Песок, жара, скорость: как белорусы выступили на ралли «Дакар-2019»
Ежегодный ралли-марафон «Дакар» не просто так считается одним из самых экстремальных заездов в мире. Для того, чтобы добраться до финиша, участникам приходится преодолевать почти 5 тысяч километров трассы, проходящей через пустыни, горные утесы и русла рек. О том, каким выдался заезд 2019 г. для одного из главных символов белорусского машиностроения, читайте в материале «Евразия.Эксперт». Фото: maz.by Битва сильнейших Трансконтинентальный ралли-марафон, который каждый год объединяет миллионы зрителей, был создан французом Тьерри Сабином в 1978 г. Свое название марафон получил из-за места проведения – до 2009 г. ралли стартовало или оканчивалась в Дакаре, столице Сенегала. Несмотря на то, что с 2009 г. гонка проходит в Южной Америке, название оставили прежним, как часть традиции. В «Дакаре» принимают участие заводские команды с профессиональными спортсменами и простые любители. Примечателен тот факт, что вторых намного больше, и в некоторые годы их количество достигало порядка 80% от всех участников. Несмотря на масштабность гонки, ее сложно сравнить с Чемпионатом мира по классическому ралли. Чемпионат (WRC) включает в себя несколько этапов, которые проходят в разных странах, а победитель определяется по сумме баллов. «Дакар», как правило, проводится в начале года и завершается прибытием команд на финиш. Вся дистанция разбивается на участки, а победителями становятся те, кто преодолел непростой маршрут за самое короткое время. Ход гонки Белорусский «МАЗ-СПОРТавто» уже в восьмой раз принимает участие в ралли-рейде «Дакар». В прошлом году команда впервые завоевала серебро гонки, уступив лишь российскому КАМАЗу. В отличие от маршрута прошлого года, этот марафон прошел по территории лишь одной страны, а стартовал и завершился в Лиме (Перу). Продолжительность ралли составила 11 дней. Итогом стало вхождение в десятку лучших. МАЗ Сергея Вязовича стал шестым, камион Александра Василевского занял восьмое место. На одиннадцатой строчке рейтинга завершил гонку Алексей Вишневский. «МАЗ-СПОРТавто» стала одной из немногочисленных команд, которая преодолела ралли в полном составе, не потеряв ни одного экипажа на пути к финишу. Фото: maz.by Финальный заезд, как и предполагалось, не оказал сильного влияния на положение экипажей в турнирной таблице. Специальный участок протяженностью 112 км участники преодолели без особых трудностей, не дав ни малейшего шанса занять свои позиции соперникам. В итоге Александр Василевский показал восьмое время, а Сергей Вязович – десятое. Отставание от пятого места составило всего 14 минут, но его отыграть не получилось. Чемпионом стал экипаж «КАМАЗ-мастера» под управлением россиянина Эдуарда Николаева, который опередил самый быстрый МАЗ на 6 часов 39 минут. На втором месте – его партнер по команде Дмитрий Сотников. Третье место занял участник из Голландии Жерар де Рой на Iveco. Обогнать белорусов также удалось представителям Аргентины (Федерико Виллагра) и Чехии (Алеш Лопрайс). Фото: maz.by Покорить весь маршрут «Дакара» – уже само по себе достижение, ведь более половины экипажей в классе грузовиков сошли с гонки в этом году. По итогу МАЗ Александра Василевского преодолел марафон на восьмой позиции, с отставанием от победителя более чем на 10 часов. Экипаж преодолел все этапы относительно ровно и без серьезных инцидентов. Несмотря на ночевку в пустыне, экипаж Алексея Вишневского не сошел с гонки, а проехал до самого конца и занял 11-ое место, проявив действительно спартанский характер. «Гонка неплохо складывалась для нас в первой части маршрута, но потом уже пошли такие приключения, что на финише нет слов и эмоций. Но это «Дакар», и с каждым годом он становится все сложнее», – так прокомментировал итоги Алексей Вишневский. «Дакар 2019» действительно подтвердил негласный статус «гонки на выживание». По словам белорусских экипажей, настолько изматывающего и напряженного марафона у них еще не было. По уровню сложности ралли превзошло даже юбилейный марафон прошлого года. Несмотря на то, что количество этапов уменьшилось до десяти, почти все они проходили по песчаным участкам с дюнами, в условиях полного бездорожья. Из-за этого значительная часть команд застревала в песчаных воронках и путалась в навигации, а техника давала сбои в самые непредсказуемые моменты. Фото: maz.by Почти все неудачи белорусских экипажей связаны с человеческим фактором. В песчаных ловушках побывали все белорусы, но сумели из них выбраться – самостоятельно или при помощи партнеров по команде. Не обошлось и без повреждений техники – на девятом этапе МАЗ Алексея Вишневского финишировал с повреждениями: на трассе в него врезался грузовик Tatra, которым управлял чех Мартин Коломы. Впрочем, это не помешало экипажу добраться до финиша с хорошим временем. «Мы были в каменистом горном ущелье, перевалились через перекат и там нас ждал второй резкий подъем, где мы остановились задом вверх. Буквально через пять секунд в нас врезался Мартин Коломы, сильно разбив нам автомобиль. МАЗ Василевского приехал чуть позже и вытянул Tatra, чтобы мы могли выехать», – так описал ситуацию Алексей Вишневский. «Надо признать, мы ошибались. А вот техника нас приятно порадовала. МАЗы проявили себя как одни из самых выносливых грузовиков на планете. Даже после серьезных падений в песках они продолжали ехать, преодолевая огромные дюны. Сложно представить более совершенные машины», – отметил Сергей Вязович. Фото: maz.by Пилот Александр Василевский обращает внимание суровые условия гонки: пески, высокие дюны и множество других препятствий. «МАЗ показал себя с лучшей стороны: наш экипаж прошел всю гонку без единой поломки, если не считать проколы колес. Кстати, 17 января у меня день рождения, и нет большего счастья, чем встретить его на подиуме в десятке лучших экипажей самой серьезной гонки в мире», – сказал Василевский. В чем белорусским участникам «Дакара» действительно не было равных, это в помощи соперникам во время ралли. МАЗы смогли вытащить из песчаных дюн КамАЗ Айрата Мардеева, Iveco Жерара де Роя и даже мотоцикл одной из гонщиц. Подготовила Ксения Волнистая