Реальные преграды для женщин на пути в Формулу 1
Футбол? Раздельные чемпионаты для мужчин и женщин. Баскетбол? Тоже. Хоккей, волейбол, теннис, легкая атлетика? Ну, вы в курсе. В автоспорте такого разделения нет. Но если мы хотим, чтобы мужчины и женщины бились на равных за рулем гоночных машин и при этом чтобы лучший определялся исключительно по профессиональным качествам, то такого же принципа нужно придерживаться на всех уровнях автоспорта, включая Формулу 1. Но сегодня Королева автоспорта, также будучи представительницей слабого пола, ревностно оберегает свою исключительность и не подпускает и близко к себе потенциальных соперниц. Для того, чтобы облегчить путь пилотесс на вершину гоночных категорий, и было придумано женское первенство с незамысловатой вывеской W Series. С самого момента презентации новой серии гоночная братия разделилась на два лагеря. Сторонники этой идеи высказываются за преодоление барьеров таким способом, тогда как ее противники не разделяют их оптимизма в отношении неравных возможностей для полов. Пробиться в Большие Призы невероятно трудно. И это еще труднее сделать, если речь идет о девушке. В отличие от большинства других видов спорта, гонки на высшем уровне – удовольствие весьма дорогое. Так что для дебюта в Формуле 1 пилоту необходима серьезная финансовая подпитка. Обычно речь идет о богатой семье, щедром спонсоре или, реже, о поддержке независимой молодежной гоночной программы. К тому же, в автоспорте совершенно нет примеров огромных достижений у женщин, что также затрудняет зарождение мотивации у юных барышень, рассматривающих гонки в качестве профессионального поприща. Лелла ЛомбардиФото: autosport.com Этих двух факторов уже достаточно, чтобы значительно снизить приток в автоспорт молодых девушек. Во-первых, дорого, во-вторых, инвестиции потенциального спонсора вряд ли окупятся, учитывая, что последней женщиной, выходившей на старт Гран При, была Лелла Ломбарди в далеком 1976 году (на фото вверху). Конечно, всегда будут белые вороны, получающие удовольствие от своей уникальности в том или ином гоночном первенстве, но это явление нечастое и по большей степени убыточное. Учитывая все эти преграды, создание исключительно женской гоночной серии с бесплатным участием и приличным призовым фондом выглядит вполне логичной идеей. Необходимо как-то переламывать традиции и преодолевать социальные барьеры, и в этом Формуле 1 и автоспорту в целом помощь со стороны может быть весьма кстати. Однако организаторы W Series могут и промахнуться, если они вообще стреляют по своей мишени. Ограниченный выбор среди девушек означает и значительно меньшую конкуренцию, а значит, даже лучшая из лучших, вполне вероятно, не будет дотягивать до элитного уровня. В результате мы получим продолжение печальной традиции отсутствия девушек на стартовой решетке Гран При, которой уже больше сорока лет. И с отсутствием достойных примеров для подражания этот бесконечный цикл неминуемо продолжится… Во время презентации серии Дэвид Култхард заявил, что «обычно пилотессы достигают своего потолка на уровне GP3/Формулы 3, и чаще это происходит из-за нехватки финансов, а не гоночного мастерства». Надо сказать, это весьма спорное заявление. Начиная с 2010 года, когда была образована серия GP3, в ней выступали Татьяна Кальдерон, Элис Пауэлл, Бейтске Виссер, Кармен Хорда и Вики Пириа (на фото внизу). И каковы были их результаты? 19 очков на пятерых за все годы, лучший финиш на шестом месте и 18-я позиция в личном зачете. Вики ПириаФото: autosport.com Честно говоря, довольно удивительно и печально, что в GP2/Формуле 2 с момента ее основания в 2005 году так и не поучаствовала ни одна девушка, хотя Виссер гонялась в Формуле Renault 3.5. Ее лучшим достижением стало пятое место в первом же сезоне и два попадания в десятку в следующем году. Бейтске сохранила свое место, когда серия была преобразована в Формулу V8 3.5, завершив сезон в ослабленном первенстве на 13-м месте. В 99% случаев подобные "успехи" не позволили бы юноше продвинуться