Эти гонки привлекают внимание миллионов. У них есть все шансы затмить «Формулу-1»

«Формула-Е» — крупнейший чемпионат мира среди электромобилей. Создатели новой гоночной серии, как и представители других формул, любят быструю езду, а еще... заботятся об окружающей среде. С «Формулой-Е» уже сотрудничают Audi и Jaguar, а следят за новыми гонками миллионы любителей автоспорта. «Лента.ру» съездила на этап в Рим и узнала, как машины на батарейках пытаются побороться с «Формулой-1» за внимание болельщиков и деньги спонсоров. Первая гонка «Формулы-Е» прошла в Пекине в 2014 году, а на старт тогда вышли исключительно электрокары Spark-Renault. Сегодня в гонках участвуют уже 10 моделей, а количество спонсоров выросло с шести до 15. В серии участвуют 22 гонщика, среди которых бывшие пилоты «Формулы-1» — Фелипе Масса (вице-чемпион «Ф-1» сезона-2008), Лукас ди Грасси и Жан-Эрик Вернь, — из 11 команд, в число которых входит Audi, Nissan и Jaguar. По словам коммерческого директора чемпионата Янни Андрополоса, за пять лет «Формула-Е» приблизилась к главному гоночному чемпионату, а по технологиям даже обошла его. Внешне электрокары напоминают самолеты-истребители, сделаны они как и болиды «Формулы-1» из легчайшего карбона, так что в среднем весят 700 килограммов (для сравнения масса обычного электрокара достигает двух тонн). Средняя скорость такого болида — 240 километров в час, в «Ф-1» — 290 километров в час. Инженеры Audi считают, что электрокары могут разгоняться и до 300 километров в час, но трассы «Формулы-Е» вынуждают гонщиков совершать резкие повороты и торможения, а значит сильный разгон впустую израсходует заряд аккумулятора. Главное отличие от «Формулы-1» — отсутствие выхлопных газов и бесшумность болидов. Вместо бензина — зарядные устройства. Специальные станции для них производит компания ABB, специализирующаяся на электротехнике и ставшая в прошлом году титульным спонсором серии. Заряжают машины каждый день: первые 50 процентов — 30 минут, зарядка второй половины может растянуться на два-три часа. Но ABB уже разработала новую станцию: всего четырех минут зарядки хватает на 100 километров. Главная задача специалистов на сегодняшний день — сократить и это непродолжительное время. В идеале оно должно быть сопоставимо со временем заправки бензина в бак обычной машины. До нынешнего сезона электрокарам не хватало мощности аккумуляторов, чтобы пройти всю дистанцию, поэтому в соревнованиях участвовало по две машины от каждой команды. Гонщики заезжали на пит-стоп на одном болиде и пересаживались в другой. Пытаясь ускорить процесс замены машины, команды иногда даже забывали пристегнуть гонщика. После этого был установлен минимальный лимит времени на пит-стоп. Сегодня остановки пилотам не требуются, но в руководстве серии заявляют, что в новом сезоне вернут пит-стопы уже в другом формате. Можно предположить, что серия пытается угнаться за «Формулой-1», где пит-стопы являются неотъемлемой и зрелищной частью гонки, вызывая у зрителей большой интерес. За четыре года существования «Формула-Е» собрала 400-миллионную ТВ-аудиторию и 500 миллионов зрителей в интернете. В «Формуле-1» в разы больше болельщиков, но и существует она на 60 лет дольше. «Формула-Е» привлекательнее своим влиянием на экологию. Никаких выхлопных газов, двигателей или бензина. Электричество не вредит природе, а главное — восполнимо. Человечество в состоянии производить его, что снимает вопрос о трате ресурсов. Еще «Формула-Е» понравится поклонникам интерактива, ведь здесь болельщики влияют на ход соревнований. Создатели серии придумали фанбуст — систему голосования, при которой зрители в интернете выбирают любимого пилота, и победитель по ходу гонки получает возможность увеличить мощность электрокара до 240-250 киловатт. В следующем сезоне организаторы обещают новую