Как VR влияет на спортивную индустрию и какие проблемы еще предстоит решить?

VR-трансляции спортивных событий Олимпийские игры всегда были местом для экспериментов с новыми технологиями. Так, в 2016 году NBC впервые транслировал игры в Рио-де-Жанейро в виртуальной реальности. Церемония открытия и закрытия, соревнования по баскетболу, гимнастике, легкой атлетике, пляжному волейболу, дайвингу, боксу и фехтованию (всего около 85 часов контента) были доступны для просмотра в приложении NBC Sports для гарнитуры Samsung Gear VR. Правда, с дневной задержкой. Зимние Олимпийские игры-2018 уже можно было смотреть в виртуальной реальности в режиме реального времени — компания Intel провела VR-трансляцию всего мероприятия. Так болельщики получили возможность почувствовать атмосферу, царившую в Пхенчхане, не выходя из дома. Надевая шлем виртуальной реальности, они фактически смотрели игру вживую. Фото: Unsplash Особое внимание в сегменте виртуальных трансляций заслуживает компания Next VR. Она активно развивает полное погружение в крупнейшие спортивные события, расширяя функционал для болельщиков. Как правило, крупные спортивные организации скупы на продажу прав на трансляцию самых популярных турниров. Но с ней подписали контракты американские ассоциации хоккея, баскетбола и футбола. Инвесторы также поверили в ее потенциал — Sony, Warner и Comcast вложили деньги в ее развитие. Но пока зрительский опыт нельзя назвать на 100% позитивным. Среди проблем, которые еще нужно решить — невысокое качество картинки и зависание трансляции из-за высокой скорости движения спортсменов. Представьте, какую бурю негативных эмоций вызывают расплывчатые силуэты… И, как правило, происходит это в самый ответственный момент. В общем, пока VR не может заменить стадионы. Но технология стала хорошим подспорьем для тех, кто по каким-то причинам не может посетить соревнование вживую. И кроме того, выгодна с финансовой точки зрения, ведь позволяет продавать билет на одно и тоже место до нескольких тысяч раз. VR-тренировки профессиональных спортсменов В этой области одним из пионеров стала компания STRIVR. Их систему тренировок использовала лыжная сборная США при подготовке к зимней Олимпиаде в Пхенчхане. Спортсмены получили в свое распоряжение видео 360 градусов, снятое на склонах олимпийской трассы, — для отработки маршрута и движений. Методика сработала. Частично. Американская горнолыжница Микаэла Шиффрин вернулась домой с золотом в дисциплине «гигантский слалом». Но сборная заняла лишь скромное пятое место в медальном зачете. В НФЛ, где всего одна ошибка может привести к травме, VR-тренировки востребованы у семи команд. Они используют виртуальную реальность, чтобы улучшить время реакции. Интересен пример квотербека Си Джей Бетарда из клуба «Сан-Франциско». До начала сезона его рассматривали как резервного игрока. Но при помощи VR-тренировок он, моделировал различные игровые ситуации (до тысячи в неделю) и увеличил свои статистические показатели. В итоге он стал основным квотербеком. Фото: Unsplash Баскетболисты НБА и бейсболисты МЛБ также не остались в стороне и подключили VR к основной программе. Отчеты показывают, что это помогло им улучшить координацию и ловкость. Благодаря технологии виртуальной реальности спортсмены получили возможность заранее ознакомиться со стадионом, на котором им только предстоит выступить. Изучить стратегию противников, с которыми до этого не сталкивались. Но, пожалуй, самое главное — у них появился шанс оттачивать движения и навыки, не опасаясь переломов и повреждений суставов. Для профессиональных спортсменов даже минимальное преимущество над противником играет значение. Вот почему они с интересом смотрят на новые технологии и стараются применить их на практике. Однако невозможно точно оценить, действительно ли именно VR помогает достигать спортсменам новых высот. А ценник на VR-программы — стоят они от 50 тысяч до 150 тысяч долларов — заставляет задуматься: является ли такое дополнение к тренировкам эффективным и экономически выгодным. Умный VR-фитнес VR-тренировки сегодня доступны и для людей, желающих сбросить вес. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно 2,8 миллиона человек умирает в результате проблем со здоровьем, вызванных ожирением. И цифры эти растут. Пpи этoм тeндeнция нe имeeт ни мaлeйшиx пpeдпocылoк к зaмeдлeнию. Поход в фитнес-клуб кажется тяжелой работой. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, фитнес теряет свою популярность: если в 2013 году им занималось 43% россиян, то в 2018 году только 22%. Фото: Unsplash А те люди, которые покупают домой, например, велотренажер или беговую дорожку, месяц-другой занимаются, а потом забрасывают. Почему? Причина проста – отсутствие мотивации и пропадание интереса к монотонным тренировкам. Виртуальная реальность открывает потенциал для тех, кто ведет сидячий образ жизни. Опыт геймера Job Stauffer, страдающего избыточным весом, — яркий тому пример. Он потерял 22 килограмма, играя в течение пяти месяцев в свою любимую VR-игру Soundboxing. Существуют также специальные VR-тренажеры эффективно нагружающие все необходимые группы мышц. Их выпускают такие компании, как VirZoom, Icaros, Flyser. Это оборудование уже доказало свою эффективность. Аналитики в VirZoom провели исследование и поделились интересными данными. По их сведениям, пользователи занимались на велотренажере VirZoom в среднем 3,25 дня в неделю по сравнению с 1,5 днями в неделю на обычном велотренажере. Продолжительность средней тренировки составила 38 минут против 21 минуты на обычном велотренажере. В результате использование VR-тренажера привело к суммарному увеличению эффективности тренировочного процесса на 400%. Сложно поверить, правда? Но это научно объяснимо. Во-первых, пользователей захватывает новый VR-опыт, который невозможно получить на обычных тренажерах. Во-вторых, заниматься вместе с группой под руководством тренера интереснее и увлекательнее, к тому же на подсознательном уровне присутствует желание «не облажаться» перед другими. В-третьих, психологически циклическая нагрузка воспринимается легче. Давно известно, что главное в циклических тренировках (как бег, например, или велоспорт) — это тренировка мозга, а не тела. В VR же мозг большую часть времени занят получением аудиовизуальной информации. В связи с этим физический порог усталости увеличивается, а тренировки становятся эффективнее. Впрочем, хоть шлемы виртуальной реальности больше не напоминают громадные устройства с тонной проводов, есть все же ряд проблем, которые еще нужно устранить. Фото: Unsplash Начнем с того, что они плотно прилегают к коже и из-за этого в них потеет лицо. А еще линзы — их тоже приходится периодически протирать. И, пожалуй, главный вопрос — гигиенический: кем и как будут чиститься потные гарнитуры в спортивных залах? Все это можно решить, но, вероятно, потребуется несколько лет, прежде чем появятся VR-шлемы, оптимизированные для занятий спортом. Еще некоторые пользователи сталкиваются с проблемой головокружения. Его основная причина — сбой вестибулярного аппарата. Происходит он из-за невозможности обработки противоречащей друг другу информации. Например, сидим в кресле и смотрим VR-ролик, в котором катаемся на американских горках. Глаза видят, что мы находимся в движении, а вестибулярный аппарат этого не чувствует, поскольку человек находится в состоянии покоя. Здесь вопрос в некачественно выстроенной системе управления и перемещения в VR-пространстве. При использовании наших тренажеров, к примеру, головокружение возникает менее чем у 0,5% человек, поскольку то, что человек видит, то он и чувствует, — диссонанса нет. *** В заключение отмечу, что виртуальная реальность еще не полностью раскрыла свой потенциал в спорте. И вполне возможно, в ближайшем будущем появятся совершенно новые виды спорта, полностью основанные на VR и родственных технологиях — дополненной и смешанной реальности. Материалы по теме: Глава eBay в России: «У меня было 95 километров, чтобы подумать о жизни» Гавриил Гордеев: «Самое крутое — превратить хейтера в лояльную аудиторию» «В киберспорте нормально тренироваться по 10 часов в день» Классное шоу, хайповые идеи и надежные партнеры: как собрать пять миллионов просмотров за один ивент Как бренду интегрироваться в киберспорт. Кейс «Ситимобил» Фото на обложке: Unsplash

Как VR влияет на спортивную индустрию и какие проблемы еще предстоит решить?
© RB.ru