Войти в почту

Тема недели: Тайны Сент-Джеймс-сквер или какое будущее готовят Формуле 1

Когда в 2016 году Liberty Media стала владельцем коммерческих прав на Формулу 1, новое руководство обещало скорые перемены и решение вопросов, много лет считавшихся проблемными — раздутые бюджеты и неравномерное распределение призовых, слишком большой разрыв между топ-командами и остальным пелотоном, недостаточно яркие гонки и слабое присутствие чемпионата на площадках потребления контента — от соцсетей до Netflix. Пока решена только последняя задача – на экраны вышел сериал Drive to Survive, который знакомит публику с закулисьем вершины автоспорта, а когда же будет представлена Roadmap по остальным?! Drive to Survive: Формула 1 с человеческим лицом На Сент-Джеймс-сквер По итогам лондонской встречи стороны не сделали ни одного официального заявления, а вся информация ограничивается сообщениями анонимных источников. Известно, что Liberty Media провела две презентации — одну для Стратегической группы в составе десяти команд чемпионата, другую — для Комиссии Формулы 1, в которую входят промоутеры гонок, крупные спонсоры и партнёры первенства. Источники издания RaceFans сообщают, что "собрание" прошло позитивно. Чейз КэриФото: Twitter В своих презентациях Liberty поделилась собственным видением будущего Ф1. Оно включает в себя более равномерное распределение призовых и новый технический регламент, который также сократит разницу между топ-командами и их преследователями. Цель этих нововведений не только в том, чтобы помочь нынешним участникам стать более конкурентоспособными и получить шанс хотя бы иногда бороться за победы, но и привлечь в чемпионат новые команды. Правда, как именно Liberty намерена этих целей достичь — не сказано. Кроме того, ровно то же самое владельцы Больших призов заявляли и год назад, когда в дни Гран При Бахрейна в паддоке проходила такая же встреча. Только намерения сделать борьбу в чемпионате более справедливой и зрелищной, но никаких конкретных мер или предложений. Время, между тем, поджимает, ведь ещё тогда — в начале апреля 2018-го — эксперты утверждали, что у Liberty осталось всего полгода, чтобы договориться о новых правилах, иначе команды не успеют перестроиться на принципиально новый коммерческий или технический регламент. Прошёл уже год... Сирил Абитбуль и Кристиан ХорнерФото: Twitter Главная проблема — деньги Слишком большой разрыв между лидерами и середняками в первую очередь вызван разницей в финансовых возможностях команд. За Ferrari и Mercedes стоят крупные корпорации, спонсоры выстраиваются к ним в очередь, в то время как Force India прошлым летом обанкротилась — хотя три года подряд оставалась одной из сильнейших команд середины пелотона. И нынешняя система распределения призовых (общий фонд формируется из денег, вырученных от продажи прав на телетрансляции, и взносов промоутеров национальных Гран При) лишь усугубляет сложившуюся ситуацию — лидеры получают намного больше середняков, усиливая разрыв. Спонсорские доходы в Ф1 снизились на 25% за последние пять лет Для примера возьмём английскую футбольную премьер-лигу, в которой три года назад чемпионом стал середняк Leicester City. По итогам сезона 2017/2018 клуб West Bromwich Albion, занявший последнюю строчку, получил от лиги £94,7 млн, в то время как Manchester United и Manchester City выплатили по £149 млн. То есть лидер получает на 57% больше денег, чем аутсайдер. В Формуле 1 разница намного больше. Так, Sauber по итогам сезона-2017 получил в прошлом августе £34,9 млн, Haas — £39,9, а выплаты Ferrari составили в общей сложности £147,2 млн. То есть Скудерия получила в четыре раза больше денег, чем Sauber. Разница — почти в восемь раз больше, чем в английском футболе, где призовой фонд также в основном формируется из денег, заработанных на телетрансляциях. Вместе с этим постоянно растут расходы участников. Сейчас бюджеты лидеров достигают €400 млн. Haas, пожалуй, одна из самых экономных команд чемпионата, обходится суммой €150 млн — и призовые не покрывают даже трети этой суммы. Остальные средства команды получают от финансирующих свой проект владельцев и внешних спонсоров. И вот с последними начинается беда — с ростом расходов на участие ценник на вход в паддок остаётся слишком высоким для желающих ассоциировать себя с «Большими призами». Гюнтер Штайнер: Кто мешает другим использовать бизнес-модель Haas? Крупные корпорации, такие как Coca-Cola или IBM, и сейчас участвуют в Формуле 1, но они не являются титульными спонсорами, а их наклейки на машинах не так велики, как это было лет 20 назад. И если некоторые владельцы могут более или менее обеспечить команду за счёт собственных средств или своих компаний, то, например, Williams идти некуда и порой единственный выбор — связываться с сомнительными спонсорами. Такие есть в Формуле 1 и сейчас — производитель энергетических напитков, чей продукции нет на витринах магазинов и супермаркетов, или создатель