Войти в почту

"Мама просит ездить потихонечку". Мотогонщица из России, дважды покорившая "Дакар"

"Дакар" можно сравнивать с полем битвы, в которой некоторые твои товарищи полегли", — говорит Анастасия Нифонтова. В 2019 году мотогонщица стала первой женщиной в истории, сумевшей преодолеть всю дистанцию ралли в классе Original by Motul. Это сложнейший зачет "Дакара", где гонщик в буквальном смысле остается предоставлен самому себе, — помощь механиков запрещена. Нифонтова родилась в США в семье инженеров — отец в то время работал в Вашингтоне на строительстве советского посольства. Когда Анастасии было три года, семья вернулась в Москву. Девочка училась в школе, играла на скрипке, занималась горными лыжами, где доросла до кандидата в мастера спорта. Гонщица, лингвист, кинооператор Скорость и экстрим привлекали Анастасию с рождения. "Родители мне потом рассказывали, что даже когда я была маленькой и еще не умела говорить, мои ручонки уже тянулись к мотоциклу, — вспоминает Нифонтова. — Какая-то непонятная внутренняя тяга была еще тогда. А когда я подросла и занималась горными лыжами, то все равно смотрела в сторону мотоцикла. Мне очень хотелось иметь свой. Но в то время заниматься мотоспортом было непросто в условиях, когда практически все мотоклубы развалились. А об участии в гонках оставалось только мечтать". Когда Насте исполнилось 15 лет, родители подарили ей "Тулу" — маленький дорожный мотоцикл на толстых колесах, чтобы дочь каталась на даче по полям и тропам. Серьезно заниматься мотоспортом на такой технике, конечно, было нельзя. Но в 19 лет Нифонтова нашла подработку в мотосалоне, где познакомилась с настоящими гонщиками. Вскоре у нее появился и нормальный мотоцикл — Yamaha. Год спустя Анастасия дебютировала в мотогонках на этапе чемпионата России по ралли-рейдам "Баха Селигер — 1999". Родители относились к увлечению дочери благосклонно. "Они меня всегда поддерживали и всегда волновались, — рассказывает спортсменка. — Мама, когда отправляет меня на гонки, говорит, чтобы я ехала потихонечку, и спрашивает, когда мне это все наконец надоест. Но сейчас она уже смирилась. Что касается папы, то он всегда помогал и поддерживал. Собственно, они же купили мне самый первый мотоцикл. И это говорит о многом, я считаю". До поры до времени участие в мотогонках было для Нифонтовой чем-то вроде хобби. Когда встал вопрос о будущем, на семейном совете было решено, что иностранные языки везде нужны. Настя окончила иняз имени Мориса Тореза, но еще со старших классов мечтала о трудной, суровой и совсем не женской профессии кинооператора. Нифонтова поступила во ВГИК, окунулась в съемочный процесс и снимала кино, параллельно воспитывая дочь Марию, родившуюся в 2003 году. Мотоцикл был продан. Выход на международный уровень В мотоспорт Нифонтова вернулась только в 2006 году — позвали друзья. "Когда я получила это приглашение, у меня, можно сказать, внутри все всколыхнулось, — рассказывает гонщица. — Я поучаствовала в женских гонках по мотокроссу, где занимала призовые места. В 2008-м я целый год участвовала в чемпионате России по супермото, где приходилось соревноваться с мужчинами из-за отсутствия девушек. Тогда я стала третьей по итогам сезона". Гонщица признается, что когда только пришла в мотоспорт, далеко не все коллеги-мужчины всерьез отнеслись к новенькой. "Не скажу, что меня кто-то обижал, но косые взгляды иногда на себе ощущала, — отмечает Нифонтова. — В этих взглядах не было какого-то пренебрежения. Просто думали, наверное, обо мне, что девочка нашла себе новое развлечение, которое скоро ей наскучит. Думали те люди, которые считают, что девочкам надо сидеть на кухне, а не гонять на мотоцикле". В 2009 году спортсменка вернулась в ралли-рейды — гонки на длинные дистанции по пересеченной местности, которые называет своим любимым видом. В 2013 году Нифонтова стала вице-чемпионкой России по ралли-рейдам среди мужчин — женщины в соревнованиях участия не принимали. Тогда она поняла, что пора выходить на международный уровень. "Мне очень хотелось поездить