«Новые стадионы поспособствовали росту посещаемости в российском футболе» – бразильское издание об эффекте ЧМ

Было немало людей, полагавших, что эффект от проведения Кубка мира-2018 в России не продлится долго. Однако спустя полгода скептикам пришлось признать очевидное: на стадионах, построенных к турниру, были зарегистрированы поразительные цифры посещаемости. Больше 22 тысяч болельщиков в Волгограде, около 20 тысяч в Нижнем Новгороде и почти 15 тысяч в Саранске – для команд, представляющих второй по силе дивизион страны. Нынешний сезон стал абсолютно рекордным в плане зрительского интереса. У клубов из этих городов есть одна общая история: их домашние стадионы были построены к чемпионату мира-2018. В российской Премьер-лиге контраст в сравнении с предыдущими сезонами оказался не столь разительным, однако и здесь можно встретить любопытные случаи. Например, «Ростов», средняя аудитория домашних матчей которого достигла показателя в 30 244 зрителя, что позволило представляющему этому клубу войти в группу самых посещаемых команд страны. Коллектив, который располагается на седьмой строчке в таблице высшего дивизиона российского чемпионата, по показателю зрительского интереса пока еще серьезно уступает «Зениту» из Санкт-Петербурга, который на своей громадной «Газпром-Арене», открытой в 2017 году, в среднем собирает по 50 тысяч болельщиков. Относительно цифр, зарегистрированных в прошлом сезоне, средняя посещаемость матчей Премьер-лиги выросла на 30%, зафиксировавшись на отметке в 17 тысяч зрителей. С самого старта сезона 2018/19 российские СМИ щеголяют фотографиями наполненных современных арен приятной наружности, контрастирующей с видами стереотипных советских стадионов. Новые дома российских клубов также помогают задвинуть на второй план такие горести местного футбола, как маленькая результативность и отсутствие хороших результатов в еврокубках. В конце августа прошлого года матч в Нижнем Новгороде, где местная команда принимала «Авангард» из Курска, посетили более 31 тысячи человек, что стало рекордом для второго эшелона российского футбола. «Сейчас футбол во всей стране, в том числе и в Нижнем Новгороде стал популярнее. Люди хотят приходить на матчи, проводить время на стадионе. Наша арена располагается не так далеко от центра города, так что для многих стадион стал таким же местом проведения досуга, как и другие популярные места», – говорит спортивный журналист Алексей Рокотов, проживающий в Нижнем Новгороде. Способствуют росту интереса к футболу со стороны жителей города-миллионера и привлекательные цены – билеты на матчи стоят всего от 200 до 400 рублей (от 2,5 до 5 евро). Избежать появления «белых слонов» – стадионов, заброшенных после завершения больших турниров, было главной целью России по окончании Кубка мира, который был сыгран всего четыре года спустя после сочинской Олимпиады, получившей немало критики в связи с большими затратами на ее проведение. Не является сенсационным тот факт, что российский футбол живет главным образом за счет государственных средств. «Футбол в России не может быть вне политики», – говорит руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA Кирилл Кулаков. Государство планировало, что построенные к Кубку мира стадионы впоследствии будут принимать матчи высокого уровня. Нижегородская команда, например, была спасена от банкротства благодаря вмешательству местных властей, которые стараются вывести клуб в высший дивизион. В этих целях еще в октябре 2018 года губернатор региона Глеб Никитин пообещал, что снизит налоги на предприятия, которые окажут команде финансовую поддержку. Чтобы не пустовал сочинский стадион «Фишт», властям пришлось принимать решение о переезде одного клуба в другой город. Находившееся в тени «Зенита» скромное санкт-петербургское «Динамо» оказалось перед необходимостью сменить холодный балтийский берег на субтропический климат черноморского курорта. Так и появился ФК «Сочи», сейчас выступающий во втором по рангу дивизионе России. Однако заработать народную любовь для новообразованного клуба оказалось делом не из простых: редко когда «Сочи» собирает больше 2 тысяч человек на 47-тысячной арене. Но заполнить стадионы – не самая сложная задача. Совершенно иная история – оплачивать содержание арен, и именно этот вопрос вызывает дрожь в некоторых регионах с серьезными экономическими проблемами. «Изначальный план состоял в том, чтобы по окончании мундиаля стадионы перешли в ведение регионов и муниципалитетов, а затем были приватизированы, если какой-либо из клубов попросит об этом», – объясняет Кирилл Кулаков. В большинстве этих регионов сейчас стараются отсрочить момент поступления стадионов на их баланс, ведь затраты на содержание каждой из арен оцениваются во внушительные суммы от 2,6 до 3,9 миллиона евро в год. Государство рассчитывало, что построенные к чемпионату мира арены будут переданы на баланс регионам в конце 2018 года, однако в декабре министр спорта России Павел Колобков заявил о том, что это случится в июне 2019-го. «Для некоторых регионов, у которых нет своего клуба в высшем дивизионе, стадионы превратились в проблему, ведь их строили впопыхах, совершенно не задумываясь о том, чтобы будет после Кубка мира», – резюмирует Кулаков.

«Новые стадионы поспособствовали росту посещаемости в российском футболе» – бразильское издание об эффекте ЧМ
© Inoprosport