Войти в почту

Штрафбаты на Курской дуге

Более 50 лет с момента окончания Великой Отечественной войны эта тема была закрытой На «Поклонной высоте 269» в Фатежском районе 6 декабря был открыт памятник «Воинам штрафных батальонов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». Сюжет об этом сняла телекомпания «ТАКТ». В том репортаже прозвучало, что информация о штрафбатах по-прежнему засекречена. По большому счёту это так, но за последние годы стали публиковаться воспоминания самих штрафников, и завеса секретности стала приоткрываться. Про заградотряды Штрафные батальоны фронтов и отдельные штрафные роты стали создаваться согласно приказу Народного комиссара обороны СССР №227 от 28 июля 1942 года, ставшего известным как приказ Сталина «Ни шагу назад». Этот приказ лишь узаконил явление, стихийно сложившееся с начала войны, и ещё ранее, в годы Гражданской войны, когда заградотряды Красной Армии направляли в специальные подразделения дезертиров, паникёров и лиц, совершивших иные преступления. Тогда, в 1942 году, для СССР наступил «момент истины» – быть или не быть державе. В такой ситуации были хороши и чрезвычайные меры. (Фото: В.М. Борисов в годы войны) В самом начале Курской битвы, с 5 по 10 июля 1943 года, заградотряды задержали 1870 бойцов. Из них после разбирательства арестовано: 6 дезертиров, 19 членовредителей, 49 трусов и паникёров, бежавших с поля боя. Остальных вернули в боевые части. Кстати, в тылу у штрафбатов в Курской битве командование не выставляло заградотряды. В штрафбаты стали направлять офицеров по приговору военного трибунала или по приказу высшего командования. Рядовые и сержанты составляли отдельные штрафные роты, не входящие в отдельные штрафбаты. Такие батальоны не имели боевых знамён. Им не присваивались наименования гвардейских или имена освобождённых городов. Батальоны эти не награждались орденами. Срок пребывания в штрафбате назначался от одного до трёх месяцев. Мотивация у штрафников была предельно простой – вернуться как можно скорее в свою часть и продолжать бить врага. Разведка боем Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Борисов из Озерска Челябинской области вспоминает, что до начала Курской битвы и грандиозного сражения за Поныри 3 июля 1943 года 200 штрафников были направлены командованием провести разведку боем. Живыми вернулись лишь четверо бойцов. Однако даже в случае, если бы те 200 штрафников выполнили боевую задачу, их подвиг нигде бы не отметили. Владимир Оттович Дайнес в книге «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» как раз по этому поводу приводит отрывок из воспоминаний командира штрафного взвода М.Г. Клячко: «Основной была одна задача: обеспечить путь к наступлению конкретной части. А методы её выполнения были разные – от разведки боем до взятия той или иной высоты или конкретного рубежа обороны противника. Приходилось прокладывать дорогу и в минных полях. В общем, можно сказать так: штрафниками командование затыкало все дыры, они призваны были исправлять промахи начальства, которое ради обнаружения огневых средств противника посылало на верную смерть тысячи бойцов, ведь жизнь осуждённых ничего не стоила. Вот и гнали в самое пекло одну штрафроту за другой… В атаку шли с матом. Да и как кричать «За Сталина!», если он их, собственно говоря, приговорил к смерти… Ни в одном официальном сообщении Информбюро никогда не сообщалось, что та или иная высота, населённый пункт взят силами штрафной роты или штрафбата. Это было запрещено! Назывался полк, дивизия, армия. Мы были, и в то же время нас вроде и не было». Из 800 бойцов выжили 37 Прозаик из Орла Валерий Куракин записал рассказ штрафника И.И. Михайлова – участника боёв за станцию Поныри в июле 1943 года: «Утром эсэсовцы появились со стороны Поныревских садов и двумя колоннами быстрым спортивным шагом стали продвигаться к траншеям батальона. Все они были высокие, стройные, здоровые, в глубоких стальных шлемах. Они всё ближе подходили к позициям штрафников, занявших оборону. Я уже ясно видел их лица: загорелые, злые, настороженные и сытые. Подпустив тевтонцев почти вплотную, батальон открыл шквальный ружейно-пулемётный огонь, соединение немцев сразу опрокинулось, добрая половина их погибла уже в первые минуты боя, а остальные залегли и стали отползать к садам… Уцелело примерно только человек 15 – 20 немцев, которые добрались до спасительных садов и окопались там. А в это время дворами, минуя ст. Поныри, со стороны станции Возы послышался густой рокот танковых моторов, который по мере приближения «Тигров» усиливался, а земля вдруг, как в лихорадке, задрожала мелкой испуганной дрожью… От комбата прибыл посыльный с приказом: «Любой ценой продержаться до подхода резервов!» А на окраине садов уже показались