«Дакар»-2019: Марафон абсурда
Марафонский рейд «Дакар» нынешнего года можно было бы смело назвать возвращением к истокам. Как сорок лет назад, отважные гонщики – причем абсолютное большинство из них частники, отправившиеся на край света на свой страх и риск – десять дней преодолевали песчаные дюны под палящим солнцем, изнывая от страшной жары. В отличие от нескольких предыдущих гонок, чей маршрут проходил в большей или меньшей степени по каменистым горным трассам, на этот раз почти на всем протяжении 5600-километрового марафона участников поджидали коварные, непредсказуемые сыпучие пески. Прибрежная равнина Перу, где проходил «Дакар»-2019, втиснутая между холодными водами Тихого океана и отрогами Анд, представляет собой продолжение чилийской пустыни Атакама – дождей здесь в январе не бывает вообще, средняя температура днем – от 26 до 36 градусов. С плюсом, разумеется. Здесь есть селитра и бура, йод и ртуть, поваренная соль и медь. И нет воды. Только море песка. Вот в такую красоту и отправились 7 января из столицы Перу Лимы 137 мотоциклистов, 26 пилотов квадроциклов, 30 двухместных мотовездеходов класса «сайд-бай-сайд», 96 легковых и 41 грузовой автомобиль. Правда, при всей непредсказуемости многодневных ралли-рейдов вопрос о победителях – во всяком случае, в автомобильных зачетах – по большому счету не стоял. Ведь в 41-м «Дакаре» участвовали всего две заводские команды, они то и числились главными, если не единственными, фаворитами. Среди легковушек (так официально называют их организаторы – cars, хотя специально подготовленные для гонок в пустыне транспортные средства трудно назвать легковым автомобилем в прямом смысле этого слова) безусловным лидером считалась четверка Toyota Gazoo Racing SА. И дело не только и даже не столько в том, что лидер команды Нассер аль Атийя уже дважды побеждал в «Дакаре», выиграл три десятка этапов марафонского рейда и особенно любит песчаные гонки («Дайте мне горстку песка, и я буду счастлив!», – говорил катарец перед стартом). Просто все его главные соперники, выступавшие за рулем гоночных прототипов Peugeot и Mini, представляли частные «конюшни», лишенные полноценной заводской поддержки. Та же история в зачете грузовиков – только КамАЗ занимается ралли-рейдами на заводском уровне. Соперники коллектива из Набережных Челнов – голландцы, японцы, чехи – готовят свои машины в частном порядке на деньги спонсоров. Вот в чем основная причина побед «Синей армады» последних лет (а их уже 16 за 22 года) – суровые законы марафонских гонок гласят: «Один в поле не воин», чем существеннее заводская и финансовая поддержка, чем вариативней и жестче командная тактика, тем выше шансы добраться до финиша первым. Так оно и произошло – КамАЗ Эдуарда Николаева выиграл только три из десяти этапов нынешней гонки, но, захватив лидерство в первый же день в столице перуанской виноградной водки писко городке Писко, уверенно удерживал его до самого последнего дня в Лиме. Лишь дважды, на шестом и восьмом этапах, протокол возглавлял его товарищ по команде Дмитрий Сотников, а пилоты IVECO PowerStar, Tatra, LIAZ 111.154, Hino 500 и других грузовиков большей частью лишь глотали пыль позади русских машин. Если же кто-то ввязывался с КамАЗами в открытую борьбу, как Сергей Вязович, на шестом этапе опередивший было Сотникова на четыре минуты, рано или поздно расплачивался за свою неосторожность. В пылу борьбы белорус не заметил песчаной «полки», не сбросил скорость, и многотонный МАЗ перевернулся незадолго до финиша этапа на глазах у изумленной публики. Наши остановились, проверили, все ли в порядке с соперниками, и отправились к финишу. Вот и аль Атийя, выиграв первый же этап и единожды оступившись на втором, уже на третьем, в Арекипе вышел в лидеры и не уступал первую строчку протокола общего зачета до самой Лимы. А ведь выиграл победитель всего три этапа из десяти, отдав соперникам из «Пежо» и «Мини» остальные. Один только Себастьян Лёб на Peugeot 3008DKR первенствовал четырежды, другой француз, Стефан Петрансель на Mini John Cooper Works Rally дважды, его товарищ по