забаву: зритель, скачавший приложение на смартфон, сможет стать участником гонки. Выглядеть это будет так: гонщиков подключат к специальным датчикам, которые перенесут их в виртуальную реальность, так что болельщики смогут «ехать» по трассе параллельно со спортсменами. Еще один плюс «Формулы-Е» — доступность. Стоимость билета составляет от 40 евро до 60 евро (для сравнения, билеты на майский этап «Формулы-1» в Монако стоят от 60 до 4000 евро). Гонки проводятся в черте города. Зрители не тратят силы на то, чтобы добраться до трассы и оплатить жилье, да и соревнования на фоне зданий и скверов выглядят необычно. Президент «Формулы-Е» Александр Арара мечтает изменить представление людей об электрокарах и заставить большее количество горожан слезть с бензиновой иглы. В следующем сезоне в чемпионате будут представлены уже четыре крупнейших немецких производителя — Mercedes, Porsche, Audi и BMW. Автомобильные концерны готовы вкладываться в эту сферу. Главное, к чему стремится серия сегодня — привлечь новую аудиторию. Если сейчас соревнования посещают местные зрители, то следующая цель — заставить болельщиков путешествовать по миру за любимыми командами или гонщиками. Но до этого чемпионату предстоит пройти немалый путь. Соревнования в Риме — первые европейские в этом сезоне. За день до начала дороги в окрестностях проведения гонки перекрыли, и без того проблемный трафик превратился для города в катастрофу. К счастью, гонку проводили не в центре, а на окраине. Город-музей здесь выглядит как спальный район с панельками и продуктовыми магазинами. Место, огороженное под трассу, — памятник эпохи Бенито Муссолини, на месте похожего на ВДНХ парка и местного дворца Советов. Открывала экологичные гонки мэр Рима Вирджиния Раджи, окруженная толпой журналистов. По ее мнению, если жители столицы пересядут на электрокары и перестанут загрязнять воздух выхлопными газами, столица «заживет круто». После выступления зал опустел — местным корреспондентам соревнования оказались интересны меньше, чем заявления политика. А зря. На вечно солнечный Рим опустились тучи, и впервые в истории «Формулы-Е» гонка могла пройти под дождем. Но не прошла. Вместо ливня на первых кругах гонки случилось другое происшествие, тоже довольно редкое. Аргентинский гонщик Хосе Мария Лопес на одном из поворотов столкнулся с соперником Сэмом Бердом, так что развернувшиеся болиды заблокировали проезд. Несмотря на то что городские трассы довольно узкие, такого в серии еще не случалось. В «Формуле-1» полная блокировка трассы встречается примерно раз в сезон. На восстановление движения потребовалось 50 минут: нужно было заново установить отбойники, ведь в случае аварии болиды могли вылететь в бетонные стены жилых домов. Пока машины выстраивали в правильном порядке, зрителей развлекали. Духовой оркестр исполнил гимн страны не хуже Джиджи Буффона в финале чемпионата Европы, актер Юэн Макгрегор улыбался и раздавал автографы, а бодрый комментатор травил анекдоты на итальянском. Крики комментатора оказались самыми громкими на трассе, сами электромобили практически не издавали шума. Даже жителям близлежащих домов соседство с гонками не мешало: парочка на скейтах фотографировалась на фоне проносящихся машин, мужчина в майке-алкоголичке вышел на балкон покурить — в визжащей покрышками «Формуле-1» представить такой антураж невозможно. Победителем гонки в Риме стал новозеландец Митч Эванс, впервые за три года выступлений поднявшийся так высоко. Пилоту всего 24 года, у него нет опыта выступлений в «Формуле-1», и карьеру он строит в гонках на электромобилях. На это стоит обратить внимание и создателям «Формулы-Е»: зачем оглядываться на многолетнего лидера автоспорта, если можно идти своей дорогой.

Эти гонки привлекают внимание миллионов. У них есть все шансы затмить «Формулу-1»
© Lenta.ru