удивляются, — говорит Дмитрий Куляшов. Впрочем, к станку он сейчас встает редко: когда слишком много заказов или ради удовольствия. Главная его задача — это разработка моделей для клиентов в соответствии с их пожеланиями. — У нас есть свои наработки, мы можем предложить каталог клиенту и немного изменить модели в соответствии с его пожеланиями, но часто создаем модель с нуля, — объясняет Дмитрий. — Я проектирую модель в компьютерной программе, потом наши сотрудники с помощью специального станка вырезают из наборного деревянного щита "сердечник" — основу будущего сноуборда или лыжи, потом укрепляем его карбоном, стеклотканью, пластиком, отправляем в пресс. Работа ювелирная. У Pepper Customs есть своя команда райдеров — профессиональных лыжников и сноубордистов, которым отдают новые модели на тест: их замечания одновременно позволяют совершенствовать технологию и продвигать бренд. Дмитрий и Артем говорят, что рассматривали перенос производства в Китай, но в итоге отказались от этой идеи. — Наша история не про деньги, давайте будем честными. Если серийную модель еще можно делать дистанционно, то кастомную — вряд ли. А когда невозможно контролировать качество в процессе производства, самому участвовать в нем, видеть, как модель рождается, то нельзя быть уверенным в результате. Как и Александр Чижов и Юрий Рудчик, Дмитрий и Артем до сих пор имеют вторую работу, которая их и кормит. — Мы оба программисты. Не сказать, что на производстве горнолыжного оборудования нельзя заработать. Можно, на хлеб хватит, но не больше. Все остальное мы зарабатываем в другом месте. У бренда есть и инвесторы: частные лица, которые, по словам Дмитрия, "так же болеют лыжами или просто фанаты российского спорта". — Наш друг предприниматель Виталий Саттаров при встрече каждый раз смеется и говорит: "Когда я уже увижу хоть какую-то прибыль с ваших лыж? Где мои деньги?" Деньги и правда очень длинные. Но я уверен в успехе. Признание в других странах Показателем успеха "перцы" считают то, что их бренд приняли за границей, в основном в Азии. — Мы хотели справиться с сезонностью в производстве и стали делать весной и летом лонгборды. И их хорошо приняли на Тайване и в Китае. Планы Дмитрия и Артема в точности совпадают с планами Александра Чижова и Юрия Рудчика: расширить производство и закупить дополнительное оборудование. "Перцы" думают над тем, чтобы перевезти производство обратно в Подмосковье, арендовать там большой цех. Переезд с габаритными станками — непростая задача, но Дмитрий воспринимает его как неизбежность. — Сейчас в России развиваются горнолыжные курорты, а цены на импортное оборудование растут. Значит, у нас будет работа. Если здесь, дома, люди могут заказать лыжи своей мечты и заплатить при этом гораздо меньше, чем за, например, австрийские, то почему бы не попробовать и не купить российские? Карина Салтыкова

Путь в гору: кто в России занимается импортозамещением лыж и сноубордов
© ТАСС