дальше по профессиональной лестнице, и вряд ли стоит занижать критерии отбора только по причине того, что речь идет о девушке. Если это сделать, можно встать на очень скользкую дорожку под названием «Неужели это плохой результат для женщины?», и допустить этого никак нельзя. Это подводит нас к еще одной проблеме, связанной с образованием категории W Series. Одной из причин основания серии организаторы считают недостаток выдающихся гоночных талантов среди представительниц прекрасного пола. Так неужели пелотон, собранный из гонщиков среднего уровня, можно будет считать сильным? Особенно когда речь идет о шасси Tatuus спецификации Ф3, за рулем которого вряд ли можно будет выявить лучшего из лучших. Да и из каких лучших? Если бы хотя бы Симона де Сильвестро (на фото внизу) – лучшая, по мнению многих, пилотесса в мире на данный момент – проявила благосклонность к новорожденной серии… Но нет, увы, на высочайшую планку от швейцарской гонщицы в W Series можно не рассчитывать – по крайней мере пока. Симона де СильвестроФото: autosport.com Всё это означает, что первый чемпион W Series будет выбран из не самой конкурентной среды. Да, эта девушка получит звание чемпиона и про нее напишут в Википедии. Возможно, даже найдутся спонсоры, которые помогут ей продвинуться дальше, но что потом? Попав в сильный чемпионат, она, скорее всего, не сможет противостоять опытным соперникам. Вспомните примеры "альтернативных" серий, главной целью которых было дать дорогу талантливым спортсменам без спонсорской поддержки. Евроформула Open, Auto GP, прежняя инкарнация FIA Ф2 – чемпионы этих гоночных категорий по большей части получали возможность выступить в следующем году в более весомых чемпионатах. И никому из них не удалось блеснуть. Вряд ли W Series с ее полуторамиллионным призовым фондом удастся сделать то, что другим оказалось не по силам. Неужели стоит ожидать какого-то репутационного взрыва в отношении человека, одолевшего соперников, далеких от уровня элиты автоспорта? А если чемпиону серии не удастся достойно выступить на более высоком уровне или даже пробиться туда? Это нанесет еще более ощутимый удар по женщинам в автоспорте. Култхард считает, что «конкурентная среда W Series поможет победительнице получить все необходимые соревновательные навыки для дальнейшей борьбы на равных с мужчинами в других чемпионатах». Но у этой философии есть свои минусы. Дэвид КултхардФото: autosport.com История знает массу примеров, когда гонщики, оттачивавшие свои навыки пилотирования в откровенно слабых сериях, узнавали о себе много нового после перехода на более высокий уровень. Преимуществом W Series может стать их дальновидное решение проводить чемпионат на машинах, построенных по стандарту Ф3. Так что при правильном подходе девушки смогут овладеть навыками пилотирования этой техникой, а если еще и персонал в командах подберется приличный, откровенной потерей времени их участие в первенстве назвать будет нельзя. В любой серии можно научиться чему-то полезному, и организаторам W Series нужно будет сделать всё, чтобы в распоряжении спортсменок были лучшие программы подготовки, симуляторы, тренажеры и наставники. Дело в том, что во многих видах спорта, где мужчины выступают отдельно от женщин, им доступно куда лучшее оборудование, тогда как женским первенствам приходится подолгу ждать технических новинок. К тому же, поскольку девушек в автоспорте не так много, все существующие топовые тренировочные программы рассчитаны по большей части на мужчин. И если W Series не удастся привить пилотессам первоклассные гоночные навыки, так пусть они хотя бы позаботятся об их программе физической подготовки, которой не каждая девушка придерживается. Но это уже больше похоже на поиск ложки мёда в бочке дёгтя. В целом же раздельная подготовка и участие в гонках вряд ли приведет к чему-то интересному. Соревноваться с лучшими, быть битыми лучшими и выискивать способы одолеть лучших – это единственный путь к совершенству. И это куда более эффективно, чем быть акулой в маленьком