Как умирали великие: повторит ли Williams судьбу Lotus или Brabham?

Brabham: брошенный чемпион Команда Brabham была основана в 1960 году австралийским гонщиком Джеком Брэбэмом и его близким соратником инженером Роном Торанаком. Свою первую победу в Формуле 1 Brabham одержала в 1964-м, а двумя годами позже Брэбэм стал чемпионом мира и принёс команде первый Кубок конструкторов. Уже в следующем году Brabham снова выиграла оба титула — чемпионом на этот раз стал Денни Хьюм. К концу 60-х Brabham стал крупнейшим в мире производителем гоночных машин, построив для своих клиентов 500 автомобилей, выходивших на старт многих других гонок, включая 500 миль Индианаполиса. В 1972 году команду приобрёл Берни Экклстоун, выкупивший активы у Торанака. Он вернул Brabham на подиумы, а Нельсон Пике дважды стал чемпионом — в 1981-м и 1983-м. Нельзя сказать, что Brabham была успешна на протяжении всей истории — бывали и взлёты, и падения, однако каждый раз команде удавалось вернуться — за счёт неожиданных инженерных решений или мощных двигателей. BrabhamФото: Minichamps.de Всё начало рушиться в 1986-м, когда на тестах в Ле-Кастелле погиб Элио де Анжелис, пришедший на смену Пике. Во время заезда оторвало заднее антикрыло, после чего автомобиль вылетел в отбойник и загорелся. Несмотря на сильный удар, де Анжелис избежал серьёзных травм, но получил тяжёлое отравление угарными газами и умер через полтора дня в больнице. В конце года об уходе из команды заявил дизайнер Гордон Марри, создававший победные машины для Brabham ещё с начала 70-х. Чуть позже окончательно потерял интерес к команде и Берни Экклстоун — к этому моменту свои основные силы он сосредоточил на работе в FOCA, ассоциации конструкторов Формулы 1. В итоге владельцем Brabham в 1989 году стал швейцарский финансист Йоахим Люти. Построенная Серхио Ринландом машина получилась неплохой, однако маломощные двигатели Judd оставляли мало шансов на успех. Тем не менее в Монако Стефано Модена финишировал третьим и завоевал для Brabham 124-й подиум — последний в истории команды. Уже в середине года Люти был арестован по обвинению в мошенничестве, неуплате налогов и растрате. Brabham перешла к японскому миллиардеру Кодзи Накаучи, но финансовое положение команды оставляло желать лучшего, и в кокпите один рента-драйвер сменял другого. Денег становилось всё меньше и меньше, и к середине 1992 года Накаучи продал команду Landhurst Leasing, однако это был конец: руководители компании вскоре попали за решётку по обвинению в коррупции, и Brabham, не закончив тот сезон, окончательно исчезла из мира Формулы 1. Колин Чэпмен и его командаФото: lotuscars.com Lotus: увядший цветок Для Формулы 1 имя Lotus является культовым — семь Кубков конструкторов и почти восемь десятков побед делают эту команду одной из пяти наиболее успешных за всю историю чемпионата мира. При этом Lotus знаменита не только победами, но многими инновационными решениями её основателя Колина Чэпмена, оказавшего неоценимое влияние на мир автоспорта в целом. Смерть Чэпмена в декабре 1982 года стала большим ударом для команды, но Lotus выжила, оправилась от потери и вновь стала серьёзной угрозой лидерам. Например, 95T 1984 года называли лучшим шасси в пелотоне, по-настоящему раскрыться которому помешал двигатель Renault, уступающий в мощности Porsche, BMW и Honda. А в 1985-м к команде присоединился Айртон Сенна, и на Гран При Португалии Lotus впервые со дня смерти Чэпмена выиграла гонку. Дела пошли на лад: после семи этапов сезона-1986 Айртон Сенна лидировал в чемпионате, и хотя впоследствии бразилец потерял много очков, Lotus поднялась на третье место Кубка конструкторов, опередив Ferrari. Новые успехи позволили договориться с Honda о поставке моторов, и теперь Lotus начинала сезон в качестве претендента на чемпионство. Но новая машина 99T с