"Живопись в Афгане была самообороной души"

Война в Афганистане — 30-летие окончания которой отмечают на этой неделе ветераны-интернационалисты — для многих ассоциируется с чем угодно, только не с живописью. И, между прочим, зря. Среди афганцев, оказывается, немало настоящих мастеров кисти, карандаша и даже… "чайной" живописи. Корреспондент "Уралинформбюро" побывал на открытии экспозиции работ ветеранов Афганистана "Творчество, рожденное войной", состоявшемся 12 февраля на площадке Екатеринбургской галереи современного искусства. Выставку поддержали муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов "Шурави" и Ассоциация художников-ветеранов локальных войн. Работа Анатолия Хомутинникова На выставке, приуроченной к юбилею вывода войск из Афганистана (отмечается 15 февраля) представлены картины и графика пяти художников, чью юность опалила война "за речкой": Павла Кулева, Евгения Бунтова, Анатолия Хомутинникова, Юрия Полуянова и Александра Елизарова. "Вживую" корреспонденту "Уралинформбюро" удалось пообщаться только с двумя из славной пятерки мастеров: Юрий Полуянов, к сожалению, несколько лет назад ушел из жизни, а Хомутинников и Елизаров обосновались в Санкт-Петербурге и Подмосковье и из-за загруженности не смогли выбраться в Екатеринбург. Композиционное ядро выставки — знаменитая картина художника Сергея Карякина "Память", написанная в 1992 году. Это пронзительное полотно на протяжении многих лет является визитной карточкой экспозиции екатеринбургского музея памяти воинов-интернационалистов "Шурави". Сергей Карякин "Память" (1992) "Творчество на войне было самообороной души. В мирной жизни люди занимаются творчеством больше "от ума". А в Афганистане бывало так, что человек, никогда ранее не бравший в руки кисти и карандаш, вдруг начинал рисовать. Начинали писать стихи ребята, ранее не сочинившие ни строчки. Овладевали музыкальными инструментами люди, не имевшие за спиной даже начального музыкального образования", - говорит участник выставки, поэт и музыкант Евгений Бунтов. Сам Бунтов начинал свои художественные опыты с рисунков в солдатском блокноте — вел своего рода хронику фронтовой жизни, делал колоритные бытовые зарисовки, передавал на бумаге сюжеты из армейского фольклора. Однако, по мнению художника, живопись афганцев — не о боли, ранениях, потерях и вдовах, а о красоте мира, которая сумела сохраниться под пулями. "Наверное, можно считать мою службу в Афганистане неким порталом, через который для меня открылось творчество. Причем это портал не однослойный. Он и для тебя, и одновременно для всего социума. В этом есть какая-то загадка", - уверен мастер. Фрагменты из солдатского блокнота Евгения Бунтова С точки зрения профессионального сообщества, Бунтов — самоучка, но в данном случае это, скорее, комплимент. Ведь он - самоучка-интуит. Художник признается, что рисовать по наитию не только трудно, но и необычайно интересно. "Как будто плывешь по течению своего внутреннего энергетического потока, и его ни в коем случае нельзя сдерживать. Он тебя ведет, ручейками расходится, сходится, прыгает через камушки, в ямку опускается… Я пробовал разные техники — например, составлять рисунок из множества крохотных точек. И уже после войны узнал, что такая техника действительно существует в живописи, называется пуантель", - признается он. Работа Евгения Бунтова в точечной технике "У меня есть работа, которая представляет из себя просто черную точку на белом листе. Я назвал ее "Фрагмент великого". Ведь все в мире по сути состоит из точек, из молекул. А однажды совершено случайно открыл для себя метод рисования чаем по уже готовому карандашному контуру. Так родилась серия картин "Попытка от-чаяния". Не в смысле "все плохо", а в смысле "нарисовано чаем", — улыбается Бунтов. Работа Евгения Бунтова Павел Кулёв во время войны в Афганистане был разведчиком ГРУ (ныне ГУ Генштаба ВС). Не раз ходил в тыл к душманам, замаскировавшись под местного жителя — чтобы выведать, где "залегают" мины, приготовленные бандитами для советских солдат. Страсть к рисованию Кулев имел с детства, однако серьезно заняться живописью получилось только после выхода на пенсию. Сегодня в послужном списке художника — несколько крупных выставок в Нижнем Тагиле, Челябинске, Рязани, Москве и даже в Белграде. Любимый "конек" Павла Кулёва — пейзажи. В основном он отображает красоту уральской природы, но иногда обращается к теме афганской натуры. Восстанавливает ее по памяти или по сохранившимся с военной поры наброскам. Павел Кулёв пишет афганские пейзажи по памяти или по сохранившимся наброскам К теме войны Кулёв время от времени все же возвращается. Иногда - очень жестко, на грани фола. Но это тот случай, когда шокирующий сюжет не только оправдан, но и единственно возможен. "Однажды я выставлял эту картину в одной из экспозиций, и ко мне подошел посетитель и говорит: "Это же про меня и моего друга! Он на моих глазах подорвался на мине, а я вот точно так же лицо закрыл, чтобы не видеть, что от моего друга осталось!" - вспоминает художник. Творчество художников-афганцев традиционно вызывает интерес среди горожан. Поздравить мастеров с юбилейным "почином" пришли вполне гражданские почитатели их таланта. Среди ВИП-посетителей выставки можно было заметить полномочного представителя губернатора Свердловской области в Заксобрании региона Виктора Бабенко. Ему самому в юности пришлось пройти сквозь "горнило" Афгана. Полномочный представитель губернатора Свердловской области в Заксобрании Виктор Бабенко С приветственным словом выступила также заместитель начальника городского управления культуры Елена Трофимова Много в зале было и, разумеется, соратников по оружию и служению музам художников-авганцев. Среди них - сотрудник музея ВДВ "Крылатая гвардия", бард Вячеслав Лобанов. Воспоминания Павла Кулёва и других ветеранов войны в Афганистане читайте в одном из следующих материалов "Уралинформбюро". Евгений СУСОРОВ, Станислав САВИН Больше фотографий - в разделе "Медиа"

"Живопись в Афгане была самообороной души"
© Уралинформбюро