в серьезных гонках", — вспоминает мотогонщица. В 2014 году Анастасия впервые приняла участие в Кубке мира, став серебряным призером в женском зачете по итогам сезона (с отставанием всего на одно очко от шестикратной чемпионки). Но главные вызовы были впереди. В конце этого же года Нифонтова отправляется на ралли-марафон Africa Eco Race. Гонка проходит по маршруту классического "Дакара" через Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Сенегал с финишем у берега красивейшего Розового озера в Дакаре. После двух недель борьбы россиянка одержала победу в женском зачете и показала шестой результат среди мужчин в своем классе. После такого успеха гонки у Нифонтовой пошли одна за одной. В 2016 году она еще раз проехала Africa Eco Race, но получила серьезную травму. "Я добралась, конечно, до финиша и стала второй в женском зачете, но за два дня до этого повредила позвоночник, поэтому доезжала как могла. Потом полгода восстанавливалась", — рассказывает она. Как раз в тот момент у гонщицы появились партнеры и спонсоры, которые предложили ей поехать на первый в карьере "Дакар" — легендарный ралли-марафон, проводящийся с 1978 года. "Конечно, был не самый удобный момент, потому что полгода я только и делала, что восстанавливалась после тяжелой операции и толком не была готова. Но, естественно, от такого предложения не отказалась", — говорит Нифонтова. Так, в 2017 году спортсменка стала первой в истории россиянкой, принявшей участие в "Дакаре". Этот ралли-рейд не зря именуют "гонками со смертью" — до финиша обычно добирается меньше половины участников. Не редкость и летальные исходы. За всю историю "Дакара" погибло свыше 70 человек — 28 гонщиков (из них 19 были мотоциклистами), 27 зрителей, десять техников и шесть журналистов. Труднейший маршрут легендарной гонки длиной 9 тыс. км проходил через Парагвай, Аргентину, Боливию. Нифонтова справилась со всеми сложностями и заняла второе место в женском зачете. Возвращение на "Дакар" После первого "Дакара" у гонщицы был перерыв в масштабных гонках. Она участвовала в различных российских соревнованиях, даже пробовала силы в ралли-рейдах на автомобиле — и весьма успешно. В прошлом году Анастасия заняла четвертое место в категории "Стандартные автомобили" на Toyota Land Cruiser 200 в гонке "Северный лес" — первом этапе чемпионата России и этапе Кубка мира. "Все это меня подзадорило, хочется дальше продолжать выступать и на автомобилях. Думаю, со временем окончательно пересесть с мотоцикла на машину", — говорит спортсменка. Но в то же время Анастасия не переставала думать о камбэке — Нифонтову вновь манил "Дакар". Не секрет, что участие в этом ралли-марафоне — весьма и весьма дорогое удовольствие. Общая сумма затрат — стартовый взнос, стоимость доставки техники во Францию, запасные части, штрафы и многое-многое другое — под €100 тыс. При этом призовой фонд составляет скромные в сравнении с этой цифрой €58 тыс. и делится между всеми участниками. Но на "Дакар" едут вовсе не ради денег. Идея выступить в 2019 году в зачете Original by Motul возникла именно из-за финансовой стороны вопроса. Участие в гонке без помощи механиков позволяет значительно сэкономить. "Это было максимальное испытание, тем более что я уже один раз выступала на "Дакаре" и проехала до конца. Обычной гонкой особо никого не удивишь. Поэтому решили с партнером установить новую веху, после чего заявили меня в этот зачет", — рассказывает россиянка. К жесточайшему испытанию спортсменка готовилась на протяжении всего прошлого года. "Понимала, что буду выступать в "жестком зачете", и максимально подняла планку. В течение всего сезона приходилось заниматься в зале с тренером. Ближе к зиме ездила на сборы в Арабские Эмираты. И считаю, что достаточно хорошо подготовилась и подошла к "Дакару" в полном порядке", — отмечает Нифонтова. "В сутки спала по два часа" В 2019 году гонка проходила с 6 по 17 января. Впервые в истории маршрут ралли-рейда пролегал целиком по территории одной страны — Перу. Старт и финиш состоялись в столице государства