Интервью с Дженсоном Баттоном о «24 часах Ле-Мана», «СМП Рейсинг» и Алонсо
Чемпион Формулы-1 2009 года — о работе с российской командой «СМП Рейсинг», открытиях Ле-Мана и общении с пилотами из России. Пока в суперсезоне WEC-2019/2020 продолжается долгая зимняя пауза, мы продолжаем общаться со звёздными гонщиками российской команды «СМП Рейсинг». Недавно у нас вышло большое интервью с Виталием Петровым и Михаилом Алёшиным, а теперь пришла очередь их партнёра по экипажу Дженсона Баттона. В 2018-м британец совмещал выступления в WEC с гонками в японском чемпионате Super GT. В 2019-м Баттон вновь будет разрываться на два фронта, однако два стартовых этапа WEC будет вынужден пропустить из-за занятости в Японии. Об этом мы тоже поговорим по ходу интервью. — Дженсон, как вышло, что вы транзитом через Super GT оказались в «СМП Рейсинг»? — Я в полном смысле этого слова напросился в команду и должен в очередной раз сказать большое спасибо SMP Racing, что предоставили мне возможность стать участником WEC. «24 часа Ле-Мана» — культовая гонка, и я всегда хотел в ней стартовать. Когда ты выступаешь в Формуле-1, то времени ни на что не хватает, если ты, конечно, не Фернандо Алонсо, а сейчас мой график, пусть с некоторыми накладками, позволяет выступать в двух сериях. Есть и другой момент — контракты. Трудно себе представить, чтобы в Формуле-1 тебе, выступающему за команду с поддержкой автопроизводителя, разрешили выступать в другой серии на машине другой марки. Конечно, если ты не Алонсо (смеётся). Шучу насчёт Фернандо, но в остальном я серьёзен. К тому же в Ле-Мане борьба за победу идёт обычно между заводскими командами, а ехать на машине, не имеющей шансов на победу, мне неинтересно — как неинтересно выступать и в других классах, кроме LMP1. В 2018 году всё сложилось. «Хонда» разрешила мне выступать в WEC, а в SMP Racing, во-первых, нашлось для меня место, во-вторых, команда построила быструю машину, которая может претендовать на первое место. Да, прототип новый, у него есть детские болезни, но потенциал у машины огромный. Мне очень комфортно — Виталия Петрова и Михаила Алёшина, с которыми я еду в одном экипаже, я давно знаю, знаком я со Стефаном Сарразеном, а молодые пилоты мне показались очень позитивными. Я получаю удовольствие от работы с SMP Racing. — Гонки Формулы-1 да и Super GT далеко не такие длительные, как многочасовые заезды WEC — как готовились к этому? — Ничего особенного. Мы едем не по одному, так что на свой отрезок гонки сил хватает, а потом, когда передаёшь машину напарникам, есть возможность восстановить силы. Но, конечно, подготовка к той же суточной гонке во Франции начинается чуть ли не за неделю до старта — переходишь на особую диету, следишь за распорядком дня. Ничего экстремального или сверхъестественного, но от этого зависит многое. И важно, как бы ни складывалась гонка, отдыхать, пока есть время. — Что стало самым сложным в марафонских гонках для вас? — Как я уже сказал, это разница в скорости между машинами разных классов, которые находятся на одной трассе с тобой. И плюс ночные отрезки того же марафона в Ле-Мане. До этого я не имел подобного опыта, когда тебе надо ехать в темноте в том же темпе, что и днём — и так несколько часов. И вокруг полным-полно других машин, от которых ты не знаешь, чего ждать, так что малейшая помарка способна испортить гонку! Гонщики GTE Pro — профессионалы, и с ними ты чувствуешь себя комфортно при обгонах, но в классе GTE Am много новичков и они сосредоточены только на пилотаже, не замечая, что происходит вокруг. И здесь, если ты сам будешь недостаточно внимателен, тебя ждут неприятности. Могу ещё сказать, что поворот и шикана «Форд» в Ле-Мане меня очень впечатлили — очень быстрые, но требовательные участки, от правильного прохождения которых многое зависит. Сама трасса мне тоже понравилась. Я никогда не гонялся здесь раньше и сейчас могу сказать, что мне нравится этот автодром в духе старой школы — ехать здесь интересно и приятно. — Что скажете о прототипах LMP1 в сравнении с болидами Формулы-1 и машинами Super GT? — Ключевое отличие — скорость на прямой. Скорее даже не скорость, а ускорение. Прототипы тяжелее и отличаются меньшей, по сравнению с Формулой-1, мощностью — это ощущается. Поведение в скоростных поворотах похоже, а вот медленные виражи на прототипах проходить сложнее — когда ты сбрасываешь скорость, серьёзно падает уровень прижимной силы и механического