Войти в почту

Эксперты: малому бизнесу в легкпроме нужна господдержка в продвижении брендов

МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Малому и среднему бизнесу в легкой промышленности требуется поддержка государства в продвижении брендов в России и за рубежом, а также госсубсидии при старте дела, такое мнение выразили опрошенные ТАСС представители государственных и общественных организаций, а представители экспертного сообщества и малого бизнеса. Необходимые меры поддержки для малого бизнеса, по мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Елены Дыбовой, заключаются в популяризации российских брендов. "[Нужны] тренды "покупай московское", "покупай тюменское", "покупай российское". С точки зрения качества, модели, лекал - наши предприниматели научились уже свою продукцию продвигать. Государство должно говорить, что надо одеваться в свое", - сказала она. Как отметила Дыбова, малому бизнесу нужны программы, которые бы позволяли им "не на коленке поднимать свой бизнес", не брать потребительские кредиты, а получить гарантированную поддержку со стороны государства. "Это касается всего малого бизнеса: надо давать возможность льготного стартового капитала", - рассказала вице-президент ТПП. Среди проблем малого бизнеса в легкой промышленности она также выделила недостаток профессиональных кадров. По ее словам, даже крупные и средние текстильные предприятия не могут найти профессионалов, хотя у них есть гарантированные объемы производства. "Что же говорить о малых [предприятиях], с их уникальными техническими заданиями?", - сказала она, добавив, что преимуществом малых компаний по выпуску, например, одежды является то, что они производят уникальные вещи небольшими партиями. Проблемы экспорта Государству, по мнению вице-президента ТПП РФ, необходимо оказывать поддержку экспорта малых компаний. "Внутри рынок можно и нужно завоевывать самостоятельно, бизнес - это не благотворительность. А вот чтобы покорить другую страну, здесь без государства не обойтись", - сказала она. В свою очередь руководитель Московского экспортного центра (МЭЦ) Кирилл Ильичев отметил, что основной проблемой в легкой текстильной промышленности малых компаний Москвы он видит невыстроенность работы предприятий. "Зачастую наши дизайнеры не могут обеспечить должное качество, четкие сроки поставок, необходимые объемы, постоянное регулярное обновление коллекций. А при работе с иностранными магазинами важно, чтобы работа была системной", - сказал он. Ильичев пояснил, что чаще всего в МЭЦ обращаются с проблемой временного вывоза товара. Он рассказал, что в МЭЦ обращался "один крупный дизайнер", который заключил соглашение с крупным европейским магазином. "По условиям продажи, если у них [предпринимателей] выкупают меньше 60%, они должны остаток вернуть в Россию. И по экономике проекта им легче не возвращать это и сжечь. До конца эти моменты не урегулированы", - сказал он. При этом Ильичев отметил, что МЭЦ уже ведет работу по разрешению подобных ситуаций. "Мы общаемся с Федеральной таможенной службой и нацелены на решение этих проблем", - сказал он, добавив, что меры поддержки государства также должны быть направлены на валютный контроль и продвижение наших брендов за рубежом. Продвижение брендов Замдиректора Фонда развития промышленности (ФРП), который предоставляет льготные займы бизнесу под 1-5% годовых и другие меры поддержки, Сергей Вологодский также считает барьером для экспорта МСП в легкой промышленности трудности с продвижением брендов. "Когда мы говорим об экспорте, встает вопрос об узнаваемости бренда. Многие заказывают вещи из-за рубежа - на ASOS, AliExpress - поэтому малым компаниям в этих условиях тяжело поставлять свою продукцию", - сказал он. Вологодский отметил, что в России много брендов, которые завоевали хорошую репутацию в своем сегменте, и они вполне могут конкурировать на международной арене. Однако для этого необходима поддержка государства. Также он заострил внимание на проблеме сертификации товаров при выходе на зарубежные рынки. "Есть примеры, необязательно в легкой промышленности, когда никаких барьеров для сертификации продукции нет [в России], но как только компания хочет выходить в зарубежные продуктовые сети, ей говорят, что продукция должна быть сертифицирована по требованиям других стран, хотя нацстандарта сертификации нет", пояснил он. При этом, по его словам, сертификацию нужно проходить обязательно, а она стоит значительных денег и может занимать не один месяц. Освоение отечественного рынка Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Андрей Разбродин отметил, что объем рынка текстильной и легкой промышленности внутри страны невелик, поэтому перед выходом на экспорт стоит освоить еще порядка 10-15% объема российского рынка. "Зарабатывать валюту мы можем и внутри страны. Нам нужно отобрать еще 10-15% рынка, тем самым мы будем тратить меньше валюты на закупку зарубежных товаров", - отметил он. Разбродин рассказал, что объем рынка легкой промышленности, по средней оценке, около 700 млрд рублей, а объем госпомощи на сегодняшний день - чуть меньше 3 млрд рублей. "Это несопоставимые цифры. Если мы говорим о том, что нам надо выйти на экспорт, а на своем рынке занимаем меньше 20%, то для чего выходить на экспорт?" - сказал президент Союзлегпрома. По его мнению, государству требуется развивать внутренний рынок и заниматься его регулированием: добровольной стандартизацией и сертификацией, улучшением качества продукции, запретом контрафактных и некачественных товаров. Отечественные поставщики Основатель российской компании по изготовлению обуви Migliori Махач Хайбаев среди основных барьеров в развитии малого бизнеса в легкой промышленности назвал конкуренцию с большими компаниями и поиск поставщиков сырья. "Нужно стимулировать создание производства сырья в России, чтобы были конкуренты. Когда легко достать сырье, люди начинают заниматься бизнесом, им легко начать свое дело", - сказал он. Также Хайбаев отметил, что, если на рынке будет больше российских производителей, то его компания сможет быстрее закупать более дешевое сырье. Кроме того, по его словам, Migliori тратит много времени и средств на продвижение своего бренда внутри страны. "Существует проблема конкуренции с большими компаниями. "Есть стереотип, что Россия - это некачественно", - посетовал он.