смартфонов, не создавший до сих пор ни одного телефона. Rich Energy хочет стать новой Red Bull в Формуле 1? Liberty предлагает ограничение бюджетов Учитывая столь серьёзную разницу в возможностях, когда часть команд находится на грани разорения, а другая может круглыми сутками тестировать на суперкомпьютерах по десять различных 2-сантиметровых закрылков, соперничество получается не слишком справедливым. В реальной жизни это выглядит так: гонки выигрывают только две команды, третья время от времени может навязать им борьбу, а у остальных нет шансов. Чтобы поставить команды в более или менее равные условия, Liberty предлагает законодательно ввести в Формуле 1 потолок бюджета. Предполагается, что в оговоренную сумму не будут входить зарплаты гонщикам и топ-менеджменту, а также затраты на маркетинг и продвижение, но на разработку и постройку машин команды будут тратить примерно одинаково. Сейчас обсуждается потолок бюджетов в $150 млн, при этом снижение будет проходить постепенно — сначала ограничение будет составлять $200 млн. Однако главный вопрос не в том, на каком уровне оставить ограничение, а как следить за его исполнением. Одна из идей — назначить командам независимых аудиторов, но как быть с заводскими командами? Что помешает Fiat Chrysler Automobiles, владеющей Ferrari и Alfa Romeo, вложить кучу денег в разработку передовой трансмиссии для новой версии LaFerrari, а потом "внезапно обнаружить", что технология отлично подходит машине Формулы 1? Гран При МонакоФото: Ferrari «Потолок бюджетов — это очень сложный набор правил, — объясняет Сирил Абитбуль, руководитель команды Renault. — Сейчас они пытаются убедить участников чемпионата, но у каждой команды своя бизнес-модель, так что это будет непросто. Я считаю, что новый коммерческий регламент даже важнее технического. Сейчас всё выглядит так, что мы можем потерять одну-две команды». Сирил Абитбуль: Для Renault важно введение ограничения бюджета в Формуле 1 Помимо ограничения расходов существует ещё одна мера, которая позволила бы снизить разницу в бюджетах команд. Речь об отмене исторических бонусов таким командам, как Ferrari или McLaren. Размеры этих бонусов прописаны в индивидуальных контрактах команд с организаторами чемпионата. Например, Ferrari получает дополнительно порядка £80 млн просто за то, что это Ferrari. Эти соглашения действуют до конца сезона-2020, и Liberty, судя по всему, намерена отказаться от такой практики. Но лидерам такой ход едва ли понравится, а потому одного желания Liberty может оказаться мало. Есть и другая проблема — технический регламент Ещё одна преграда на пути к идеальной по Liberty Формуле 1 — малое число обгонов. В принципе, в Формуле 1 никогда не было такого числа обгонов, как, например, в гонках NASCAR, поскольку это принципиально разные по характеру состязания, тем не менее организаторы «Больших призов» рассчитывают в обозримом будущем сделать Гран При более зрелищным. F1 Live в ЛондонеФото: Twitter Сейчас совершить обгон в гонке крайне трудно — поток возмущённого воздуха от автомобиля не позволяет аэродинамике машины-преследователя работать в полную мощь, а потому гонщик-преследователь в решающий момент теряет порядка 80% своей прижимной силы. В таких условиях непросто удержаться в повороте, не говоря уже об атакующих манёврах. Решить проблему пытались уже в этом году, запретив нагромождения сложных аэродинамических элементов на передних крыльях. Пока ощутимого эффекта это не дало, возможно, даст в будущем, однако для полного решения проблемы необходимы кардинальные шаги. И он, похоже, сделан. Какими будут машины Ф1 в 2021 году? Первое компьютерное изображение На этой неделе появились рендеры проекта INDIA, в рамках которого происходит анализ поведения концепта шасси 2021 года. У него ещё более простые крылья, отсутствуют дефлекторы перед боковыми понтонами и в целом не самая впечатляющая аэродинамика, однако главное в другом — у этого виртуального шасси есть граунд-эффект. Возможно, именно в граунд-эффекте, которому не нужен "правильный" поток воздуха, позволит вести борьбу колесо в колесо, не теряя прижимной силы. Судя по всему, Liberty и техническая группа Формулы 1 под руководством Росса Брауна в это верят. Граунд-эффект – ключ к здоровью Формулы 1 Но возвращение граунд-эффекта вынудит команды проектировать машины с чистого листа — изменения регламента в 2009 или 2017 годах покажутся лёгкой прогулкой. Подобные изменения по масштабу можно сравнить разве что с появлением турбогибридных двигателей в 2014-м, к которым команды готовились полтора года (кто-то даже больше), а сезон-2021 стартует уже через два. Вывод Если переходить на машины с граунд-эффектом или ограничивать расходы, то договориться об этом нужно уже сейчас. Пока же ни Liberty, ни FIA, ни команды не знают, что будет дальше с Формулой 1. Тото Вольф, Чейз Кэри и Росс БраунФото: Twitter

Тема недели: Тайны Сент-Джеймс-сквер или какое будущее готовят Формуле 1
© autosport.com.ru