активной подвеской была не очень надёжной, а аэродинамика шасси уступала технике конкурентов. Сенна в итоге ушёл в McLaren, но с приходом Нельсона Пике в Lotus рассчитывали отыграться. Но 100T оказалась ещё хуже: инженеры ошиблись в расчётах в аэродинамической трубе, и теперь эту машину не мог вытянуть даже чемпионский двигатель. Эта неудача стоила места в команде Жерару Дюкаружу, который стал техническим директором Lotus после смерти Чэпмена. Ему на смену из Williams пришёл Фрэнк Дерни — созданная им Lotus 101 оказалась намного лучше предыдущей машины, но, лишившись поддержки Honda, команда перешла на двигатели Judd, уступавшие в мощности больше сотни лошадиных сил. Итог — ни одного подиума, уход Нельсона Пике и ключевых руководителей команды, включая Питера Уорра, управлявшего Lotus после смерти Чэпмена, Фрэнка Дерни и его помощника Майка Кофлэна. Мика Хаккинен. 1992 годФото: lotuscars.com Теперь Lotus повели за собой Питер Коллинз и Питер Райт, выкупившие активы у семьи Чэпмен. Коллинз собрал новых инженеров, пригласил молодого Мику Хаккинена и привлёк спонсоров. В 1992 году Lotus даже удалось вернуться в топ-5 Кубка конструкторов, но денег катастрофически не хватало — дорабатывать машину было не на что... Долги команды составляли 16 миллионов долларов, она перешла под внешнюю администрацию, а затем её приобрёл Дэвид Хант, брат чемпиона Формулы 1 Джеймса Ханта, но решить проблемы так и не удалось: поставщики отказывались работать с Lotus из-за её финансовых проблем, а спонсоры были готовы поучаствовать в проекте только при наличии подписанных соглашений с поставщиками. В феврале 1995-го некогда великая команда была окончательно распущена. Спустя много лет — в 2010 году — имя Lotus вернулось на стартовую решётку, и Кими Райкконен даже выиграл пару гонок за рулём чёрно-золотистой машины, но этот коллектив не имел ничего общего с тем чэпменовским. Да и просуществовала «новая» Lotus Тони Фернандеса и Жерара Лопеса в чемпионате совсем недолго… Музей Williams в ГроувеФото: Williams F1 Museum Какая же судьба ждет Williams? Созданная Фрэнком Уильямсом и Патриком Хэдом в 1977 году команда выигрывала Кубок конструкторов девять раз, больше титутов только у Ferrari, а значит, в Гроуве умели строить хорошие машины. Да, у коллектива были взлеты и падения, но серьезный спад начался после расставания с BMW, когда Williams оказалась в непростом финансовом положении c парой рента-драйверов, более известных своими спонсорами или фамилиями, а не спортивными успехами. В 2014 году произошло настоящее чудо, которому Гроув обязан двигателям Mercedes. Но этот ренессанс уже далеко позади — одних немецких двигателей уже недостаточно. На сегодняшний день, команда лишилась крупных спонсоров, и в такой ситуации ей необходим чёткий антикризисный план, который помог бы привлечь инвестиции и кадры, способные вытащить команду из той ямы, в которую она все глубже проваливается. Вместо этого за девять дней до старта сезона из Williams уходит технический директор и председатель совета директоров — Пэдди Лоу. Да, британский специалист не оправдал ожиданий — его первая машина FW41 оказалась ужасна, а вторую с трудом собрали. Но даже в этой ситуации увольнение (формально Лоу ушёл в отпуск, но никто не верит, что он из него вернётся) ключевой фигуры больше похоже на истерику. Возможно, у руководства уже есть опытный кандидат, готовый выйти на замену прямо сейчас и способный навести в команде хоть какой-то порядок, а то отсутствие долгосрочной стратегии может разрушить всё до основания. Сейчас трудно представить Формулу 1 без Williams , но на фоне последних неудач и затягивающегося кризиса перспектива исчезновения еще одной легенды ближе, чем когда-либо. ГроувФото: Twitter

Как умирали великие: повторит ли Williams судьбу Lotus или Brabham?
© autosport.com.ru