комнатном аквариуме. А именно так можно будет с уверенностью назвать первую чемпионку W Series. А, быть может, и вторую. И третью. Или всех последующих… Джейми ЧедвикФото: autosport.com Речь о том, стоят ли приложенные организаторами усилия ожидаемого результата. Намерение выделить из общей массы единственную чемпионку, обеспечить ей спонсорскую поддержку и отправить покорять просторы Ф3 или Ф2, конечно, похвально, в этом нет никаких сомнений. Но такие возможности есть у девушек и сегодня, и без всякого участия в женских соревнованиях. Никакая W Series не способна выявить талант, который не мог бы пробиться на вершину самостоятельно. Да, сиюминутные краткосрочные перспективы у победительницы, разумеется, появятся, но о долгосрочных планах и речи не идет. Вместо этого гораздо полезнее было бы направить финансовую поддержку на самый начальный уровень автоспорта, где девчонки и мальчишки бьются друг с другом в картинге и Ф4. Система стипендий лучшим картингистам с дальнейшей поддержкой при переходе в сильную команду в Формуле 4 сработала бы гораздо лучше в перспективе, ведь основные барьеры на пути девушек в Большие Призы лежат не в середине пирамиды, а в ее основании. В са-а-амом ее низу. Доля девчонок, занимающихся гонками в школьном возрасте, очень мала и составляет порядка 5% от общего количества потенциальных пилотов. И если шансы сильного картингиста пробиться дальше и дойти до Формулы 1, получив необходимую финансовую поддержку, крайне ничтожны, то в случае с девушками делите их еще на 20. Dare to be differentФото: autosport.com Именно поэтому не стоит ожидать в ближайшем будущем девушку за рулем боевой машины Формулы 1. И попытки кардинальным способом решить эту проблему могут только усугубить ее. Сегодня FIA предпринимает попытки привить интерес к гонкам у молодого поколения, к тому же, существуют и независимые программы вроде Dare To Be Different. Так почему бы организаторам W Series не объединить усилия с ними, раз им удалось собрать неплохой призовой фонд? Корни неравных возможностей мужчин и женщин в автоспорте лежат в области фундаментального сексизма – зачастую родители даже не рассматривают вариант занятий картингом для своей дочери. Да и сами девушки не проявляют к этому занятию большого интереса, поскольку им просто не на кого ориентироваться, у них ведь нет своей Сенны, Шумахеры или Ханты. В этом им отчасти может помочь W Series, если чемпионка будет достаточно активно пропагандировать автоспорт среди девушек. Но вряд ли это поспособствует такому уж сильному взрыву активности юных созданий, поскольку до уровня Формулы 1 чемпионкам женских первенств все равно будет не добраться. Так что единственным способом принести пользу для них видится объединение усилий с уже существующими инициативами, активно и плодотворно работающими. W SeriesФото: autosport.com Если девчонки пойдут в гонки с самых малых лет, их процент в общей массе вырастет, а вместе с ним увеличатся и шансы на попадание в Формулу 1 в перспективе. Лечить нужно симптомы болезни, а не ее последствия. Одним из фундаментальных лозунгов автоспорта являются равные возможности для мужчин и женщин. И ничто не может помешать представительнице прекрасной половины человечества пробиться в Формулу 1 и добиться там успеха. Но все эти попытки выбрать чемпионку какими-то искусственными способами вместо того, чтобы дождаться ее появления естественным путем, ни к чему не приведут. Это больше похоже на попытки решить проблему при помощи установки заплатки, а не пошива новых штанов. Нельзя сводить финальную цель до простых и банальных формулировок. Победить против всех шансов и предпосылок может только настоящий герой – в данном случае героиня, – а не сфабрикованная искусственно модель пилотессы. А ведь именно на это главным образом и нацелена собранная по сусекам W Series. Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8569/the-real-barriers-to-women-reaching-f1 Сьюзи ВольфФото: autosport.com
«Тревожный знак». Эксперт – о неожиданном увольнении Нильса Виттиха