команде Карлос Сайнс (разумеется, старший, двукратный чемпион мира по ралли) выиграл заключительный, десятый этап. Однако квартет пилотов «Пежо» выступал за частные команды – заводская «конюшня» отказалась от «Дакара». То же и с «Мини» – пятерка гонщиков английской марки защищала цвета команды X-reid и еще одного частного коллектива, Orlen X-raid Team. Почему же автомобильные фирмы не хотят участвовать в «Дакаре»? Дело в том, что организаторы знаменитого состязания в своем маниакальном стремлении уравнять шансы запретили устанавливать на полноприводные легковые автомобили автоматическую подкачку шин. Такие системы регулирования давления разрешены только тем, у кого привод на одну ось. На маршруте длиной несколько сотен километров тип покрытия меняется десятки раз – песок, асфальт, каменистая дорога, грязь, снова песок, и так до бесконечности. В результате решающее преимущество получает тот, кто может снижать давление в шинах и снова его увеличивать, не выходя из кабины, даже не останавливаясь и почти не снижая скорости. «Пежо» и «Мини», потратившие колоссальные средства на разработку полноприводных прототипов для «Дакара», остались у разбитого корыта. Французские и немецкие инженеры подготовили, конечно, заднеприводные версии своих машин, но высокое начальство вполне резонно рассудило, что не может себе позволить и дальше тратить подобные суммы. Ведь коммерческий успех в этом случае более чем сомнителен: ни Peugeot, ни Mini не продает заднеприводных легковых автомобилей. Вот так и осталась в «легковом» зачете единственная заводская команда – «Тойота». Ради этого ей пришлось создавать уникальный заднеприводный прототип под именем HiLux. А ведь этот пикап продается большей частью именно с трансмиссией 4х4. Ну, ничего, зато японский бренд теперь главный на «Дакаре». Ралли-рейд «Дакар», 6-17 января 2019 года Общий зачет Н. аль Атийя/М. Бомель, Toyota HiLux 34 часов 38 минут 14 секунд Х. Рома/А. Браво, Mini John Cooper Works Rally 46 м 42 с С. Лёб/Д. Элена, Peugeot 3008DKR 1 ч 54 м 18 с Я. Пржигонски/Т. Колсуль, Mini John Cooper Works Rally 2.28.31 С. Депре/Ж-П. Коттре, Mini John Cooper Works Rally 2.48.43 М. Прокоп/Я. Томанек, Ford Raptor RS Cross Country 3.19.02 Д. Кротов/Д. Цыро, Mini John Cooper Works Rally 9.58.38 Грузовики Э. Николаев/Е. Яковлев/В. Рыбаков, КамАЗ 43509 41.1.35 Д. Сотников/Д. Никитин,И. Мустафин, КамАЗ 43509 25.36 Ж. де Роой/Д. Родевалд/М. Торральярдона, IVECO PowerStar 1.34.44 Ф. Вильяхра/А. Якопини/Р. Торласки, IVECO PowerStar 5.49.08 А. Лопраис/Ф. Алькайна/П. Покора, Tatra Jamal-Queen 69 5.59.51 С. Вязович/П. Гаранин/А. Жигулин, МАЗ-5309RR 6.39.29 Мотовездеходы SxS Ф. Контардо/А. Кинтанилья, Can-Am Maverick 42.19.05 Х. Хелль/Д. Каррерас, Can-Am Maverick 1.2.35 Р. Варела/Г. Гужельмин, Can-Am Maverick X3 1.5.19 С. Карякин/А. Власюк, BRP Maverick X3 8.25.53 Мотоциклы Т. Прайс, КТМ 450 33.57.16 М. Валькнер, КТМ 450 0.9.13 С. Сандерленд, КТМ 450 0.13.34 А. Нифонтова, Husqvarna 450RR 28.49.18 «Дакар»-2019: Приключения русских в Перу Сорок первое издание главного ралли-рейда планеты для участников из России получилось противоречивым. Но главное, без «Золотого бедуина» наши всё-таки не остались. Палки в колеса Ожидать очевидных ляпов от четверки КамАЗов организаторам «Дакара» не приходилось. Пилоты и штурманы «КамАЗ-Мастер» знают о ралли-рейдах всё и даже чуточку больше. А их шеф Владимир Чагин руководит своими гонщиками, как талантливый дирижер, прекрасно понимая, насколько важно в нужный момент включить режим командной тактики. Но французские организаторы «Дакара» за четыре десятка лет собаку съели на том, как устроить интригу там, где ее как бы и не предвидится. Сначала, после финиша пятого этапа, аккурат перед днем отдыха в Арекипе, сняли с гонки 518-й КамАЗ Андрея Каргинова. Наши наехали на болельщика, выбежавшего на трассу. Трагедии не произошло – шальной пенсионер из Южной Африки отделался переломом ноги. Но вместо того, чтобы наказать организаторов, не обеспечивших безопасность зрителей, с больной головы свалили на здоровую: дисквалифицировали