Войти в почту

Пан или пропал. Зеленский на выборах использует сеть бывшей Партии регионов

Стартовые позиции актера выглядят мощными — высокая узнаваемость по всей стране, подкрепленная медиаресурсом телеканала «1+1» и личных аккаунтов в соцсетях (размещаемые там видео быстро набирают тысячи репостов и сотни тысяч просмотров), минимальный антирейтинг, наличие большого личного состояния и крупных спонсоров. Наконец, то, что он «темная лошадка», от которой можно ждать чего угодно, и при этом может «играть белыми», как в шахматах называется преимущество первого хода. Но при этом в ходе реальной избирательной кампании Зеленский неизбежно столкнется с целым рядом проблем. «Высокая узнаваемость — это плюс, избирателям в любом населенном пункте, где есть телевидение, не придется объяснять, кто это вообще такой, — объясняет лидер движения «Тигры Родины» (молодежное крыло партии «Родина») Владимир Лактюшин. — Другое дело, какая эта узнаваемость? Благодаря сценическому имиджу у Зеленского стойкая комедийная репутация, его почти никто не воспринимает всерьез, то есть как человека, который сможет управлять даже не то что страной, а отдельным городом. Год назад в одной из статей я сравнил его с эпатажными рок-музыкантами, которые выдвигались на местных выборах в России, кампании как таковой не вели, сводя ее к эпизодическим шумным выступлениям в центральной прессе, и, имея узнаваемость в десятки процентов, получали по итогу 2-2,5% голосов избирателей». Правда, в отличие от этого Зеленский, похоже, действительно готовит избирательную кампанию, а не ее откровенную имитацию как спойлер. Массированный набор волонтеров через интернет, создание на местах штабов со штатом сотрудников (такая информация поступает уже из самых разных областей Украины) — это уже серьезно. «Рекрутирование волонтеров через соцсети, основная ставка на интернет (Facebook, YouTube) и популярность прежде всего среди молодежи, офисных сотрудников и мелких буржуа крупных городов позволяют сравнить Зеленского скорее с Алексеем Навальным. Напомним, тот участвовал в выборах мэра в Москве 2013 года и занял на них благодаря агрессивной кампании (и слабой мобилизации мэрией своих сторонников) второе место с 27,4% голосов, — напоминает Лактюшин. — И можно было оценить его слабые стороны. Дело в том, что через интернет можно раз-два вывести сторонников на акции, но нельзя с помощью нескольких раскрученных страниц федерального уровня собирать народ в каждом конкретном спальном районе. По факту в тех районах, где о встрече с Навальным писали популярные местные интернет-форумы, на нее приходили сотни людей. Там, где такой поддержки получить не удавалось и волонтеры Навального накануне оклеивали весь район листовками, приходило несколько десятков. Как-то раз забыли так оклеить, и Навального встретили всего несколько человек. Волонтеры бросились по дворам, агитируя всех бабушек на лавочках, мам с колясками и собачников прийти на встречу». Конечно, сравнение Навального и Зеленского — весьма условно. Навальный в течение многих лет вел разоблачительную кампанию партии власти, хотя по факту это не принесло ему победы. А Зеленский высмеивал отдельных представителей всех властей ти всех президентов, начиная с Кучмы, но именно высмеивал, а не разоблачал, что, согласитесь, не одно и то же. Но вот в поисках новых форм агитации они, конечно, близки, вернее, Зеленский использует некоторые методы Навального. Однако при этом важно понять, что все-таки без работы «на земле», без агиткубов, раздачи листовок, уличных акций и прочего Зеленский может оказаться в ситуации Анатолия Гриценко, партия которого при высоком рейтинге своего вождя все время получает лишь доли процентов на местных выборах. Предвыборная агитация на Украине Кстати, при всей ставке на бесплатно работавших волонтеров-добровольцев у Навального был и достаточно многочисленный штаб, куда были набраны на зарплату молодые активисты либеральных и национал-демократических организаций, а руководили которым — максимально непублично — матерые бизнес-консультанты из крупных консалтинговых компаний. Ведь волонтеры могут раздавать газеты и клеить листовки, но руководство кампанией, верстка и печать агитационных материалов, сбор и расходование средств, организация митингов и пикетов (от согласования до охраны и необходимого оборудования) — совсем другое. «В целом есть два основных подхода к созданию реально работающих региональных отделений, — говорит Лактюшин, сам прошедший через череду местных выборов. — Первый, самый простой, — это привлечение существующих кадров, уже давно задействованных в системной политике, ситуативно переходящих с готовыми структурами от одной крупной партии к другой (например, на Украине после 2014 года многие бывшие видные «регионалы» перебежали в Блок Петра Порошенко). Второй, более сложный, — это привлечение групп местных активистов, ранее особо не институализированных. На Украине такой подход продемонстрировала в 2014 году «Самопомощь», которая смогла неплохо выступить даже в Донбассе, хотя за пределами Львовщины (где она была создана в 2012 году и могла опираться на авторитет мэра Андрея Садового) получила высокий результат прежде всего в Киеве и других крупных городах. Впрочем, собранные под этот зонтичный бренд разномастные оппозиционеры затем так же быстро из-под него и разбежались». Судя по всему, объявив набор волонтеров, Зеленский все же решил пойти по первому пути. Издание «Вести» сообщало 18 декабря 2018 года по данным своих источников, что в Херсонской и Волынской областях бренд партии было предложено купить за круглую сумму (500 тыс. гривен за право держать бренд в области) местным влиятельным политикам. В первом случае это был бывший крупный «регионал», перешедший в Блок Петра Порошенко. По информации автора, сейчас в регионах Юго-Востока отделения партии Зеленского уже в основном выстроены и укомплектованы все теми же людьми, которые обеспечивали там до 2014 года высокие результаты Партии регионов. Последние закладываются прежде всего на парламентские выборы 25 октября 2019 года (по социологическим опросам, «Слуга народа» находится на втором месте по стране, а в регионах Юга выходит даже на первое), рассматривая президентские выборы лишь как промежуточный этап. Главный вопрос сейчас — будет ли Зеленский вести свою президентскую кампанию в режиме эконом, сделав упор на рекламу третьего сезона сериала «Слуга народа» (где он вновь играет президента Голобородько), двусмысленные вирусные ролики в соцсетях (вроде пресловутых «похорон Порошенко») и работу волонтеров, либо постарается вложиться для получения максимального результата? С одной стороны, победить он вряд ли рассчитывает. Но если в первом туре президентских выборов 31 марта получит результат ниже, чем сейчас имеет в опросах, он потеряет доверие избирателей и покупателей бренда и уже не сможет достойно выступить на парламентских выборах 25 октября.

Пан или пропал. Зеленский на выборах использует сеть бывшей Партии регионов
© Украина.ру