сцепления с трассой — машину трудно заправлять в поворот. Для меня, кстати, стал сюрпризом хороший «держак» передних колёс, потому что в Формуле-1 обычно лучше за асфальт цепляются задние — к такому балансу машины пришлось привыкать. Что касается Super GT, то здесь основное отличие с LMP1 тоже в скоростных поворотах — прототипы там гораздо быстрее. Но если взять, например, «Сильверстоун», то машины этих категорий будут ехать круг примерно за одно и то же время. Просто потому, что это техника относительно равного уровня. — Какие гонки, кроме «24 часов Ле-Мана», вы бы отметили для себя в суперсезоне-2018/19? — Ле-Ман по понятным причинам стоит особняком. Но мне очень понравились «6 часов Сильверстоуна». Да, там мы не добрались до финиша, но я всегда с огромным удовольствием выступаю на этой великолепной трассе у себя дома перед домашними трибунами и огромными толпами фанатов — это невероятно. И, конечно, «6 часов Фудзи». Для меня Япония давно стала вторым домом, я там живу и гоняюсь, так что приехать на «Фудзи» — приятный момент. Особенно когда тебя приветствуют болельщики, которые в Японии просто фантастические. Кроме того, мне нравится трасса в Шанхае. И не потому, что там мы впервые в сезоне поднялись на подиуме — ещё со времён Формулы-1 мне очень интересно пилотировать на этом автодроме. — В этом году вы только раз попали в топ-3 на финише — не расстраивает такая результативность? — Для меня и для всей SMP Racing сейчас гораздо важнее проезжать всю дистанцию гонок, будь это 24-часовой марафон в Ле-Мане или 6-часовой заезд в Китае. Накат как никогда важен и для развития BR1, и для меня лично, хотя часть трасс я знаю по Формуле-1: опыт гонок в пелотоне из разных по скорости машин никогда лишним не будет. У нас новая машина и технические проблемы — это нормально, поэтому основная задача — доезжать до финиша. Если удалось сделать это и оказаться на подиуме — просто прекрасно, но в первую очередь всё-таки мы стремимся увидеть клетчатый флаг. — Огорчает, что не удаётся пока опередить Фернандо Алонсо в WEC? — Я рад, что Фернандо оказался в гонках на выносливость — определённо это пошло на пользу всему чемпионату. Но что касается нашей с ним борьбы… У «Тойоты» гибридные прототипы, которые мощнее нашей машины, так что по чистой скорости бороться с ними сложно. Надёжность его команда тоже подтянула, поэтому нам пока рано говорить о чистой по скорости борьбе на трассе. Но если у них возникнут какие-то проблемы с тактикой или технические неполадки, то я не упущу возможности опередить Алонсо! (смеётся). Я счастлив, что он получил возможность выиграть «24 часа Ле-Мана», но «Тойота» к этому шла очень долго. Было бы наивно ожидать, что SMP Racing с новым прототипом сразу же окажется с ними на равных. Как знать, что будет дальше, но пока мы не прямые соперники на трассе. — Как вам в целом атмосфера в марафонских гонках по сравнению с Формулой-1 и атмосфера внутри российской команды? — Сам чемпионат гораздо более демократичный и открытый, чем Формула-1, и мне это нравится. Хотя, конечно, порой ты не ожидаешь увидеть такое количество болельщиков, которые ждут тебя у выхода из моторхоума. Что касается команды, то я не чувствую никаких отличий между российским, британским или каким-нибудь другим коллективом — мы все здесь собрались, потому что любим гонки и хотим добиваться успеха, мы все объединены этой целью и идём к ней. Неважно, кто на каком языке говорит — все прекрасно друг друга понимают. Возможно, потому что мы говорим на английском и лишь часть инженеров общается преимущественно на французском (смеётся). Я получаю огромное удовольствие от работы с молодыми гонщиками и наслаждаюсь атмосферой в SMP Racing. — Тем не менее, вы пропустите гонки в Себринге и Бельгии в 2019 году… — Да, я вынужден это сделать, поскольку этапы WEC пересекаются с активностями в Super GT, а для меня японская серия является приоритетом. Особенно после того, как мы стали чемпионами в 2018-м. Это очень необычное для меня ощущение — прийти в одну из сильнейших гоночных серий мира и с первой же попытки выиграть в ней титул. Но я не теряю связи с «СМП Рейсинг» и буду следить за работой команды. Мы по ходу 2018 года уже достигли немалого прогресса, и я уверен, что парни смогут сделать ещё несколько шагов вперёд к следующим «24 часам Ле-Мана». А там и я вернусь за руль прототипа. Будем надеяться, мы сможем порадовать всех болельщиков из России!