Мардеева с Игорем Леоновым и Андреем Мокеевым – за то, дескать, что не остановились помощь оказать. Вы когда-нибудь мчались по пустыне на многотонной громадине со скоростью далеко за сотню? Вы представляете себе, что видит экипаж в тучах песка и пыли? Впрочем, как говорят герои американских фильмов, это вопросы риторические, ответов они не требуют. Но более чем сомнительной дисквалификацией организаторы не ограничились. После экватора гонки машины Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова уверенно возглавляли протокол, опережая ближайшего из соперников, голландца Жерара де Рооя, на полтора часа, а следующий, аргентинец, Федерико Вильяхра на таком же IVECO, отставал почти на шесть. Согласно замыслу Чагина, КамАЗы под номерами 500 и 514 должны были идти так, чтобы максимально страховать друг друга. Однако судьи неожиданно компенсировали отстававшему тогда от лидера на несколько минут Сотникову 28 минут. Дело в том, объяснили французы, что Сотников попал в затор, образовавшийся в узком каньоне. Красивый жест, не правда ли? Особенно если учесть, что в том самом заторе КамАЗ под номером 514 потерял всего минуту! В результате Дима вместе со своими товарищами Ильнуром Мустафиным и Дмитрием Никитиным отправился на дистанцию очередного этапа не после Николаева, а на десять минут раньше – страховать в такой ситуации было, как вы понимаете, сложновато. Расчет был на то, чтобы попробовать максимально усложнить жизнь «Синей армаде». Не получилось. И тогда Сотникову… выписали штраф в 28 минут. Ай, молодца! Но, несмотря на все усилия судей, камазовский дубль на финише ралли-рейда состоялся: Николаев – первый, Сотников – второй. Железная Настя Женская доля – суп варить на кухне, детьми заниматься? А слабо выйти на старт марафона в пять с половиной тысяч километров за рулем мотоцикла? Зовут героиню Анастасия Нифонтова. Думаете, итоговое место в седьмом десятке и разговора отдельного не стоит? Как бы не так! Настя заявилась в категории Original by Motul, где запрещена любая сторонняя помощь. Получается, днём гонишь в седле по адской жаре, а ночью на бивуаке ещё и гайки крутишь. Отметим, что Нифонтова стала первой женщиной в истории «Дакара», сумевшей преодолеть дистанцию от начала до конца без бригады механиков. Браво, Настя, мы гордимся знакомством с тобой! Три часа на ремонт Наблюдать за ходом борьбы в зачёте мотовездеходов было интересно ровно до 71-го километра седьмого этапа. На финиш шестого, в городок Сан Хуан де Маркона Сергей Карякин, выступавший на BRP команды Snag, приехал вторым в своем классе. Но до Писко добрался через пять часов после победителя этапа – его сайд перевернулся на коварной дюне. Три с лишним часа Карякин и его штурман Антон Власюк пытались прикрутить к машине оторванное колесо – голыми руками, под палящим солнцем. И они сделали это! Правда, даже математические шансы на победу потеряли. Но до финиша в Лиме добрались, и не последними, а замкнув первую десятку – еще десять экипажей остались позади. Кто скажет, что это не победа, пусть первый бросит в нас камень! Анастасия Нифонтова: «Девочкам помогает поплакать!» Очень странно проснуться утром и не чувствовать, как земля вибрирует от проезжающих мимо грузовиков и работающих рядом генераторов. Песок не скрипит на зубах и не надо в полумраке палатки втискивать опухшие и еле шевелящиеся конечности в тесное термобелье. Не надо на автомате натягивать наколенники, защиту, штаны, куртку, насквозь пропитанные потом и пылью. Не надо прыгать в седло мотоцикла и ехать, ехать, ехать, наблюдая, как солнце встаёт из-за горизонта, освещая мир вокруг, поднимается в зенит, так что в пустыне перестаёшь видеть какой либо рельеф, а потом к вечеру закатывается за огромные горы песка. Не надо обслуживать мотоцикл после изнурительного дня в седле и сваливаться без сил в наскоро поставленную палатку, иногда не доходя до душа… Теперь это все – история, и если сейчас об эпичности произошедшего ещё напоминает боль в мышцах, то со временем память начнёт сглаживать углы и только фотографии напомнят, насколько это было непросто. С