Прежде чем говорить о спектакле, нельзя промолчать о пьесе: «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова – это уникальное явление в современной драматургии. Во-первых, это первая пьеса известного прозаика, во-вторых, это самое популярное современно произведение для постановок в театрах России, а в-третьих, «Человек из Подольска» на сегодняшний день единственная пьеса, которая получила Золотую Маску в драматургической номинации (награда была впервые учреждена в 2018 году). Кажется, что сегодня актуальнее пьесы Данилова нет текста для театра, который видит в качестве своего зрителя в первую очередь молодежь. Красота момента Сюжет-перевертыш: житель Подольска Николай (Вячеслав Болдырев) задержан в Москве и доставлен в обычный районный участок полиции. Единственный вопрос Николая к представителям власти «За что меня задержали?». И вот тут начинается театральная фантасмагория, или, если по Данилову, оперативная работа по установлению личности задержанного. Полицейские все как один помешаны на музыке и танцах и разъяснительную работу с населением проводят исключительно с помощью искусства. В столе у старшего лейтенанта (Евгений Фоминцев) бюст Амадея Моцарта, композитора-новатора, который не боялся рушить архаичный мелодический строй в своих произведениях. Так и в этом участке не боятся рушить стереотипы о полицейских, доказывая, что они преследуют высокие цели, хотят понять, что ценно для задержанного и, может быть, научить задержанного видеть красоту момента. Текст сам по себе таит множество открытий для зрителей, незнакомых с ним заранее, но в спектакле Пятого театра сильная современная литература приобретает новые смыслы во внятном и проработанном до мелочей режиссерском пересказе Никиты Гриншпуна. С первых минут поражает насыщенный темп спектакля, ритмически постановка упорядочена, но наполненность каждой минуты действием неизменна все полтора часа сценического действия. Режиссёрские находки Режиссер вместе постановочной группой из Москвы, композитором Павлом Акимкиным, хореографом Натальей Шургановой и художником Ксенией Шимановской, заполняет скучную, рутинную жизнь участковых музыкально и пластически сложными экзерсисами. Герои заставляют своих задержанных питать (или пытать) душу искусством: то петь гимн Подольска или Москвы, то выполнять упражнения для возникновения новых нейронных связей в мозге, то плясать на бразильский, русский-народный или цыганский манер... Спектакль поражает уровнем сыгранности актерского ансамбля, распределение у Гриншпуна шикарное: любимцы омской публики Евгений Фоминцев, Василий Кондрашин, Виктория Величко, Егор Лябакин и зрительское открытие сезона – Вячеслав Болдырев, который совсем недавно был принят в труппу Пятого, и сразу дебютировал в главной роли в постановке художественного руководителя. Актерам пришлось стать самыми настоящими синтетическими артистами, ведь одновременно они и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах. Кстати, тут стоит отметить, что почти вся музыка в спектакле исполняется вживую: аккордеон, скрипка, синтезатор, акустическая и электрогитары, бубен, гусли, балалайки, жалейка, трещотки – все это не просто реквизит, в «Подольске» все по-настоящему! История кажется невыносимо смешной из-за огромного количества ироничных музыкальных находок, но вместе с тем она не теряет своей глубины, «Человек из Подольска» не дает ответов, он лишь ставит вопросы: кем надо быть, чтобы считаться человеком, достаточно ли жить обычной обывательской жизнью, чтобы не стать пустым местом? Человек из Подольска для полицейских таким местом стал. Оперативная съемка, которая транслируется зрителям спектакля, в один момент покажет пустой стул, хотя на нем будет сидеть живой, изрядно вымотанный абсурдным допросом журналист Николай. Спектакль Пятого театра невероятно насыщенный, динамичный и универсальный – в центре этой истории простой человек, наш современник, фокус на герое, так похожем на каждого из нас, заставляет задуматься и о своем месте в этом мире.