два десятка немецких танков и цепь грузовых машин, до отказу заполненных солдатами. Я стал считать: сорок семь машин! В этот момент танковая армада, в которой насчитывалось триста боевых машин, обойдя Поныри, вышла на оперативный простор (ржаное поле) и устремилась в направлении Малоархангельска, где их уже ждала инженерно-сапёрная бригада (десять тысяч человек), в которой служили и героически сражались с врагом инженеры Москвы и Ленинграда (по приказу Сталина их берегли). Теперь стало известно, что немцы схитрили: танки подвезли эшелонами на разъезд между ст. Возы и ст. Поныри, выгрузили, построили фалангой и бросили в атаку. Чтобы остановить врага, сыновья Москвы и Ленинграда с минами и гранатами бросались под танки и остановили их. Примерно за полтора часа боя погибли все сапёры и сгорели все немецкие танки. А в Понырях больше тридцати «Тигров», сокрушая снарядами сады и палисадники колхозников, вышли в расположение штрафного батальона. За ними, пригнувшись, шла пехота!» В этот момент с криками «Мы из штрафбата! Ура-а-а… Ура-а-а!», штрафники атаковали пехоту врага. Завязался жестокий рукопашный бой. Территория вокруг Поныровского вокзала покрылась телами убитых и раненых. Михайлов, будучи тяжело раненым, видел, как наши бойцы дрались с немцами, даже умирая. Всё это пространство вокруг важного стратегического пункта шевелилось и после кровопролитной схватки. От батальона им. Л.П. Берия в 800 бойцов осталось в живых только 37. В адском котле Особое место в истории битвы за Поныровский плацдарм принадлежит 8-му Отдельному штрафному (офицерскому) батальону Центрального фронта. Именно этот 8-й ОШБ 11 мая 1943 года занял окопы на Курской дуге под Понырями. В полном составе 8-й ОШБ под командованием подполковника Аркадия Александровича Осипова был введён в бой впервые только на Курской дуге, хотя его славная история началась ещё под Сталинградом. В батальоне на тот момент имелись 698 штрафников при 100 штатных офицерах постоянного состава. Из числа бойцов-«переменников» только 39 находились по приказам командиров, 207 – по приговорам военных трибуналов и 452 – бывших в плену и окружении. Среднемесячная численность штрафников в штрафном батальоне составляла 225 человек, а не 800, как предписывалось приказом, и они в боевых действиях использовались, как правило, поротно. До начала битвы за Поныри шли беспрерывные бои местного значения. 5 июля 1943 года фашисты перешли в генеральное наступление. Штрафник 8-го ОШБ, уроженец г. Фатежа Курской губернии Семён Басов (1915 – 2009), одним из первых вступивший в бой с врагом, вспоминал: «От залпов тысяч орудий и разрывов тысяч бомб задрожала земля. Фонтаны её высоко поднимались вверх. Стоял такой гул от выстрелов и рёва самолётов, что, казалось, лопнут барабанные перепонки. Так продолжалось две недели. Чтобы картина боя была полной, надо добавить к ней и неумолкающий скрежет танковых гусениц, и грохот башенных пушек. Казалось, конца не будет этому кошмару. Мы варились в адском котле, находясь в самом пекле Курской дуги. Несмотря на яростные атаки противника, мы стояли насмерть, не уступая врагу ни одного метра земли…». По данным штаба 8-го ОШБ от 19 сентября 1943 г., только во время наступления на Курской дуге штрафники уничтожили 450 немецких солдат, 41 унтер-офицера и 12 обер-офицеров. А сколько живой силы противника было убито и ранено во время обороны Понырей, тогда этого никто не считал. Семён Басов: «Я сожалею, что судьба в своё время сделала меня штраф­ником. Но я и горжусь тем, что та же судьба привела меня в такой стойкий, упорный боевой батальон, как 8-й ОШБ». Пётр Горбачёв Правда о штрафниках По мнению многих ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе Семёна Басова, правду о штрафбатах показал генерал-майор А.В. Пыльцын в книге «Штрафной удар, или как офицерский штрафбат дошёл до Берлина» (2003 г.), которая решением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 7 апреля 2005 года удостоена Литературной премии 1-й степени. В 2005 году вышло второе издание этой книги, а в 2009 – ещё одно под названием «Главная книга о штрафбатах». По данным Игоря Васильевича Пыхалова («Великая оболганная война». М., 2005), в период Великой Отечественной войны было сформировано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Многие из них существовали короткое время. Всего в составе штрафных подразделений в разные годы воевало: в 1942 году – 24993 человека, в 1943 году – 177694, в 1944 году – 143457, в 1945 году – 81766. Таким образом, за всю войну в штрафные подразделения были направлены 427910 человек, что составляет 1,24% от числа военнослужащих, прошедших через советские вооружённые силы за годы Великой Отечественной.

Штрафбаты на Курской дуге
© Курские известия