самого начала гонки я чувствовала какое-то ужасное моральное давление. Не знаю, чем это объяснить. Может быть, потому, что была не уверена в себе – особенно по части работы механика. Может, понимала – если что, мне никто не сможет помочь. А может, планка была задрана слишком высоко, а может это трасса изо дня в день добивала своей однообразностью. Как бы то ни было, моральная усталость давила тяжелее физической. За три дня до финиша, когда на трассе меня чуть не убил девятитонный гоночный грузовик, моральное напряжение перехлестнуло через край. Я стояла на трассе, рыдая в голос. Руки тряслись, и я минут десять не могла себя успокоить. После финиша этого спецучастка нашла в себе силы улыбаться всем на бивуаке, но как только залезла в палатку, опять включила девочку и ещё минут пять прорыдала в подушку. Девочкам помогает поплакать. Помогло и мне. Моральных сил после этого хватило до финиша. Вообще, в этот раз происходило что-то невообразимое! Такой мощнейшей поддержки у меня не было никогда! Каждый день я открывала телефон и видела тысячи и тысячи лайков, комментариев, постов, слов поддержки! Мне писали, что за меня болеет Сибирь, Юг, Кавказ, Дальний Восток, Кольский, Калининград, Прибалтика, Казахстан... Ближе к финишу уже весь мир был на ушах, и я не успевала прочитывать шквал ваших сообщений, которые, безусловно, заряжали невероятной энергией. Спасибо вам всем за эти эмоции, за эту волну энергии, которая буквально дотолкала меня до финиша! Кроме шуток, это действительно серьезно помогло! Ну и, конечно же, всего бы этого не произошло без моих верных партнеров и спонсоров, которые поддержали эту бредовую идею и поверили в меня! Как ни крути, одного желания мало, без финансов далеко не уедешь, и я благодарна за каждую копеечку, вложенную в нашу общую победу. А с тобой – да-да, с тобой, Антон Малышев! – я разберусь отдельно как с главным автором идеи и продюсером этой заварушки! Спасибо всей моей семье, родителям и любимому мужу, который терпит этот ужас и даже умудрился превратиться в оператора и монтажера! Спасибо тебе, кто наблюдает за мной сверху и оберегает. Когда-нибудь я возьмусь за скрипку, я же обещала... чес-слово. А пока не могу полностью осознать того, что произошло, но уверена, что это не помпезный финал, а красивое начало! Ведь, как говорят классики, в сорок лет жизнь только начинается! Алга!!!! Интервью с Анастасией Нифонтовой, апрель 2015 Сергей Карякин: «Я обязательно сдержу слово» «Дакар»-2019 закончен, и мы финишировали. Конечно, это не то, на что мы рассчитывали, но я очень многое понял за эту гонку. «Дакар»-2019 показал, что у нас есть больше чем победа, и для меня это гораздо важнее – я имею в виду наших болельщиков, которые продолжают верить в тебя даже в самые тяжёлые моменты. Те тысячи комментариев и сообщений, что приходили, я читал лично, и именно они давали мне силы каждый день бороться с теми сложностями, с которыми мы сталкивались. Приходилось именно бороться, потому что судьба, конечно же, подготовила нам очень непростой «Дакар», и я честно могу сказать, совсем не ожидал, что эта гонка сложится для меня тяжелее, чем мой самый первый «Дакар». Первая часть марафона была довольно оптимистичной с точки зрения результатов – победа на одном этапе и подиум на другом говорили о том, что мы способны победить. Но потом всё резко поменялось. Это гонки, тут такое бывает. При всём при этом у меня есть друзья, которые приехали поддержать меня в Перу, и вот это реально круто. Это то, чего не купишь за деньги, не возьмёшь в кредит, это просто то, что есть или нет. И я счастлив и горд, что у меня такая группа поддержки. Ваша поддержка даёт мне силы бороться и идти дальше. Поверьте, мы выиграем ещё не один «Дакар». Я сказал, что выиграю, и я обязательно сдержу слово. Класс багги нам обязательно покорится, для меня это лишь вопрос времени. Сейчас настаёт очень ответственный и сложный период по поиску бюджета на «Дакар»-2020, и я сделаю всё возможное, чтобы в самое ближайшее время поднять российский флаг на подиуме самого крутого ралли-рейда на планете.