Блокировка после платного размещения объявления — с такой проблемой стали сталкиваться продавцы на Avito. Некоторые получают отписку, что причиной стали несколько учетных записей у одного пользователя. Другим вообще ничего не объясняют. Юрист РАНХиГС объяснил, кто здесь прав и что можно сделать в данной ситуации. Заблокировали за квартиру Житель Екатеринбурга Леонид Слоганов рассказал «360», что зарегистрировался на Avito около восьми лет назад и периодически платил деньги за продвижение аккаунта и публикацию VIP-объявлений. В марте он дал платное объявление о продаже квартиры. Его мать опубликовала еще одно со своего аккаунта. Несмотря на то, что оба профиля зарегистрированы на разных людей и телефонные номера, их заблокировали без возможности последующей разблокировки. В техподдержке сослались на пункт 11 условий пользования ресурсом в части нарушения прав третьих лиц. Затем объяснили, что по их мнению, Леонид нарушил условия, так как завел не одну, а несколько учетных записей. Пользователь направил в техподдержку претензию, где объяснил ситуацию и подчеркнул, что «нечестно блокировать учетную запись именно после оплаты». И попросил вернуть деньги, мотивируя это тем, что оплаченную услугу он не получил. Ему не ответили. В Свердловской области Avito — самый популярный сервис для продажи недвижимости. Поэтому на новый номер телефона Леонид зарегистрировал второй свой аккаунт. Разместил еще одно объявление, с другими текстом и фотографиями, о продаже своей квартиры. Заплатил 500 рублей за его продвижение и через несколько минут этот профиль тоже заблокировали. «Я написал гневное письмо, что как так, почему вы заблокировали этот аккаунт, когда вы уже заблокировали другие под предлогом „несколько учетных записей“? Они опять отвечают: „несколько учетных записей“. Хотя аккаунты были разными, зарегистрированными на разные номера. Но они в этом не разбираются», — заявил Леонид. После этого продавец снова поинтересовался, как он может получить деньги за неполученную услугу. Оказалось, что Avito вернул 500 рублей на счет заблокированного аккаунта, куда Леонид не может войти. «Я их спросил, куда вы мне их вернули, как мне их забрать? И впервые нормально сработала служба поддержки. Скинули мне бланк заявления, его нужно заполнить от руки и отправить в Москву почтой», — пояснил Леонид. Выбора нет По словам жителя Урала, с 2019 года администрация Avito начала блокировать пользователей из Свердловской области после размещения ими платных объявлений о недвижимости. В их регионе, отметил он, этому ресурсу альтернативы нет. «Это же не то, что они меня заблокировали, а я ушел к кому-то другому. Они понимают, что я все равно буду размещать у них объявления, как бы мне этого не хотелось», — заключил он. Житель Уфы зарегистрировался на Avito в 2008 году. Через сервис мужчина продавал автомобили. В конце 2018 года рубрика стала платной — 629 рублей за одно объявление. В марте он разместил три платных публикации и его заблокировали, якобы из-за наличия нескольких профилей. И это, отметил он, не единственный случай в его городе. «Делается это специально. Во-первых, вы размещаете платно объявления за 629 рублей не на 30 дней, а на 10-15, и вынуждены заново регистрироваться и оплачивать разовое размещение. Во-вторых, вам навязывают открыть магазин на Avito, а это выгодно только Avito. В-третьих, очень часто оплаченные услуги не применяются к вашему товару. Деньги снимают, а объявления не поднимают, не выделяют», — заключил он. Антону из Пензы заблокировали объявление после его платной активации. Деньги, разумеется, списали. С Максимом из Екатеринбурга случилось то же самое после того, как мужчина оплатил подъем и VIP-расположение своего сообщения. Похожих негативных отзывов в интернете можно найти много. В пресс-службе Avito «360» сообщили, что заботятся о качестве контента, доступного пользователям. Служба модерации стремится не допустить публикации информации, не соответствующей правилам сайта, а также нарушающей законодательство РФ. За систематическое несоблюдение правил, совершаемое несмотря на многократные предупреждения, предусмотрены санкции вплоть до блокировки аккаунта нарушителя вне зависимости от того, оплачены услуги или нет. «Средства за не оказанные услуги при этом возвращаются пользователю в полном объеме: либо на „Авито Кошелек“, либо на счет, с которого был произведен платеж», — отметили в пресс-службе. Нарушение прав потребителей Произошедшее, заявил «360» юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев, является нарушением прав потребителей. Человек внес оплату и рассчитывал получить услугу в полном объеме согласно условиям договора или даже публичного договора, если условия указаны на сайте. «Если этого не сделано, он вправе рассчитывать, как минимум на возврат стоимости или получение этой или аналогичной услуги в разумные сроки», — добавил Зверев. Возврат средств на счет заблокированного аккаунта, а не на карту, по его мнению навязанная услуга и фактическое лишение человека денег. В дальнейшем, пояснил юрист, при разблокировке предполагается, что человек потратит эти деньги у них же, а это тоже нарушение. И в этом случае можно смело обращаться к правоохранителям, но лучше постараться найти компромисс с Avito в досудебном порядке. Не читают соглашения Адвокат и старший преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов пояснил «360», что пользователи не всегда читают соглашения, которые заключают с различными ресурсами при использовании их услуг. А, там, как правило, есть пункт с разъяснением причин блокировки компании. Либо может быть указано, что компания имеет право блокировать учетные записи без объяснения причин. У Avito это содержится все в том же пункте 11 условий использования сайта. В ситуации с продажей квартиры, на его взгляд, пользователи схитрили, разместив разные объявления об одной квартире. Но Леонид и его мать являются физлицами, которых защищает закон о защите прав потребителей. При неоказании оплаченной услуги пользователь вправе требовать расторжения договора и возврата денег. «Другое дело, часто в соглашениях прописывается, что некая часть услуг уже оказана, поэтому всю сумму вам не вернут. Но в описанном случае все еще интереснее. Как можно не входя в личный кабинет и не видя официальную статистику контрагента, быть уверенным, что ваши права не нарушаются?» — добавил адвокат. С одной стороны, блокировка мешает продвижению объявлений. Хотя если потенциальные покупатели могут связаться с продавцом по указанному в объявлении телефону, то имущественные права не нарушены, а сервис обещанную услугу оказал. Но если продавец услугу оплатил, а его заблокировали и объявление удалили, то нужно требовать возврата средств и разбираться в причинах. Способ нажиться В ситуациях, когда деньги возвращают на счет замороженного профиля, откуда их невозможно получить, Некрасов усмотрел «злой умысел и недобросовестность». Юрист посоветовал продавцам сначала обратиться с письменной претензией к администрации ресурса, а если ее не удовлетворят — подать иск в суд. «Здесь, знаете, какая может быть хитрость? Они могут не возвращать такие деньги, если пропишут в своем договоре штраф за нарушение пользовательского соглашения. А именно, имеете, как они заявляют, несколько аккаунтов и вы под этим подписались. И это, кстати, будет вполне законно», — подчеркнул юрист. Со своей стороны потребители могут пожаловаться на действия компании в Роспотребнадзор и обратиться в суд. Но так как речь идет о маленькой сумме, то услуги адвоката обойдутся гораздо дороже. Юрист не исключил, что таким образом компания может наживаться на людях. «Может, да. Такие случаи бывают. Вот так, по мелочи, по мелочи… Потерялись на одном счету три тысячи рублей. Много это для оплаты юрпомощи? Нет. Час консультации у рядового адвоката в Москве. Это без составления претензии, иска. И никто никуда не пойдет, в Avito это понимают», — заключил адвокат.