Лиме. Одной из главных сложностей, с которыми на сей раз столкнулась россиянка, стала изнуряющая нехватка сна. "Очень сложно ехать в условиях постоянного недосыпа, на сон мне оставалось в сутки по два часа, — говорит она. — Это очень тяжело. И вообще, этот "Дакар" мне труднее дался больше морально, чем физически. Ты один, и отвечаешь за все сам: за техническое состояние мотоцикла, место ночлега". После девяти часов езды по бездорожью Нифонтова приезжала в лагерь, где на земле валялись ящик с запчастями, сумка и мешок с палаткой. К тому моменту сил у гонщицы уже не было, но ей надо было организовать себе спальное место, поставить палатку, надуть матрас и между всем этим умудриться успеть поесть, сходить в душ и главное — починить мотоцикл. "Ты возвращаешься вечером и уже хочется дико спать, просто лечь и не шевелиться, — рассказывает гонщица. — А на это все уходит куча времени. И ты все время думаешь, докрутила ли ту или иную гайку на мотоцикле? Короче говоря, голова все время в работе, тело тоже устает. И это все, конечно, выматывало колоссально". Один раз спортсменку чуть не переехал грузовик. "После этого со мной чуть истерика не случилась. Испытала шок — на тебя сверху падает девятитонная железная штука, а ты понимаешь, что убежать никуда не сможешь. Даже для меня, человека, который может совладать со своими эмоциями, это был стресс", — вспоминает россиянка. Еще раз Нифонтова заблудилась из-за трудных погодных условий, когда из-за тумана с пылью видимость была почти нулевой. И это лишь малая часть тех опасностей, с которыми гонщица сталкивалась каждый день. Легко может сложиться иллюзия, что профессиональные мотогонщики — люди, которым неведомо чувство страха. Но это совсем не так, по крайней мере на "Дакаре". "Конечно, было страшно участвовать, но ты стараешься об этом не думать, — признается Анастасия. — Другое дело, когда едешь под 160 и видишь, как медики грузят в вертолет тех, кто разбился в пути и еле шевелится. После таких картин мурашки по коже, шок, находишься в подавленном состоянии. В вертолет грузят людей, с которыми ты последней ночью общалась и шутила в лагере, а сейчас они привязаны к носилкам. Эту гонку можно сравнить с полем битвы, в которой некоторые твои товарищи полегли". "Дакар" — это в первую очередь испытание силы духа. Как рассказывают участники и очевидцы, очень многие сходят с дистанции вовсе не из-за поломок техники, а из-за того, что не выдерживают морально. Семья и планы на будущее Из России за успехами Анастасии следили родители и дети (второй ребенок гонщицы, сын Тимофей, родился в 2012 году — прим. ТАСС). "Я с ними созванивалась по мере возможностей из-за разницы во времени. Мама и папа перед компьютером ночами сидят и смотрят трекеры, изучают, кто как ехал. А потом звонят мне и спрашивают детали. Такие ярые спортивные болельщики", — рассказала Нифонтова. Дети спортсменки уже знакомы с мотоциклами и умеют на них ездить. Но ни о каких спортивных достижениях речи пока не идет. Старшей дочери гонщицы 15 лет, она увлечена горными лыжами, а к мотоциклу особого интереса не проявляет. "А сыну, которому шесть лет, все это очень нравится, — говорит Анастасия. — У Тимофея есть маленький мотоцикл, и он вовсю гоняет. Но все в удовольствие, никто не заставляет ребенка тренироваться, отжиматься". Муж спортсменки, Антон Гаврилов, самый верный и надежный ее помощник, механик, координатор и непосредственный участник всех проектов. До встречи с Анастасией Антон руководил гоночной командой, а теперь вкладывает все силы в их общий проект. У гонщицы большие планы. В феврале Нифонтова собирается поехать на этап Кубка мира по ралли-рейдам Dubai International Baja. "И если в гонке "Шелковый путь" будет мотозачет, то у меня есть очень большая мечта его проехать. После этого я планирую принять участие во всех основных ралли-марафонах мира: Africa Eco Race, "Дакар" и "Шелковый путь", — отмечает россиянка. Екатерина Мухлынина, Альберт Стародубцев

"Мама просит ездить потихонечку". Мотогонщица из России, дважды покорившая "Дакар"
© ТАСС