Food Porn, пиво и миллионы долларов: как Америка готовится к Супербоулу?
Житель Брайтон-Бич Влад Спектор немного расстроен: в этом году его любимая команда New York Giants не дошла до финала. Русский болельщик американского футбола с гордостью демонстрирует вещи, которые собирал долгие годы: футболки, бейсболки — в его коллекции есть даже покрывало с логотипом NY. Но вне зависимости от успеха команды, вот уже 14 лет Влад не пропускает Супербоул. В это воскресенье он вновь включит телевизор: до Атланты добраться не удалось. Влад Спектор, болельщик: «Очень дорого! Очень дорого! Средняя стоимость самого дешевого билета — $3200, плюс перелет, невменяемые цены на гостиницы. Супербоул — это праздник, это как мини-олимпийские игры». В этом году в финал вышли Rams из Лос-Анджелеса и New England Patriots из Бостона. Как раз за последних и собирается болеть Влад. Влад Спектор, болельщик: «Хочется уже отдать дань уважения Тому Бреди — для него это девятый финал — просто какой-то невероятный показатель! Он уже будет однозначно внесен в зал футбольной славы. Хочется, чтобы он напоследок уже выиграл и ушел на пенсию». О предстоящей игре и игроках Влад может рассказывать часами, но на русской улице Америки его любовь к американскому футболу понимают не все. Влад Спектор, болельщик: «Есть легкая ирония среди русскоязычных. Особенно более взрослого поколения. Они говорят: футбол —это европейский футбол — в него играют во всем мире, а это — непонятно что». Как минимум 103 млн американцам — вполне понятно. Именно столько будут смотреть в этом году финальный матч Национальной футбольной Лиги. В нью-йоркских барах мест почти не осталось. К примеру, в некоторых заведениях Бруклина столики забронировали еще в начале января. Магазины подарков и сувениров в Нью-Йорке тоже готовятся к Супербоулу. Шерон Хорсквитс открыла свой магазин 40 лет назад. Бизнесвумен признается: любовь жителей Нью-Йорка к Супербоулу помогает ей зарабатывать десятки тысяч долларов ежегодно. Шерон Хорсквитс, владелец магазина «Мы продаем сотни надувных шаров. В том числе для отелей, ресторанов и частных домов. Это хороший бизнес — мы любим футбол. Мы бы конечно хотели, чтобы в Супербоуле оказалась наша домашняя команда — нью-йоркская команда — но не получилось. Когда играет наша команда, конечно, продажи у нас намного лучше!» Совсем другие деньги сейчас крутятся в Атланте, которая принимает Супербоул. Финалисты встретятся на теперь уже знаменитом стадионе — Mercedes-Benz Stadium. На строительство комплекса потратили $2 млрд. И оно того стоит. стадион Mercedes-Benz Stadium Фотография: David Goldman / AP Супербоул — это не просто соревнование брутальных, крепких мужчин. Это самая дорогая реклама. Традиционно здесь соревнуются не только спортсмены, но и создатели 30-секундных рекламных роликов: $5 млн за размещение. На этот раз зрители увидят креатив от 53-х компаний, среди которых есть и новички. Малоизвестная компания по производству полуфабрикатов Devour решила заявить о своей продукции провокацией. Ее ролик называется Food Porn. Что из этих 60 секунд продуктового разврата войдет в эфир рекламы на Супербоуле сказать сложно, но обычно ролики не превышают полминуты и рассчитаны на то, что финал американского футбола смотрят и дети. А чипсы Doritos теперь их точно должны попробовать поклонники группы Backstreet Boys. В борьбе за оригинальные идеи поборются и давно известные бренды. В рекламе Pepsi участвуют популярная певица Карди Би и рэппер Лил Джон. С Pepsi естественно соревнуется Coca-Cola. Но здесь создатели обошлись без звезд. Идея довольно простая — мы все очень разные, но нас объединяет любовь, в частности любовь к Coca-Cola. Именно этот ролик покажут перед исполнением гимна на Супербоуле. Финансовый аналитик Игорь Новогородцев уверен, что и без того раскрученные гигантские компании вряд ли участвуют в матче в погоне за прибылью. Здесь как раз имидж — всё. Игорь Новогородцев, финансовый аналитик: «Это обычно основание того, что у компании дела идут хорошо и у них есть деньги, значит, на то, чтобы потратить на Супербоул. Но, опять же, большинство компаний такие большие, что даже потратить десять-пятнадцать миллионов на Superbowl commercial для них ничего не значит». По статистике 25% зрителей смотрят Супербоул не ради футбола, а ради звезд. В 2019-м участники группы Maroon 5 станут главными героями программы, на сцену выйдут рэперы Тревис Скот и Биг Бой. Гимн исполнит семикратная обладательница премии «Грэмми» Глэдис Найт. А вот популярная певица Рианна от приглашения отказалась — звезда решила поддержать футболиста Колина Каперника. Именно он в 2016-ом на одном из отборочных матчей во время исполнения национального гимна преклонил колено в знак протеста против расизма. Так родился флэшмоб: футболисты демонстративно осуждают политику президента. Дональд Трамп обвинил Каперника и его последователей в неуважении к гимну и призвал уволить всех нарушителей. Через два года НФЛ запретил игрокам повторять поступок спортсмена. Главный соперник Колина Камперника, сидящий в Белом доме, убежден: выпад футболиста привел к снижению рейтинга столь важного для страны вида спорта. Голливудский продюсер Леонард Яновский с Трампом согласен. Леонард Яновский, голливудский продюсер: «Посещаемость и рейтинг футбола, американского футбола, в прошлом году упали чуть ли не на 20% Когда, например, спортсмен не встал под флаг, и вы пришли с детьми, у вас дети начинают спрашивать: „Папа, а почему вот этот спортсмен, которого мы все так любим, он не встал, когда пели гимн?“ А вам это не надо, вы пришли смотреть игру, вы заплатили большие деньги и вам нужно отдыхать с семьей, а не слушать все это». Фотография: David Goldman / AP И все же миллионы американцев считают Супребоул настоящим праздником. В этом году трансляцию в прямом эфире будет вести телеканал CBS, который планирует заработать на матче как минимум полмиллиарда долларов. Многие любители американского футбола собираются смотреть Супербоул дома: меню воскресной спортивной вечеринки известно всем болельщикам! В продуктовую корзину большого спортивного события входят чипсы, специальный соус, булки и сосиски для хот-догов, куриные крылышки и алкоголь. В воскресенье под матч в Америке выпиваются реки, если не сказать — моря пива. Огорчает болельщиков Супербоула лишь одна неприятная деталь: вне зависимости от количества выпитого и результатов матча, в понедельник всем им придется идти на работу.