Театральная студия Сергея Соловьёва: начало творческой жизни
Церемония открытия студии САС Режиссёр, продюсер и сценарист Сергей Соловьёв прокомментировал создание своей театральной студии. — Идея создать театр давно пришла мне в голову. И эта идея – некоммерческая. Мной двигало вовсе не желание зарабатывать или, наоборот — тратить деньги. Логика создания моей мастерской неясна с коммерческой точки зрения. Но этого требует художественная жизнь. Все творческие идеи сводятся к одному: оставить что-то после себя. Должен остаться смысл нашего пребывания в этом мире. Расскажу "сагу о возрасте". Не поздно ли мне начинать театр? Нет, не поздно. Сейчас самое время. Потому что начинать что-либо надо именно тогда, когда не сделать этого просто нельзя. Мой знакомый режиссёр, которого я считаю выдающимся — Рустам Хамдамов, долго ничего не снимал, но недавно выпустил картину "Мешок без дна". Я поздравил его, ведь фильм получил разные награды. Но Рустам остался недоволен зрителями: публика была, по его мнению, незрелой. Он полагает, что люди начинают разбираться в жизни после семидесяти лет. Фото: Елизавета Гришанова У людей, которым ещё нет семидесяти — всё впереди. Они только готовятся осознать что-то. Мне бы хотелось, чтобы в моей студии зрителей было поровну: и тех, кому есть семьдесят, и тех, кто младше. Владимир Толстой, журналист и писатель, поделился своими мыслями насчёт торжественного события — открытия театральной студии САС, и отметил, что оно запомнится ещё и потому, что состоялось в Год театра. — Сколько бы времени ни прошло, мы будем говорить: "Театр Сергея Соловьёва открылся в Год театра". Сергей Александрович воспитал немало выпускников: они дождались этого счастливого дня, когда появились эти стены, в которых можно реализовать творческие замыслы и планы. Открытие театральной студии — это только начало. Сергей Соловьёв рассказал немного и о репертуаре нового театра, в котором есть уже десять готовых спектаклей. — По душевному посылу эти спектакли — выдающиеся. Идей много, и воплощать их есть огромное желание. Например, ребята однажды позвали меня в аудиторию, чтобы я посмотрел их новую постановку. Они сами, без всякой педагогической помощи, создали спектакль по произведению Геннадия Шпаликова. Думаю, что сегодняшний день для него был бы подарочным: ведь мы будем ставить на сцене его творчество. Фото: Елизавета Гришанова Также мы будем работать с произведениями Теннеси Уильямса, Михаила Лермонтова, Антона Чехова и другими. На днях мы сыграем спектакль "Иваноff" по Чехову. Над этой постановкой я трудился 55 лет — репетиции начались в 1963 году и только недавно закончились. Сергей Соловьёв рассказал о новаторских введениях в своей театральной студии. — Главное, чтобы революционных изменений на сцене не было заметно. Их, конечно, надо вносить, но делать это нужно аккуратно и плавно. Гостей, которые присутствовали на открытии театральной студии САС, пригласили на второй этаж Императорского яхт-клуба, где состоялся вернисаж фотовыставки со снимками с кинопроб и кадрами из фильма авторства Сергея Соловьёва "Анна Каренина". Выставка "Анна Каренина". Фото: Елизавета Гришанова Завершилась церемония открытия театральной студии САС показом спектакля "Княжна Мэри" по мотивам одноимённой главы из повести Михаила Лермонтова "Герой нашего времени" в постановке и сценографии молодого режиссёра Татьяны Самбук. — Ко мне в течение месяца подходила эта девушка с просьбой посмотреть её постановку, — говорит Сергей Соловьёв. — Я сначала отказывался. Потом я спросил у коллег, кто она. Выяснилось, что я сам пригласил её из Санкт-Петербурга совершенствоваться в режиссуре. И тогда я согласился посмотреть её спектакль, который она с собой привезла: по произведению одного знаменитого автора-эмигранта начала XX века. Сын этого автора препятствует постановкам по сочинениям отца. Я предупредил об этом Татьяну и сказал, что показ будет закрытым в учебном театре. Она согласилась, и я увидел её замечательный спектакль