Гонка #751 12 марта 2006 года. Гран При Бахрейна. Сахир Поул Михаэль Шумахер (Ferrari 248 F1) – 1:31,431 (213,092 км/ч) Лучший круг Нико Росберг (Williams FW28) – 1:32,408 (210,839 км/ч) Победитель Фернандо Алонсо (Renault R26) – 1:29:46,205 (206,018 км/ч) Если посмотреть на результаты чемпионатов и Гран При в первое десятилетие XXI века, нетрудно заметить, насколько сильно выделяется сезон 2005 года. На протяжении практически всех сезонов этого десятилетия пилоты Ferrari вели борьбу за титул, и только в 2005-м остались не у дел, одержав всего одну победу – на печально известном Гран При США, где на старт вышли всего шесть машин. И это после того разгрома, что учинила Скудерия соперникам в 2004-м! Но в 2005-м за титул сражались Фернандо Алонсо из Renault и Кими Райкконен из McLaren. Титул в итоге достался испанцу. Естественно, в Ferrari не разучились делать машины, но свою роль сыграли два фактора. Первый – смена регламента. Изменения коснулись всех технических сторон спорта – шасси, моторов и шин. Но определяющими стали шины – по новым правилам, смена шин по ходу гонки запрещалась, хотя дозаправки, а значит пит-стопы, остались. Шинникам пришлось создавать совершенно новую резину, способную выдерживать дистанцию гонки. Второй фактор заключается как раз в том, что делая это, в Michelin и Bridgestone пошли разными путями. Японцы отталкивались от надёжности – шины, в первую очередь, должны были сохранять работоспособность в любых ситуациях. Французы же во главу угла поставили скорость. Из-за этого было несколько ситуаций, когда их шины разрушались по ходу дистанции, что приводило к сходам, но в целом скорость клиентов Michelin оказалась значительно выше. Конечно, абсурдность происходящего, ставшая особенно очевидной в Индианаполисе, не могла остаться незамеченной, так что уже в следующем году менять шины снова разрешили. Но помимо этого, в регламенте 2006 года было ещё много нового. Самые заметное среди них – изменение формулы двигателей. На смену 3-литровым V10 пришли моторы V8 объёмом 2,4 литра. Появился новый, сегодня хорошо нам знакомый формат квалификации из трёх сессий с выбыванием. В декабре 2005-го FIA объявила о том, что начиная с 2008 года в чемпионате будет только один поставщик резины, определяемый на тендерной основе. Однако компанию Michelin это категорические не устраивало, так что уже через несколько дней она объявила о том, что покинет Формулу 1 по окончании сезона 2006 года. Таким образом, это был последний чемпионат с конкуренцией между шинниками. Не будет большим преувеличением сказать, что сезон 2006 года знаменовал собой расцвет Формулы 1. В чемпионате появились две новые заводские команды – BMW, выкупившая Sauber, и Honda, купившая BAR. Если добавить сюда уже присутствовавшие Ferrari, Renault и Toyota, а также имевшую «полузаводской» статус McLaren-Mercedes, то можно сказать, что в чемпионате была представлена львиная доля ведущих автопроизводителей мира. Кроме того, под эгидой той же Honda к пелотону присоединилась новая команда – Super Aguri. А балансировавшую на грани выживания Minardi выкупила корпорация Red Bull, превратив в свою вторую команду – Toro Rosso. Сменила собственников и Jordan – теперь командой владела сталелитейная компания Midland, основатели которой, Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин, были выходцами из России. Как следствие, на зимних тестах с новой машиной, M16, работал российский гонщик Роман Русинов. С Toro Rosso, кстати, был связан небольшой скандал. Ещё в 2004 году, когда было объявлено о грядущей смене формулы двигателей, для Minardi с согласия всех команд сделали исключение – так как это была самая бедная и слабая команда, ей позволили использовать моторы V10 (с ограничителем оборотов и воздушным рестриктором). Но в конце 2005-го Пол Стоддарт продал Minardi концерну Red Bull, и хотя она теперь носила новое название и получила финансовую стабильность, унаследовала от предшественницы и право на использование трёхлитровых моторов. Что, конечно, очень не нравилось её конкурентам, Midland и Super Aguri. Первый этап сезона на сей раз принимал Бахрейн – в Австралии перенесли этап на более поздний срок, чтобы избежать пересечения с Играми Содружества, проходившими там же в Мельбурне. Результаты предсезонных тестов намекали, что несмотря на перемены, Алонсо вновь будет главным фаворитом сезона. Это же показали и тесты по ходу уик-энда. Что касается квалификации, то она впервые проводилась по новому формату, и результаты было оценивать трудно. Пилоты начинали финальную сессию с тем уровнем топлива, с которым планировали стартовать в гонке, и прежде, чем начать атаковать, проезжали несколько кругов, сжигая это топливо, чтобы снизить вес машины. В итоге к решающему кругу все были в разных ситуациях – кто-то сжёг больше топлива, кто-то меньше, кто-то больше использовал резину, кто-то меньше. Пилоты Ferrari заняли два первых места на старте, но перспективы Шумахера и Массы