Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы

Центральной темой этого моноспектакля-лекции стала дуэль Пушкина с Дантесом, которой предшествовал ряд событий, прямо или косвенно на неё повлиявших. Декорация на сцене оставалась неизменной на протяжении всего действия: накрытый стол с настоящими напитками и закуской и три стула, на которых сидели выступающие в моноспектакле, время от времени вставая. На протяжении всей первой части действия менялись только изображения на слайдах, связанные с биографией Пушкина — в основном портреты тех, кто так или иначе был связан с судьбой и жизнью поэта с придворным званием камер-юнкера, позволявшим посещать Аничков дворец. Это звание не соответствовало возрасту Пушкина, так как обычно оно присваивалось двадцатилетним юношам, начинавшим карьеру при дворе. Но поскольку государь хотел видеть на придворных балах Наталью Николаевну, пришлось присвоить её мужу такое звание, а камергером он не мог быть, так как имел чин титулярного советника. Фото: Елизавета Гришанова Согласно табели о рангах, звание камергера присваивалось лишь тем, кто имели чин статского советника и выше. Поэтому 35-летний Пушкин получил низкое придворное звание, приведшее в замешательство тех, кто вел следствие по делу о его гибели. В документах ошибочно значилось, что Пушкин – камергер. Никто не мог поверить, что в такие зрелые годы Пушкин — камер-юнкер. Александр Кибовский, зачитывая выдержки из различных документов, связанных с трагической гибелью поэта, рассказывал, почему на самом деле произошла дуэль, отмечая и общие заблуждения людей по этому поводу — в том числе и школьных учителей, полагавших, будто бы Пушкин сам вызвал на дуэль Дантеса, хотя всё было иначе. Пушкин сначала написал желчное, язвительное письмо Геккерену. Такой поступок был спровоцирован самим же Геккереном, после чего Дантес прислал к Пушкину своего секунданта д`Аршиака с запиской, вызывавшей поэта на дуэль. Пушкин без колебаний принял этот вызов и даже не стал читать эту записку, где говорилось об условиях дуэли. Любопытен и тот факт, что по паспорту Жорж Дантес значился как "Егор". Фото: Елизавета Гришанова Из любопытных фактов, связанных с судьбой и гибелью Пушкина, и состоял моноспектакль, в котором "главную роль" исполнял Александр Кибовский, Евгений Богатырёв лишь изредка вносил дополнения, а Иосиф Райхельгауз задавал вопросы. На сцене не было актёров — создатели спектакля решили выступать не в роли персонажей, а в роли собеседников друг с другом и зрителями, добавлявшими изредка комментарии из зала, особенно когда зачитывали строки из "Евгения Онегина" о дуэли Ленского с Онегиным. "Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина" — скорее театральный вечер, чем моноспектакль. Однако действие на сцене всё-таки происходило, и условный "сюжет" моноспектакля, который выстраивался согласно общепринятой литературной композиции: завязка — кульминация ― развязка, продвигался вперёд, держа зрительский зал в напряжении: все ждали подробностей дуэли. Время постановки отсчитывалось в обратном направлении — от похорон Пушкина и расследования причин его гибели до непосредственно самой дуэли, которая в финале спектакля была реконструирована с настоящими шинелями, антикварными пистолетами и скелетом, изображавшим Дантеса, которому, как известно, пуля Пушкина попала в руку. Фото: Елизавета Гришанова "Историческая реконструкция" дуэли вписывалась в действие моноспектакля-лекции: она не была художественной — только научные факты и разбор ошибок художников и актёров, воспроизводивших на полотнах, в кино и театре роковой эпизод из биографии "солнца русской поэзии". На сцене были представлены настоящие антикварные пистолеты французской фирмы "Le Page", очень похожие на те, которые были задействованы в дуэли. Иосиф Райхельгауз и Александр Кибовский бросили шинели, отсчитали девять шагов (на десять, как в дуэли, на сцене "Зимний сад" Школы Современной пьесы не хватило) и с пистолетом и скелетом встали напротив Евгения Богатырёва, держащего второй пистолет в руках. Он лёг на живот на сцене, изображая Пушкина, (сам поэт в такой позе, уже будучи раненым, стрелял в своего противника) и направил лазерный указатель, вставленный в дуло пистолета, на локтевую кость скелета. Подробно было дано разъяснение, как правильно держали пистолет на дуэли – в руках он должен был двигаться только вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Участники театрального вечера обсудили также причины, почему первая дуэль Дантеса, не очень хорошо стрелявшего, была для него удачной, а для Пушкина, который не раз участвовал в дуэлях, она закончилась трагически. Условия прошлых дуэлей с участием поэта были менее жёсткими: он ни разу не стрелялся с расстояния в десять шагов, а Дантесу просто повезло — пуля попала в пуговицу и не причинила особого вреда. Не было и кольчуги под его мундиром, в котором он явился на дуэль — подобные версии не более, чем миф. Фото: Елизавета Гришанова Существует версия: якобы Пушкин, принимая вызов на дуэль, хотел свести счёты с жизнью, разочаровавшись в ней, но, однако, он не собирался погибать, желая отомстить, отстоять свою честь, но это привело к трагедии. Может быть, для театра такая форма непривычна, и "моноспектакль" — весьма условное обозначение этой постановки, но зрители смотрели его с удовольствием и интересом. Если бы так читали лекции в вузах и проходили выступления на научных конференциях, было бы гораздо больше внимательных и заинтересованных слушателей.

Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
© Ревизор.ru