с отличной актёрской работой. Это была прекрасная постановка: я даже начал сомневаться в том, что Татьяна сама её создала. Ранее я придерживался мнения, что человек не может так хорошо поставить произведения этого автора. После этого я попросил Татьяну поставить спектакль по Лермонтову, и срок ей отвёл в две недели. Она справилась с этой задачей: постановка получилась тонкой, чуткой — она создавалась буквально на моих глазах. Нельзя не отметить, что у Татьяны не было специального образования: она окончила библиотечный институт в Санкт-Петербурге. Сцена из спектакля студии САС в постановке Татьяны Самбук "Княжна Мэри" по одноимённой главе из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Александр Анохин (Печорин), Денис Власенко (Грушницкий), Александра Саламахина (Княжна Мэри), Людмила Стрекалёва (Княгиня Лиговская). Фото: Елизавета Гришанова "Княжна Мэри": Лермонтов вне времени Спектакль Татьяны Самбук отличался напряжённой актёрской игрой, которая раскрывала мятежный дух лермонтовских героев, и интересными сценическими решениями. Например, когда Вера (Василиса Чербаджи) изменила с Печориным (Александр Анохин) старику-мужу, у него на голове появились рожки из длинных сухих веточек. На сцене они служили не только символом измены, но его старости, непригодности к супружеской жизни. Показан и весь драматизм жизни Веры с немощным хромым стариком (Богдан Кияшко), у которого от подагры трясутся конечности — недаром так детально проработан эпизод, где она заботливо кормит его кашей из тарелки. Сцена из спектакля студии САС в постановке Татьяны Самбук "Княжна Мэри" по одноимённой главе из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Василиса Чербаджи (Вера), Богдан Кияшко (муж Веры). Фото: Елизавета Гришанова В сцене дуэли Печорина и Грушницкого (Денис Власенко) нет "киношной" эффектности — зато присутствует психологическое напряжение. Актёры сидят на стульях рядом и по очереди стреляют не друг в друга, а вдаль. Гремит выстрел, главный герой получает ранение в ногу, и доктор Вернер (Трофим Корчинов), его секундант, наклеивает ему лейкопластырь на колено. Когда стреляет Печорин, Грушницкий обнажает грудь, и зрители видят на ней большую окровавленную точку. Печорин тут же после своего выстрела быстро и равнодушно встаёт и уходит, оставив после себя пустой стул. Грушницкий тоже уходит, но на его стуле остаётся скомканная шинель, которую бережно берёт женщина и со скорбным лицом прижимает её к себе, обнимает как человека… Сцена из спектакля студии САС в постановке Татьяны Самбук "Княжна Мэри" по одноимённой главе из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Александр Анохин (Печорин), Денис Власенко (Грушницкий). Фото: Елизавета Гришанова Оформление спектакля создаёт ощущение, что герои находятся как бы "вне времени". На столе стоит радиоприёмник из XX века, бал у княгини Лиговской (Людмила Стрекалёва) — это дискотека с современной музыкой и потасовкой, а княжна Мэри (Александра Саламахина), которая изображена как избалованная девушка XXI века со своими причудами: "любит кофе с корицей, ваниль и его", носит наушники. Общение представителей высшего света на водах напоминает молодёжные "кухонные посиделки" — с философскими беседами и сигаретным дымом. Костюмы выполнены в строгом стиле, без претенциозности, присущей современной моде. Это несомненный плюс постановки — так подчёркнуто, что персонажи спектакля принадлежат классической эпохе. Сцена из спектакля студии САС в постановке Татьяны Самбук "Княжна Мэри" по одноимённой главе из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Александра Саламахина (Княжна Мэри), Александр Анохин (Печорин). Фото: Елизавета Гришанова Созданный режиссёром "временной микс" с деталями из разных веков не нарушает атмосферы произведения Лермонтова — вероятно, это и есть "плавная революция" на сцене, о которой говорил Сергей Соловьёв. "Большому" и "серьёзному" театру есть чему поучиться у тех, чья театральная деятельность только начинается.