вызывали сомнения. В двух первых частях квалификации, с пустыми баками, они существенно уступали в скорости Алонсо, который был самым быстрым вплоть до финальной сессии. Собственно, время испанца, показанное им во второй части квалификации, так и осталось лучшим – поул Шумахера оказался чуть медленнее. Первыми жертвам нового формата стал Кими Райкконен и Ральф Шумахер. У Кими на первом же круге сломалась подвеска, он не успел показать никакого времени и стартовал последним. Появившиеся из-за его остановки красные флаги помешали Ральфу улучшить своё время, и он тоже остался за бортом квалификации. Помимо них, не вышли во вторую сессию пилоты Super Aguri и Midland, но это было вполне ожидаемо. А вот обе Toro Rosso прошли, что лишь усилило недовольство их соперников относительно использования 3-литровых двигателей. В целом было ясно, что судьбу гонки решат старт и стратегия. На старте Алонсо остался третьим, но через пару поворотов опередил Массу. Тем временем Шумахер захватил лидерство. Он оказался достаточно быстр на первых кругах, однако Фернандо это не удивило. «Мы полагали, что у нас очень разное количество топлива, так что атаковать на этой стадии не было смысла», - сказал после финиша испанец. Уровень топлива действительно был разным, но не настолько, насколько полагали в Renault. Шумахер поехал в боксы на 15-м круге, Алонсо – на 19-м. За эти четыре круга отыграть восемь секунд отставания он не успел и выехал из боксов позади Михаэля. Впрочем, Фернандо вообще повезло, что он добрался до боксов – в первом повороте восьмого круге преследовавший его Масса неожиданно потерял контроль над машиной и едва не выбил испанца! Машины едва разминулись, и Алонсо помчался дальше, а Фелипе отправился в боксы и откатился на последнее место. Второй отрезок у Шумахера и Алонсо был одинаковым по продолжительности, так что Фелипе вновь поехал в боксы на четыре круга позже Михаэля. Однако на этот раз эти четырёх кругов ему хватило, чтобы отыграться, и выехав из боксов он оказался бок о бок с Ferrari. Однако в первом повороте у Фернандо было небольшое преимущество, и он оттеснил Шумахера. Когда на следующем круге остановился Дженсон Баттон, Фернандо возглавил гонку и не упускал лидерства до самого финиша. Сюрпризом, однако, стало то, что Михаэль ничуть не отставал от действующего чемпиона, и вплоть до самого финиша угрожал ему атаками. Однако обгонять в Испании всегда было нелегко, так что Шумахер закончил гонку вторым, в секунде позади Алонсо. Третье место занял Райкконен, и учитывая тот факт, что он стартовал последним, это было действительно впечатляющее достижение. Кими уже к концу первого круга был 13-м, затем обогнал Льюцци и Култхарда, и извлёк большую пользу из своей стратегии одного пит-стопа, которая и принесла ему подиум. На финише финн уступил паре лидеров менее 20 секунд, так что вопрос о том, какая из машин в действительности была самой быстрой в этой гонке, остался открытым. Продвижению Кими помог и тот факт, что одного из дебютантов, Нико Росберга, развернуло на первом круге. Выступавший за Williams немец откатился на последнее место и всю оставшуюся часть гонки прокладывал себе дорогу наверх. На последних кругах он опередил Клина из Red Bull Racing и финишировал седьмым, позади своего напарника Марка Уэббера, и заработал очки, но ещё более впечатляющим оказался тот факт, что в своей первой гонке Нико показал лучший круг! Росберг стал самым молодым пилотом, когда-либо проезжавшим лучший круг – это достижение в 2016 году отберёт у него Макс Ферстаппен. В Williams были очень разочарованы исходом гонки, ведь с точки зрения чистой скорости машина продемонстрировала очень хороший потенциал. Однако не лучшая квалификация и не самая чистая гонка не позволили добиться большего, чем шестое и седьмое место, позади McLaren Монтойи. Остались недовольны итогами гонки и в Honda, так как Баттону не удалось реализовать потенциал своей машины из-за неудачи на старте. На последних кругах Дженсон прессинговал Кими, но опередить его не смог. «За исключением трёх первых секунд, это была хорошая гонка, – сказал британец после финиша. – Уверен, если бы не это, мы смогли бы побороться за победу». Благодаря победе, Алонсо захватил лидерство в чемпионате, но первая гонка задала куда больше вопросом, чем дала ответов, и опровергла ходившее в паддоке мнение о том, что Renault в этом чемпионате будет доминировать. Особенно большим сюпризом стала форма Ferrari, так как от них не ждали многого, но многие отмечали также, насколько быстры оказались Райкконен и Баттон. «Мы очень близки по скорости, – сказал Михаэль. – Я не уверен, есть ли вообще сейчас у кого-либо преимущество. Вероятно, если проанализировать результаты, станет ясно, что Кими был очень быстр в гонке, так что стоит подождать и посмотреть, как будут развиваться события. Темпы развития машины – ключевой фактор, и мы увидим, кто в этом окажется лучшим».
В Ф1 планируют ограничить возможности клиентских команд